Средне – старше – подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР
Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения
Детский сад № 7 комбинированного вида
Выборгского района Санкт-Петербурга
04.09 - 12 |
Санкт – Петербург
Содержание:
I | Целевой раздел Программы | |
1.1 | Пояснительная записка | 3 - 10 |
II | Содержательный раздел Программы | |
2.1.1 | Описание непрерывной образовательной деятельности в группе ЗПР | 10 - 22 |
2.1.2 | Комплексно – тематическое планирование в группе ЗПР | |
2.2.. | Коррекционно – образовательная работа | 22 - 23 |
2.3 | Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения основной адаптированной программы дошкольного образования | 23 - 24 |
2.4 | Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников | |
III | Организационный раздел Программы | |
3.1 | Режим пребывания воспитанников в группе (12 часов) зимний период, весенне – летний, щадящий, и др. | |
3.2 | Структура реализации образовательной деятельности | 25-27 |
3.3 | Максимально допустимая образовательная нагрузка | 27-28 |
3.4 | Учебный план | |
3.5 | Расписание непрерывной образовательной деятельности | |
3.6 | Создание развивающей предметно-пространственной среды групп | |
3.7 | Культурно – досуговая деятельность | |
3.8 | Методическое обеспечение непрерывной образовательной деятельности | |
3.8.1. | Специальные педагогические условия | |
IV | Приложения | 30 - 96 |
1. Целевой раздел рабочей программа
Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в группе № 14 разработана на основе адаптированной основной образовательной программы Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 7 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга (далее – рабочая программа), утвержденной Педагогическим Советом Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 7 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга.
Данная программа позволяет построить систему коррекционно-развивающей работы в коррекционной группе компенсирующей направленности для детей со смешанными специфическими расстройствами психического развития на основе полного взаимодействия и преемственности всех специалистов ДОУ и родителей дошкольников. Программа решает задачи развивающего обучения, всестороннего развития интеллектуально-волевых качеств и формирования базовых психических процессов.
Цель: | Реализация всестороннего развития ребенка в дошкольный период интеллектуального, физического. Эмоционального, нравственного. Волевого, социально – личностного через соответствующую его возрастным особенностям развивающую среду. |
Задачи: | Из поставленной цели, формируются следующие задачи: Создание ребенку с ЗПР возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития; обеспечение охраны и укрепления здоровья ребенка; коррекция (исправление или ослабление) негативных тенденций развития; стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой); профилактика (предупреждение) вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе; обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности: 1.Непосредственно организованной образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. 2.Непосредственно организованной образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов; 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Коррекционная работа, осуществляется в процессе взаимодействия со специалистами: учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога. 5.Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы. Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно - образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой группы |
Принципы и подходы к формированию рабочей программы | 1.Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. 2.Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики). 3.Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»). 4.Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников. 5.Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. 6.Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса. 7.Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. 8.Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра). 9.Строится на принципе культуросообразности. Учитывает национальные ценности и традиции в образовании. Обязательная часть программы построена с учетом парциальной образовательной программы «От рождения до школы» разработанной коллективом авторов под редакцией В.Е. Веракса; Т.С. Комаровой; М.А.Васильевой. |
Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей психофизиологического развития детей (группы) | Группу посещают дети от четырех до семи лет. Списочный состав 12 человек. Социально – коммуникативное развитие. У детей группы отмечается отклонение в эмоционально-волевой сфере, нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со сверстниками, фамильярность по отношению к взрослым, манерность, суетливость, частая смена настроения. Это свидетельствует о недоразвитии социальной зрелости. Наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в более длительном времени для приема и переработки сенсорной информации, в недостаточности знаний об окружающем мире, в затруднении при узнавании предметов находящихся в непривычном положении, контурах и схематических изображений. Сходные качества этих предметов, воспринимаются как одинаковые. Познавательное развитие Выраженное отставание в развитии познавательной деятельности, начиная с ранних форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного) при анализе предмета или явления, дети называют лишь поверхностные несущественные качества. В качестве наиболее характерных особенностей внимания отмечаются: рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения. Это особенно проявляется в условиях, когда выполнение задания осуществляется при наличии одновременного действующих речевых раздражителей, присутствует неравномерность и замедленность развития устойчивости внимания. Уровень познавательной деятельности снижен из-за недостаточной любознательности.