На уровне бедра или бедра и голени
Область | Виды упражнений | |
воздействия | ||
Мышцы | плечевого | 1. Сгибание-разгибание рук в положении сидя |
пояса | на наклонной скамье, штанга на груди. | |
2. Сгибание-разгибание рук на тренажере для | ||
развития двуглавой мышцы плеча. | ||
3. Попеременное сгибание-разгибание рук в | ||
локтевых суставах с гантелями, сидя в | ||
коляске или на наклонной скамьг. | ||
Мышцы | груди | 1. Жим штанги в положении лежа на гори- |
зонтальной или наклонной скамье. | ||
2. Жим гантелей в положении лежа на гори- | ||
зонтальной или наклонной скамье. | ||
3. Отведение и приведение рук с гантелями | ||
в положении лежа на горизонта/ьной или | ||
наклонной скамье. | ||
4. Приведение и отведение рук на тросовом | ||
тренажере в положении сидя. | ||
Мышцы | спины | 1. Тяга вертикального блока за голсву. |
2. Тяга вертикального блока к груди. | ||
3. Сгибание-разгибание рук в висе на высо- | ||
кой перекладине к груди или за голову. | ||
Мышцы | живота | 1. Сгибание ног в тазобедренных суставах в |
положении сидя на скамье. | ||
2. Сгибание-разгибание туловища из положе- | ||
ния лежа. | ||
424 Частные методики адаптивной физической культуры
Так, стандартные тренажерные комплексы содержат лишь узкие скамьи, в связи с чем упражнения в положении лежа на горизон-тальной скамье вызывают закономерные колебания туловища вслед-ствие уменьшения величины опорной поверхности, что может приве-сти к падению и получению травмы. Данная проблема может быть успешно решена при помощи изменения внешних условий, например использования дополнительной опоры для культей в виде коляски. Подобный методический прием позволяет сохранять равновесие и добиться технически правильного выполнения упражнений.
В процессе занятий со свободными отягощениями и на трена-жерах необходимо соблюдать некоторые наиболее важные методи-ческие требования выполнения упражнений.
1. Необходимо исключить возможность промедления между по-вторениями в подходе.
2. Между концентрическим и эксцентрическим сокращениями следует выполнять непродолжительную паузу.
3. Следует осуществлять контроль за пассивной фазой выполне-ния упражнения, не допуская резкого уступающего движения.
4. При выполнении всех упражнений пассивную и активную фазы действия необходимо выполнять с одинаковой скоростью.
5. В процессе выполнении упражнений следует избегать задер-жки дыхания.
Соблюдение последнего методического требования вызвано тем, что выполнение силовых упражнений может сопровождаться суще-ственными перепадами артериального давления. При натуживании в результате уменьшения венозного возврата крови и соответствен-но сердечного выброса уменьшается систолическое и повышается диастолическое артериальное давление. Подобные колебания арте-риального давления можно нивелировать при помощи специальных методических приемов. На этот счет существует несколько точек зрения. Одни авторы рекомендуют выполнять вдох в активной фазе упражнения, т. е. при преодолении внешнего сопротивления (Моро-зова О.В., 1998), другие считают, что вдох следует выполнять в пас-сивной фазе (Яшина Т.А., 1998; Мухина А.В., 1999), третьи допуска-ют оба варианта, но при этом советуют руководствоваться субъективными ощущениями (Уайдер Д., 1992). Однако следует учи-тывать возможность задержки дыхания при выполнении вдоха в активной фазе движения. Именно задержка дыхания при выполне-нии упражнения может привести к увеличению внутригрудного дав-ления, которое оказывает сопротивление венозному возврату крови к сердцу. Компенсаторным явлением в деятельности организма в ответ на внезапность изменения кровяного давления и его колеба-
Глава 7 | ||
ния может быть снижение притока крови к головному мозгу, голо-вокружение и потеря сознания. Следовательно, учитывая возможность изменения внутригрудного давления вследствие мышечного напря-жения при преодолении внешнего сопротивления, логично и физио-логически правильно сочетать вдох с пассивной фазой движения, а выдох — с активной. При занятиях с детьми-инвалидами рекомен-дуется именно этот вариант. Если при выполнении упражнений имеют место трудности в согласовании правильной техники и дыхания, допускается произвольное дыхание. Лишь после достаточного освое-ния техники упражнений внимание можно концентрировать на обу-чении согласованности дыхания в соответствии с фазами двигатель-ного действия.
