Развитие методов двигательной реабилитации
Основы отечественной школы реабилитационного лечения и методики обучения ходьбе пациентов с нарушением локомоции были разработаны в послевоенные годы В.Н. Мошковым (1946). Они
включали физическую подготовку, тренировку удержания верти-кальной позы и обучение элементарным приемам техники ходь-
бы. Актуальность создания и широкого внедрения этих методик былаобусловлена большим числом инвалидов Великой Отечественной войны, утративших способность к самостоятельному передвижению в результате огнестрельных ранений и контузий спинного мозга. В дальнейшем методика была дополнена В.М. Угрюмовым (1964), который определил задачи реабилитационного лечения в зависимо-сти от обратимости неврологической симптоматики после осуществ-ления нейрохирургических операций (декомпрессия СМ) и детали-зировал методику для пациентов со спастическими и вялыми параплегиями и парапарезами.
На основе обратимости В.М.Угрюмов разделил пациентов на 3 группы: 1) с полным восстановлением проводимости СМ; 2) с час-тичным восстановлением; 3) без восстановления. В соответствии с этим были сформулированы задачи реабилитационного лечения: 1) восстановление утраченных двигательных функций; 2) компенса-ция утраченных функций за счет сохранных; 3) поддержание функци-онального состояния пациента на стабильном уровне, предотвращение атрофии и вторичных осложнений.
При спастических парапарезах обучение ходьбе проводилось в фиксирующих аппаратах с корсетом и иммобилизацией тазобед-ренных, коленных и голеностопных суставов. По мере наращивания силы мышц спины, живота (образование «мышечного корсета») и ног механические корсеты заменяли на «полукорсеты» и постепенно устраняли приспособления, фиксирующие суставы. Сохранившиеся произвольные движения ног усиливали тренировкой, осуществляв-
326 Частные методики адаптивной физической культуры
шейся как в ходьбе, так и специальными упражнениями силовой направленности. Параллельно обучению и тренировке ходьбы для пациентов с выраженной спастичностью мышц использовали упраж-нения, снижающие спастический синдром и создающие навык «уп-равления спастикой».
Для пациентов с вялыми плегиями или папарезами в начале обучения также использовали аппараты и жесткие корсеты, обеспе-чивающие опороспособность нижних конечностей. По мере овладе-ния техникой ходьбы и укрепления паретичных мышц жесткие кор-сеты заменяли облегченными и постепенно переходили на ходьбу без фиксирующих аппаратов.
Дальнейшее развитие методики обучения ходьбе связано с ра-ботами Т.Н. Транквиллитати (1965, 1970, 1976). Особенностью ме-тодики было раннее начало реабилитационного лечения — гимнас-тические занятия назначались с первой недели после операции. Кроме интенсивных гимнастических упражнений, обеспечивающих укреп-ление мышечного корсета, использовали специальные упражнения — попеременное подтягивание ног за счет произвольного сокращения мышц живота, спины, плечевого и тазового пояса, т.е. мышц, иннерви-руемых сегментами СМ выше зоны поражения; в дальнейшем эти упражнения становились основными и повторялись комплексами по
несколько раз в день. После укрепления OCHOBHOIX групп мышц за
счет интенсивных физических упражнений приступали к обучению технике ходьбы, включавшему ряд последовательно усложняющихся этапов:
1) освоение начальных элементов ходьбы на брусьях (перекла-дины брусьев обеспечивают жесткую опору для рук);
2) тренировка ходьбы в подвижных манежах, с костылями или «ходунками» с четырьмя опорными ножками;
3) ходьба с опорой на «канадские палочки» или инвалидную трость по ровной поверхности;
4) ходьба с дополнительной опорой по лестнице.
На начальном, а при необходимости и на последующих этапах для больных с высоким поражением СМ и со спастической нижней плегией использовали жесткие корсеты, шинно-гильзовые аппараты с шарнирным сочленением, позволяющим сгибать конечности, и ор-топедическую обувь. В зависимости от уровня поражения и функци-онального состояния пациента применяли три варианта обучения передвижению (табл. 6.14).
Глава 6 |
Таблииа 6.14