Эти особенности внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности, несовершенством навыков и умений, самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению Речевое развитие Наблюдаются несформированность компонентов сюжетно-ролевой игры. Диапазон нравственных норм и правил общения, отражаемых детьми в играх, невелик, беден по содержанию. Словарный запас очень мал из-за недостаточных знаний и представлений об окружающем мире, о количественных, пространственных, причинно-следственных отношениях. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь: дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Художественно – эстетическое развитие В изобразительной деятельности ребенок свободно может изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы, состоящих из частей разной формы и соединений разных линий. Расширяются представления о цвете (знают основные цвета и оттенки, самостоятельно может приготовить розовый и голубой цвет). Старший возраст - это возраст активного рисования. Рисунки могут быть самыми разнообразными по содержанию: это жизненные впечатления детей, иллюстрации к фильмам и книгам, воображаемые ситуации. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Рисунки отдельных детей отличаются оригинальностью, креативностью. В лепке детям не представляется трудности создать более сложное по форме изображение. Дети успешно справляются с вырезыванием предметов прямоугольной и круглой формы разных пропорций. Старших дошкольников отличает яркая эмоциональная реакция на музыку. Появляется интонационно-мелодическая ориентация музыкального восприятия. Дошкольники могут петь без напряжения, плавно, отчетливо произнося слова; свободно выполняют танцевальные движения: полуприседания с выставлением ноги на пятку, поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке и т.д. Могут импровизировать, сочинять мелодию на заданную тему. Формируются первоначальные представления о жанрах и видах музыки. Физическое развитие Продолжается процесс окостенения скелета ребенка. Дошкольник более совершенно овладевает различными видами движений. Тело приобретает заметную устойчивость. Дети к 6 годам уже могут совершать пешие прогулки, но на небольшие расстояния. Шестилетние дети значительно точнее выбирают движения, которые им надо выполнить. У них обычно отсутствуют лишние движения, которые наблюдаются у детей 3-5 лет. В период с 5 до 6 лет ребенок постепенно начинает адекватно оценивать результаты своего участия в играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом к 6 годам начинает доставлять ребенку радость, способствует эмоциональному благополучию и поддерживает положительное отношение к себе («я хороший, ловкий» и т. д.). Уже начинают наблюдаться различия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков - более прерывистые, у девочек - мягкие, плавные). К 6 годам совершенствуется развитие мелкой моторики пальцев рук. Некоторые дети могут продеть шнурок в ботинок и завязать бантиком. В старшем возрасте продолжают совершенствоваться культурно-гигиенические навыки: умеет одеться в соответствии с условиями погоды, выполняет основные правила личной гигиены, соблюдает правила приема пищи, проявляет навыки самостоятельности. Полезные привычки способствуют усвоению основ здорового образа жизни. |
Основания разработки рабочей программы (документы и программно-методические материалы) | Федеральный уровень ü Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в РФ». ü Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384). ü Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». |
Срок реализации рабочей программы | 2017-2018 учебный год (Сентябрь 2017 – август 2018 года) |
Целевые ориентирыосвоения воспитанниками группы образовательной программы | Результаты освоения Программы формулируются в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС ДО) через раскрытие динамики формирования уровня развития и образования воспитанников в данный возрастной период освоения программы по 5-ти образовательным областям развития детей. К возрасту 6,7 лет при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития и образования ребенка: Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Ребёнок может научиться Объединяясь в игре со сверстниками, договариваться, во что играть, кто кем будет в игре, подчиняться правилам игры. Разворачивать сюжет игры, принимать на себя роль, овладевать способом ролевого поведения. Соблюдать ролевое соподчинение (продавец — покупатель) и вести ролевые диалоги. В дидактических играх противостоять трудностям, подчиняться правилам. В настольно-печатных играх выступать в роли ведущего, объяснять сверстникам правила игры. Адекватно воспринимать в театре (кукольном, драматическом) художественный образ. В самостоятельных театрализованных играх воплощаться в роли, используя художественные выразительные средства (интонация, мимика), атрибуты, реквизит. Самостоятельно одеваться, раздеваться, складывать и убирать одежду. Накрывать на стол. Готовить к занятиям свое рабочее место, убирать материалы по окончании работы. Соблюдать элементарные правила поведения в детском саду. Соблюдать элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения. Различать и называть специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Милиция»), объяснять их назначение. Понимать значения сигналов светофора. Узнавать и называть дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети». Различать проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра». Соблюдать элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе). Образовательная область «Познавательное развитие» Ребёнок может научиться: Различать, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, размер, назначение). Считать до 10 (количественный счет). Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечает на вопросы «Сколько всего?», «Который по счету?». Сравнивать количество предметов в группах на основе счета, а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар); определять, каких предметов больше, меньше, равное количество; уравнивать неравные группы двумя способами (удаление и добавление единицы). Сравнивать предметы по величине (больше — меньше, выше — ниже, длиннее — короче, одинаковые, равные) путем приложения или наложения. Различать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, шар, куб; выделять их характерные отличия. Анализировать образец постройки. Планировать этапы создания собственной постройки. Определять положение предметов в пространстве по отношению к себе (вверху — внизу, впереди — сзади); двигаться в нужном направлении по сигналу: вперед и назад, вверх и вниз (по лестнице). Определять части суток, называет утро, день, вечер, ночь. Называть разные предметы, которые окружают его в помещениях, на участке, на улице; их назначение; обобщать. Классифицировать предметы, определять материалы, из которых они сделаны. Объяснять целесообразность изготовления предмета из определённого материала. Устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения. Образовательная область «Речевое развитие» Ребёнок может научиться: Пользоваться в повседневном общении фразами из 3-4 слов. Понимать и использовать в активной речи предлоги в, на, под, за, перед. Строить фразы по картинке из 3-4 слов. Использовать в речи существительные и глаголы в единственном и множественном числе. Понимать простейший текст, устанавливать причинно - следственные связи, отвечать на поставленные вопросы. Инсценирует с помощью взрослого отрывки из сказок. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Ребёнок может научиться: Рисование. Изображать предметы путем создания отчетливых форм, подбора цветов, аккуратного закрашивания. Создавать несложный сюжет. Выделять выразительные средства дымковской игрушки. Украшать силуэты игрушек элементами росписи. Лепка. Создавать образы разных предметов и игрушек, используя все многообразие усвоенных приемов лепки. Аппликация. Правильно держать ножницы и уметь резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник); вырезать круг из квадрата, овал — из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы. Аккуратно наклеивает изображения предметов, состоящие из нескольких частей. Составлять узоры из геометрических фигур. Образовательная область «Физическое развитие» Ребёнок может научиться: Выполнять ходьбу и бег, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп. Лазать по гимнастической стенке (высота 2,5). Принимать правильное исходное положение при метании; может метать предметы разными способами правой и левой рукой; отбивать мяч о землю (пол) не менее 5 раз подряд. Ловить мяч кистями рук с расстояния до 1,5 м. Строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу. Ориентироваться в пространстве, находить левую и правую стороны. Выполнять упражнения, демонстрируя выразительность, грациозность, пластичность движений. Соблюдать элементарные правила гигиены (по мере необходимости мыть руки с мылом, пользоваться расческой, носовым платком, прикрывать рот при кашле). Обращаться за помощью к взрослым при заболевании, травме. Соблюдать элементарные правила приема пищи (правильно пользоваться приборами, салфеткой). |
Система оценки достижения планируемых результатов
Объект педагогической диагностики | Формы и методы | Периодичность | Длительность и сроки |
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» | Наблюдение, анализ, продуктивная деятельность, беседы, игры, игровые упражнения, игровые ситуации | 2 раза в год | Сентябрь 3 недели Май 2 недели |
Образовательная область «Познавательное развитие» | Наблюдение, анализ, продуктивная деятельность, беседы, игры, игровые упражнения, игровые ситуации, схема | 2 раза в год | Сентябрь 3 недели Май 2 недели |
Образовательная область «Речевое развитие» | Наблюдение, анализ, продуктивная деятельность, беседы, игры, игровые упражнения, игровые ситуации, схема, образец | 2 раза в год | Сентябрь 3 недели Май 2 недели |
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» | Наблюдение, анализ, продуктивная деятельность, беседы, игры, игровые упражнения, игровые ситуации, схема, образец | 2 раза в год | Сентябрь 3недели Май 2 недели |
Образовательная область «Физическое развитие» | Наблюдение, анализ, продуктивная деятельность игровые упражнения, игровые ситуации, схема, образец | 2 раза в год | Сентябрь 3 недели Май 2 недели |
Коррекционная работа | По специальной диагностике учителя – логопеда, учителя – дефектолога. | 2 раза в год | Сентябрь 3недели Май 2 недели |
II. Содержательный раздел программы
Содержание Рабочей программы обеспечивает полноценное развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, представленными в пяти образовательных областях: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие и коррекционной работе.