Допуск детей-инвалидов к занятиям на тренажерах основыва-ется на результатах тщательного медицинского осмотра, оценки фи-зического состояния, выполнения функциональных проб и других критериях врачебно-педагогического контроля.
7.6. Методические особенности занятийплаванием с детьми школьного возраста
Занятия физическими упражнениями в водной среде с детьми, имеющими различные дефекты конечностей, используются как одна из форм педагогического и оздоровительного воздействия. В силу разностороннего воздействия на организм физические упражнения в воде обладают широким потенциалом и являются эффективным средством повышения функциональных возможностей кардиореспи-раторной системы, показателей нейрогуморальной регуляции (Васи-льев П.П., 1978; Каптелин А.Ф., 1986), способствуют повышению устойчивости организма к неблагоприятным факторам внешней сре-ды. Отсутствие статического напряжения мышц при выполнении упражнений, горизонтальное положение туловища при плавании об-легчают работу сердца, способствуют нормализации тонуса сосудов, увеличению количества функционирующих капилляров, улучшению венозного оттока и лимфообращения (Аненкова М.В., Гинзбург А.А., 2000). Термический фактор водной среды имеет существенное зна-чение в восстановлении нервно-рефлекторных и сосудистых процес-сов. Раздражение кожных рецепторов вызывает увеличение потока импульсов в центральную нервную систему, что в свою очередь изменяет сосудистый тонус, периферическое сопротивление капил-ляров и приводит к перераспределению крови внутренних органов В воде увеличивается амплитуда движений в суставах, произволь-
426 Частные методики адаптивной физической культуры
ные мышечные сокращения усиливают интенсивность обменных про-цессов, повышается потребление кислорода и накопление тепла (Сту-пин Ю.В., Лебедев В.И., 1990).
Известно, что гидроневесомость значительно снижает гравита-ционные нагрузки на поврежденную конечность и тем самым по-зволяет дозировать и относительно равномерно развивать усилия конечностью. Подъемная сила воды облегчает условия восстанов-ления двигательных актов. Таким образом, физические упражнения в водной среде являются эффективным средством повышения компенсаторных возможностей организма (Мосунов Д.Ф., Кебкало В.И., 1996).
Среди противопоказаний для занятий в бассейне следует выде-лить наличие открытых ран, кожные и острые воспалительные забо-левания, острые вирусные инфекции и некоторые другие. В связи с этим, перед назначением занятий в бассейне осуществляется обяза-тельный общий осмотр терапевтом, врачом ЛФК, дерматологом.
Занятия проводятся в бассейне, глубина которого не более 1,2 м. Температура воды составляет 25—26° С. Покрытием бассейна слу-жат облицовочные керамические плитки, исключающие скольжение. Дети после ампутации голени или бедра для прохода к чаше бассей-на используют костыли. Спуск в воду осуществляется по стацио-нарной лестнице с перилами, которая находится у торцевой части чаши. Ширина лестницы 1 м, ширина ступеней 25—35 см, высота 12—14 см. Дети после ампутации обеих нижних конечностей для прохода к чаше пользуются креслом-коляской, а для спуска в воду специальными электромеханическими подъемниками.
Одной из форм проведения занятий в водной среде после ам-путации нижних конечностей является коррекционно-оздоровитель-ная гимнастика, направленная на повышение адаптационно-компенса-торных возможностей организма, профилактику нарушений осанки и образования контрактур, развитие силы мышц, координационных спо-собностей, повышения иммунологической резистентности и др.
