Принятие Социальной концепции Русской Православной Церкви
Основы Социальной концепции Русской Православной Церкви (далее Концепция) были приняты на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году. Цель Концепции была сформулирована в докладе митрополита Кирилла (ныне Святейшего патриарха Московского и всея Руси) – «дать принципиальный богословский ответ на проблемы церковно-государственных и церковно-общественных отношений, предназначенный для всех наших пастырей, для всей паствы». Церкви «необходима долгосрочная программа общественного служения, опирающаяся на православное богословское осмысление положения Церкви в плюралистическом секулярном обществе». (18) (см. Осн. источники, № 6)
В своем Определении об Основах социальной концепции РПЦ Собор утвердил Концепцию, как излагающую «базовые положения по вопросам церковно-государственным отношениям и по ряду современных общественно значимых проблем», а также решил «считать данный документ отражающим официальную позицию Московского Патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом».
Собор призвал все церковные структуры, священнослужителей и мирян руководствоваться «Основами социальной концепции во взаимоотношениях с государственной властью, различными светскими объединениями и организациями, внецерковными средствами массовой информации», а также в церковной жизни и пастырской практике. С этой целью Собор решил включить изучение Концепции в «учебный процесс в духовных школах Московского Патриархата» (19) (см. Осн. источники, № 5, Заключение)
В самой Концепции предложен и механизм ее развития, дополнения и совершенствования. «По мере изменения государственной и общественной жизни, появления в этой области новых значимых для Церкви проблем, основы ее социальной концепции могут развиваться и совершенствоваться. Итоги данного процесса утверждаются Священным Синодом, Поместным или Архиерейским Соборами». (20) (см. Осн. источники, № 5, Заключение)
Основным предметом Концепции «являются фундаментальные богословские и церковно-социальные вопросы, а также те стороны жизни государств и обществ, которые были и остаются одинаково актуальными для всей церковной Полноты в конце ХХ века и в ближайшем будущем», говорится в краткой преамбуле Концепции. (21) (см. Осн. источники, № 5, Преамбула)
В своем докладе на Архиерейском соборе митрополит Кирилл также подчеркнул, что рассматриваемый документ «получил имя не доктрины и даже не концепции, но был назван «Основами социальной концепции Церкви». Таким образом «по мере изменения общественной ситуации социальное учение Церкви, несомненно, будет дополняться, совершенствоваться и развиваться…». Можно сказать, что Концепция вводит новые понятия и создает базис богословской социальной мысли. (22) (см. Осн. источники, № 6)
Основные разделы Социальной концепции РПЦ
Основным богословским положениям посвящена первая глава Концепции. Затем идут главы, посвященные отношению Церкви к нации (2 глава), государству (3 глава), светскому праву (4 глава) и политике (5 глава). Эти наиболее общие вопросы церковно-государственного взаимодействия, их можно назвать первой частью Концепции.
Во вторую часть Концепции можно условно внести шестую и седьмую главы, посвященные труду и собственности.
Третью часть Концепции могут составить вопросы войны и мира, которые рассматриваются в восьмой главе, и вопросы преступности, которые представлены в девятой главе.
В четвертую, наиболее проработанную часть, могут составить главы, посвященные здоровью (11 глава), проблемам биоэтики (12 глава) и экологии (13 глава).
Завершают Концепцию пятая часть, в которую можно включить вопросы личной, семейной и общественной нравственности (10 глава) и вопросы науки, культуры и образования (14 глава), которые, несмотря на важные темы, в них включенные, представлены в Концепции достаточно кратко и сейчас требуют дальнейшего дополнения и совершенствования. В этой главе и в Концепции в целом также отсутствует молодежное направление, произошло это потому, что Архиерейский собор утвердил отдельную Концепцию молодежного служения, основные положения которой будут рассмотрены в настоящей работе.
В пятую заключительную часть также можно включить главы о средствах массовой информации (15 глава) и международных отношениях, глобализме и секуляризации (16 глава).
Принятая Концепция вызвала широкий резонанс в научном сообществе, в средствах массовой информации. По ее итогам ряд традиционных конфессий - мусульмане и иудеи - также подготовили и приняли свои документы по социальному взаимодействию с государством и обществом. Вышли ряд монография, научных работ и статей, в том числе критических, по изучению и обсуждению Концепции. В частности заметный интерес со стороны научного сообщества привлекали темы "Проблемы государства и межконфессиональные отношения", "Культура, общественное служение", "Право и политика", "Средства массовой информации". (23) (см. Доп. источники, № 36, стр. 3)
В целом можно сделать вывод, что Концепция достаточно подробно и качественно рассмотрела большую часть направлений взаимодействия Церкви с государством и светским обществом. Документ был в целом положительно принят, и в церковном, и в светском сообществе. Концепция положила начало дискуссии по многим сложным вопросам, стоящим перед обществом, и в дальнейшем стала основой для их обсуждения и развития.