2.1. Содержание непрерывной образовательной работы по освоению детьми образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Коррекционно – развивающая работа».
Решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
«Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание | Способствовать формированию личностного отношения ребенка к соблюдению (и нарушению) моральных норм: взаимопомощи, сочувствия обиженному и несогласия с действиями обидчика; одобрения действий того, кто поступил справедливо, уступил по просьбе сверстника (разделил кубики поровну). Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, обращать внимание детей на хорошие поступки друг друга. Учить коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений. Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым; учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок. Напоминать детям о необходимости здороваться, прощаться, называть работников дошкольного учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу. Обогащать словарь детей вежливыми словами. Побуждать к использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки). |
Ребенок в семье и сообществе | Образ Я. Формировать представления о росте и развитии ребенка, его прошлом, настоящем и будущем («я был маленьким, я расту, я буду взрослым»). Формировать первичные представления детей об их правах (на игру, доброжелательное отношение, новые знания и др.) и обязанностях в группе детского сада, дома, на улице (самостоятельно кушать, одеваться, убирать игрушки и др.). Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что он хороший, что его любят. Формировать первичные гендерные представления (мальчики сильные, смелые; девочки нежные). Семья. Углублять представления детей о семье, ее членах. Дать первоначальные представления о родственных отношениях (сын, мама, папа, дочь и т. д.). Интересоваться тем, какие обязанности по дому есть у ребенка (убирать игрушки, помогать накрывать на стол и т. п.). Дать представления, где и кем работают родители, как важен их труд. Детский сад. Продолжать знакомить детей с детским садом и его сотрудниками. Закреплять у детей навыки бережного отношения к вещам, учить использовать их по назначению, ставить на место. Закреплять представления ребенка о себе как о члене коллектива, развивать чувство общности с другими детьми. Формировать умение замечать изменения в оформлении группы и зала, участка детского сада (как красиво смотрятся яркие, нарядные игрушки, рисунки детей и т. п.). Привлекать к обсуждению и посильному участию в оформлении группы. |
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание | Культурно-гигиенические навыки. Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом. Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом. Закреплять умение пользоваться расческой, носовым платком; при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком. Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи: умение брать пищу понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка), салфеткой, полоскать рот после еды. Самообслуживание. Совершенствовать умение самостоятельно одеваться, раздеваться. Приучать аккуратно складывать и вешать одежду. Воспитывать стремление быть аккуратным, опрятным. Приучать самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его после окончания занятий рисованием, лепкой, аппликацией (мыть баночки, кисти, протирать стол и т. д.) Общественно-полезный труд. Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться. Формировать ответственное отношение к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо). Воспитывать умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения, понимать значение результатов своего труда для других; формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении коллективной работы. Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым. Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке детского сада: убирать на место строительный материал, игрушки; помогать воспитателю подклеивать книги, коробки. Труд в природе. Поощрять желание детей ухаживать за растениями в весенний, летний и осенний периоды; привлекать детей к посильной работе на огороде и в цветнике (посев семян, полив, сбор урожая); в зимний период — к расчистке снега. Формировать стремление помогать воспитателю приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование (очищать, просушивать, относить в отведенное место). Уважение к труду взрослых. Знакомить детей с профессиями близких людей, подчеркивая значимость их труда. Формировать у детей интерес к профессиям своих родителей. |
Формирование основ безопасности | Безопасное поведение в природе. Продолжать знакомить многообразием животного и растительного мира, с явлениями неживой природы. Формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными и растениями, о правилах поведения в природе. Формировать понятия: «съедобное», «несъедобное», «лекарственные растения». Знакомить с опасными насекомыми и ядовитыми растениями. Безопасность на дорогах. Развивать наблюдательность, умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности. Продолжать знакомить с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице. Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. Уточнять знания детей о назначении светофора и работе полицейского. Знакомить с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Пожарная», машина МЧС, «Полиция», трамвай, троллейбус, автобус). Знакомить со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта». Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте. Безопасность собственной жизнедеятельности. Знакомить с правилами безопасного поведения во время игр. Рассказывать о ситуациях, опасных для жизни и здоровья. Знакомить с назначением, работой и правилами пользования бытовыми электроприборами (пылесос, электрочайник, утюг и др.). Закреплять умение пользоваться столовыми приборами (вилка, ложка), |
Образовательная область «Познавательное развитие»
«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; о планете Земля, как общем доме людей».