Занятия гимнастикой в воде проводятся в группах по 4—6 че-ловек или индивидуально, длительностью 30—45 мин. В основной части занятия применяются упражнения, выполняемые у опоры и при помощи вспомогательных плавательных средств в положении лежа на спине и на груди. Комплексы гимнастики дифференцируют-ся в зависимости от уровня ампутационного дефекта и степени ог-раничения двигательных функций. В заключительной части приме-няются упражнения на расслабление (рис. 7.15). Они выполняются с опорой о поручни бортика бассейна при использовании специаль-ных плавательных средств в положении лежа на спине или без
Глава 7 | ||
опоры путем легких балансиру-ющих движений верхними и ниж-
ними | конечностями | небольшой | |||
амплитуды. В табл. 7.6 и 7.7 | |||||
представлены | примерные | упраж- | |||
нения в воде для детей-инвали- | |||||
дов младшего и среднего школь- | |||||
ного | возраста | с | дефектами | ||
нижних конечностей. | Рис. 7.15. Мышечная релаксация | ||||
На этапе | начального | обуче- в воде | |||
ния плаванию | в | первую | очередь |
решаются задачи ознакомления с физическими свойствами воды: со-противлением, вязкостью, выталкивающей силой, осуществляются пе-редвижения вдоль бортика бассейна с опорой о поручни, элементар-ные движения руками и культями. По продолжительности первое занятие не превышает 20—25 мин по причине быстрого утомления детей. В дальнейшем происходит обучение погружению в воду с задержкой дыхания, открыванию глаз под водой, выдоху в воду, сколь-жению. Для решения этих задач в условиях мелкого бассейна целе-сообразно применение игровык заданий и упражнений, так как они способствуют более эффектив-юму усвоению материала. Так, в про-цессе работы с детьми младшего школьного возраста используются игры «Сосчитай, сколько игрушек» — для обучения погружению и открыванию глаз под водой, «Медуза», «Поплавок» — для обучения всплытию и ознакомления с выталкивающими свойствами воды, «Ка-чели» — для обучения выдоху в воду, и др. Сначала дети выполня-ют эти упражнения у опоры и лишь в дальнейшем в безопорном положении (Орешкина Ю.А., 2001).
Таблица 7.6
Примерные упражнения в воде для детей после ампутации бедра или голени
Направленность воздействия | Средства |
Ознакомление с выталкивающими свой- | И.п. — стоя по грудь в |
ствами воды, обучение погр/жению с | воде, вдох — погружение, |
задержкой дыхания и всплытию. | захват коленей руками — |
всплытие. | |
Частные методики адаптивной физической культуры | |||||||
Продолжение табл. 7.6 | |||||||
Ознакомление с физическими свойства- | И.п. — лежа на спине, | ||||||
ми воды. Обучение удержанию горизон- | хват | за | поручни | снизу, | |||
тального | положения тела в воде. | удержание горизонтального | |||||
положения. | |||||||
Обучение | удержанию | горизонтального | И.п. — лежа на груди, | ||||
положения тела в воде. Формирование | хват | за | поручни сверху. | ||||
умения открывать глаза в воде. | 1—3 — опустить лицо в | ||||||
воду, открыть глаза, задер- | |||||||
жать | дыхание; | ||||||
2—4 | — | поднять | голову, | ||||
вдох. | |||||||
Повышение функциональных возможно- | И.п. — лежа на груди, | ||||||
стей кардиореспираторной системы и | хват | за | поручни | сверху, | |||
увеличение силы дыхательной мускула- | лицо | в | воде. | ||||
туры. Обучение выдоху в воду, погру- | 1—3 | — | поднять | голову, | |||
жению лица, открыванию глаз в воде. | вдох; | ||||||
Развитие способности к дифференциро- | 2—4 | — | опустить | голову, | |||
ванию времени вдоха и выдоха. | выдох. | ||||||
Развитие динамической силы мышц сги- | И.п. — лежа на груди, | ||||||
бателей-разгибателей рук и плечевого | хват | за | поручни | сверху, | |||
пояса. Повышение функциональных воз- | лицо | в | воде. | ||||
можностей кардиореспираторной систе- | 1—3 — сгибание рук в | ||||||
мы и увеличения силы дыхательной | локтевых суставах, | выдох | |||||
мускулатуры. | в воду; | ||||||
Развитие способности к дифференциро- | 2—4 — разгибание рук в | ||||||
ванию времени вдоха и выдоха в со- | локтевых суставах, | вдох. | |||||
гласовании с движениями. | |||||||
Обучение | удержанию | горизонтального | |||||
положения тела. | |||||||
Развитие | координационных способнос- | И.п. — лежа на груди, | |||||
тей, динамической силы приводящих и | хват | за поручни сверху. | |||||
отводящих мышц бедра, подвижности в | 1—3 | — | отведение | ног; | |||
тазобедренных суставах. | |||||||
2—4 | — | приведение ног. | |||||
Развитие динамической силы мышц сги- | И.п. — стоя лицом к бор- | ||||||
бателей и разгибателей бедра и голени. | ту бассейна, хват за поруч- | ||||||
Увеличение интенсивности регионально- | ни сверху. | ||||||
го кровообращения и венозного оттока | 1—3 — сгибание ноги в | ||||||
крови по сосудам нижних конечностей. | |||||||
коленном суставе, | погру- | ||||||
Развитие способности к дифференциро- | жение в воду — выдох; | ||||||
ванию времени вдоха и выдоха в со- | 2—4 | — | разгибание ноги | ||||
гласовании с движениями. | в коленном суставе — вдох. | ||||||
Глава 7 | |||||||
Продолжение табл. 7.6 | |||||||
Развитие активной гибкости, увеличе- | И.п. — стоя лицом к бор- | ||||||
ние подвижности в тазобедренных су- | ту бассейна, хваг за поруч- | ||||||
ставах, профилактика образования кон- | ни сверху. | ||||||
трактур. | 1—3 — | отведение культи; | |||||
2—4 — приведение культи. | |||||||
Развитие динамической силы мышц | И.п. — лежа на спике, | ||||||
сгибателей-разгибателей рук и плече- | хват за | поручни снизу. | |||||
вого пояса. | 1—3 — сгибание рук в | ||||||
Обучение удержании^ горизонтального | локтевых сустазах — вы- | ||||||
положения тела. | дох; | ||||||
Развитие способности к дифференциро- | 2—4 — разгибание рук в | ||||||
ванию времени вдоха и выдоха. | локтевых | суставах | — | ||||
вдох. | |||||||
Обучение скольжению и сохранению | И.п. — лежа на груди, дос- | ||||||
горизонтального положения туловища. | ка в руках. Оттолкнуться | ||||||
от бортика | — свободное | ||||||
скольжение | к противопо- | ||||||
ложному. | |||||||
Ознакомление с сопротивлением и вяз- | И.п. — стоя лицом к бор- | ||||||
костью воды, обучение скольжению, со- | тику, руки вверк, отталки- | ||||||
хранению горизонтального положения | вание | от | бортика | — | |||
тела. | скольжение. | ||||||
Таблица 7.7 | |||||||
Примерные упражнения в воде для детей после | |||||||
ампутации обеих нижних конечностей | |||||||
Направленность воздействия | Средства | ||||||
Ознакомление с выталкивающими свой- | И.п. — хват за поручни | ||||||
ствами воды, обучение погружению с | на уровне груди, вдох — | ||||||
задержкой дыхания и всплытию. | погружение, всплытие — | ||||||
выдох. | |||||||
Ознакомление с физическими свойства- | И.п. — лежа на груди, | ||||||
ми воды. Обучение удержанию гори- | хват за поручни сверху. | ||||||
зонтального положения тела. Формиро- | 1—3 — опустить лице в | ||||||
вание умения открывать глаза в воде. | воду, открыть глаза, задер- | ||||||
жать дыхание; | |||||||
2—4 — поднять голову, | |||||||
выдох, вдох. | |||||||
430 Частные методики адаптивной физической культуры
Продолжение табл. 7.7
Повышение функциональных возможно- | И.п. — лежа на груди, | |||||
стей кардиореспираторной системы и | хват | за | поручни | сверху, | ||
увеличение силы дыхательной мускула- | лицо | в | воде. | |||
туры. Обучение выдоху в воду, погру- | 1—3 — сгибание рук в | |||||
жению лица, открыванию глаз. Разви- | локтевых суставах, выдох | |||||
тие способности к дифференцированию | в воду; | |||||
времени вдоха | и выдоха. | 2—4 — разгибание рук в | ||||
локтевых суставах, вдох. | ||||||
Развитие координационных способнос- | И.п. — лежа на груди, | |||||
тей, динамической силы приводящих и | хват | за | поручни | сверху. | ||
отводящих мышц бедра, подвижности в | 1—3 — отведение культей; | |||||
тазобедренных | суставах. | 2—4 — приведение куль- | ||||
тей. | ||||||