Формирование элементарных математических представлений | Количество и счёт. Учить считать до 5-10; последовательно знакомить с образованием каждого числа (на наглядной основе). Сравнивать рядом стоящие числа на основе сравнения конкретных множеств; получать равенство из неравенства. Отсчитывать предметы из большого количества по образцу и заданному числу. Совершенствовать умение считать в прямом и обратном порядке. Считать предметы на ощупь, считать и воспроизводить количество звуков, движений. Величина.Учить устанавливать размерные отношения между 5-7 предметами разной длины (высоты, ширины). Сравнивать два предмета по величине с помощью третьего (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов. Развивать глазомер, умение находить предметы длиннее, шире, толще. Формировать понятие о том, что предмет (лист бумаги, лента, круг, квадрат) можно разделить на несколько равных частей, понимать, что целый предмет больше своей части. Форма. Развивать представления о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе. Познакомить с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником; познакомить с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником. Учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами. Ориентировка в пространстве. Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении; обозначать словами положение предметов по отношению к себе. Учить ориентироваться на листе бумаги (справа - слева, вверху - внизу, в середине, в углу). Ориентировка во времени. Дать представление о частях суток, их характерных особенностях, последовательности |
Развитие познавательно-исследовательской деятельности | Продолжать знакомить детей с обобщенными способами исследования разных объектов с помощью специально разработанных систем сенсорных эталонов. Формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования. Формировать умение выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности. Учить понимать и использовать в познавательно-исследовательской деятельности модели, предложенные взрослым. Сенсорное развитие. Продолжать работу по сенсорному развитию в разных видах деятельности. Обогащать сенсорный опыт, знакомя детей с широким кругом предметов и объектов, с новыми способами их обследования. Закреплять полученные ранее навыки обследования предметов и объектов. Совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние). Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи. Продолжать знакомить с геометрическими фигурами (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал), с цветами (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый, серый). Развивать осязание. Знакомить с различными материалами на ощупь, путем прикосновения, поглаживания (характеризуя ощущения: гладкое, холодное, пушистое, жесткое, колючее и др.). Развивать умение использовать эталоны как общепринятые свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т. п.); подбирать предметы по 1-2 качествам (цвет, размер, материал и т. п.). Привлекать родителей к участию в исследовательской деятельности детей. Развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты. Дидактические игры. Учить детей играм, направленным на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствуя умение сравнивать «предметы по внешним признакам; группировать, составлять целое из частей (кубики, мозаика, пазлы). Совершенствовать тактильные, слуховые, вкусовые ощущения детей («Определи на ощупь (по вкусу, по звучанию)»). Развивать наблюдательность и внимание («Что изменилось?», «У кого колечко?»). Помогать детям осваивать правила простейших настольно-печатных игр «Домино», «Лото». Конструктивно-модельная деятельность. Обращать внимание детей на различные здания и сооружения вокруг их дома, детского сада. Продолжать развивать у детей способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок); учить использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина). Учить анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах - стены, вверху - перекрытие, крыша; в автомобиле - кабина, кузов и т. д.). Учить самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине), соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции («Построй такой же домик, но высокий»). Учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета для создания и украшения построек. Обучать конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы (альбом, флажки для украшения участка, поздравительная открытка), приклеивать к основной форме детали (к дому - окна, двери, трубу; к автобусу - колеса; к стулу - спинку). Приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала: из листьев, шишек, каштанов, ореховой скорлупы, соломы (лодочки, ежики и т. д.). Учить использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки разной величины и другие предметы |
Ознакомление с предметным окружением | Создавать условия для расширения представлений детей об объектах окружающего мира. Рассказывать о предметах, необходимых детям в разных видах деятельности (игре, труде, рисовании, аппликации и т. д.). Расширять знания дет |