Развитие активной гибкости, увеличение | И.п. — хват за поручни | |||||
подвижности в | тазобедренных суставах. | сверху на уровне | груди. | |||
Увеличение интенсивности регионально- | 1—3 | — отведение | культей; | |||
го кровообращения и оттока венозной | 2—4 — приведение куль- | |||||
крови по сосудам нижних конечностей. | тей. | |||||
Развитие динамической силы приводя- | И.п. — лежа на спине, | |||||
щих и отводящих мышц бедра. | хват | за | поручни снизу. | |||
Увеличение интенсивности регионально- | 1—3 — отведение куль- | |||||
го кровообращения и оттока венозной | тей, выдох; | |||||
крови по сосудам нижних конечностей. | 2—4 — приведение куль- | |||||
тей, вдох. | ||||||
Увеличение подвижности в тазобедрен- | И.п. — лежа на спине, | |||||
ных суставах | Развитие координацион- | хват | за | поручни | снизу. | |
ных способностей и динамической силы | Попеременное сгибание- | |||||
мышц живота. Увеличение интенсивно- | разгибание ног в тазобед- | |||||
сти регионального кровообращения и ве- | ренных и коленных суста- | |||||
нозного оттока крови по сосудам ниж- | вах. | |||||
них конечностей. | И.п. — лежа на спине, | |||||
хват | за | поручни | снизу. | |||
1—3 | — | одновременное | ||||
сгибание ног в тазобед- | ||||||
ренных и коленных суста- | ||||||
вах | — выдох; | |||||
2—4 | — | одновременное | ||||
разгибание ног в тазобед- | ||||||
ренных и коленных суста- | ||||||
вах — вдох. | ||||||
В процессе обучения детей-инвалидов плаванию для повыше-ния мотивации и интереса к занятиям, закрепления и совершенство-вания изученных элементов применяются различные сюжетно-роле-вые игры (Орешкина Ю.А., 2001; Жиленкова В.П., 2002). Наиболее широко применяемые подвижные игры в воде для детей различного возраста после ампутации бедра и голени приведены в табл. 7.8. Критерием отбора подвижных игр является возможность передви-жения в условиях водной среды без использования технических или вспомогательных средств.
Таблица 7.8
Содержание и направленность подвижных игр в воде для детей после ампутации бедра и голени
Содержание | Направленность | |||||
«Поплавки» | Ознакомление с выталки- | |||||
Дети стоят по грудь в воде, делают вдох | ||||||
вающими свойствами воды, | ||||||
и приседают. Опустившись на дно, го- | ||||||
лову наклоняют к коленям, которые об- | обучение | погружению | с | |||
хватывают руками и | всплывают как | задержкой | дыхания | и | ||
всплытию. | ||||||
поплавки. | ||||||
«Стрелы» | Ознакомление с сопротив- | |||||
Дети стоят спиной к бортику бассейна, | ||||||
руки вверх. Оттолкнувшись от бортика, | лением и вязкостью воды, | |||||
выполняют скольжение | до полной ос- | обучение скольжению, со- | ||||
тановки. | хранению | горизонтального | ||||
положения тела. | ||||||
«Рыба в сетке» | Развитие | способности | к | |||
6—8 игроков, держась за руки, становят- | ||||||
ся в круг спиной к центру, образуя сеть. | сохранению | равновесия, | ||||
В центре круга один из участников — | совершенствование техни- | |||||
рыбка. Этот игрок старается выскользнуть | ки плавания под водой, | |||||
из сети под руками играющих. Участник, | повышение | функциональ- | ||||
с правой стороны от которого вынырну- | ных возможностей кардио- | |||||
ла рыбка, считается плохим рыбаком. Он | респираторной системы, | |||||
меняется с рыбкой ролями. Поэтому по- | развитие | способности | к | |||
чувствовав с правой стороны от себя дви- | точности и скорости так- | |||||
жение рыбки, игрок должен крикнуть: | тильного восприятия. | |||||
«Поймал!». Тогда рыбка должна искать | ||||||
другой выход из сетки. | ||||||
Частные методики адаптивной физической | культуры | |||||||
Продолжение | табл. | 7.8 | ||||||
«Караси на прогулке>> | ||||||||
6—7 играющих, взявшись за руки, обра- | Развитие | способности | к | |||||
зуют круг (сеть). Такое же количе- | сохранению равновесия, к | |||||||
ство игроков находится за сетью. Они | перестроению и комбини- | |||||||
изображают карасей. Выбирается водя- | рованию | двигательных | ||||||
щий — щука. Он, преследуя карасей | действий, быстроты слож- | |||||||
(глубина воды — по пояс), передвига- | ной двигательной реакции, | |||||||
ется только за кругом. Караси, спасаясь | способности к антиципации, | |||||||
от щуки, могут нырять под руками сто- | способности к точности | и | ||||||
ящих в круге, но не задерживаться там | скорости | зрительного | и | |||||
и снова возвращаться в озеро. Игрок, | тактильного восприятия, со- | |||||||
осаленный щукой, меняется с ней ролью. | средоточенности и распре- | |||||||
Через некоторое время игроки, образу- | деляемое™ | внимания, со- | ||||||
ющие сеть, и караси меняются ролями. | вершенствование техники | |||||||
Правила запрещают образующим сеть | плавания под водой, повы- | |||||||
сходить с места, а свободно передвига- | шение | функциональных | ||||||
ющимся участникам игры хвататься за | возможностей | кардиорес- | ||||||
них. Не разрешается также задерживать | пираторной системы. | |||||||
и топить друг друга. | ||||||||
«Успей нырнуть!» | ||||||||
Игроки делятся на две команды. Одна | Развитие | способности | к | |||||
образует круг на глубине выше пояса. | сохранению | равновесия, | ||||||
Это охотники. Другая входит внутрь | быстроты реакции, способ- | |||||||
круга и выполняет роль уток. Охотни- | ности к точности и ско- | |||||||
ки получают легкий резиновый мяч. По | рости зрительного воспри- | |||||||
сигналу они начинают перебрасывать | ятия, | к переключению | и | |||||
его друг другу, а при удобном случае | распределению внимания, | |||||||
осаливают им уток. Те, спасаясь, ныря- | способности | к | оценке | и | ||||
ют в | воду. После каждого попадания | отмериванию расстояния, | ||||||
утка покидает круг. Через 4—5 мин | ||||||||
дифференцированию си- | ||||||||
игроки | меняются ролями. Побеждает | ловых | пространственных | |||||
команда, сумевшая осалить больше иг- | параметров движений, со- | |||||||
роков | противника. | вершенствование техники | ||||||
плавания, повышение функ- | ||||||||
циональных возможностей | ||||||||
кардиореспираторной си- | ||||||||
стемы. | ||||||||
Глава 7 | ||||||||||
Продолжение | тсбл. | 7.8 | ||||||||
«Дельфины» | ||||||||||
Пластмассовые | обручи связывают друг | Развитие | способности | к | ||||||
с другом, чтобы образовалась дорожка. | сохранению равновесия, к | |||||||||
Дорожка из 6—10 обручей располага- | перестроению и комбини- | |||||||||
ется перед командами, игроки в кото- | рованию | двигательных | ||||||||
рых выстраиваются в колонну по од- | действий, | способности | ||||||||
ному. По сигналу первый игрок прыгает | к точности | и | скорости | |||||||
в воду и плывет к первому обручу. Под | зрительного | восприятия, | ||||||||
него он ныряет, а другой преодолевает | переключению | и распре- | ||||||||
сверху. Таким образам, игрок преодо- | делению | внимания, спо- | ||||||||
левает всю дорожку. Достигнув про- | собности к оценке и от- | |||||||||
тивоположного | боргика, | он поднимает | мериванию | расстояния, | ||||||
вверх лежащий там флажок. Это сиг- | дифференцированию сило- | |||||||||
нал второму игрок/ начать продвиже- | вых, пространствеьных | и | ||||||||
ние вперед. Если игрок, не показываясь | временных | параметров | ||||||||
на поверхность, пронырнет между дву- | движений, совершенство- | |||||||||
мя | обручами, | команде | начисляется | вание техники | плавания, | |||||
штрафное очко. Победа команде засчи- | повышение | функцюналь- | ||||||||
тывается в том случае, если она закон- | ных возможностей кардио- | |||||||||
чила игру первой при наименьшем ко- | респираторной сис~емы. | |||||||||
личестве ошибок. | ||||||||||
«Баскетбол на воде» | ||||||||||
В баскетбол играют с одной корзиной, | Развитие | способности | к | |||||||
которая находится в центре | бассейна | перестроению | и | комбини- | ||||||
и представляет собой обруч или авто- | рованию двигательных дей- | &n |