Адаптивное физическое воспитание
в дошкольном возрасте
Физическое воспитание является самой важной частью общей системы воспитания, обучения и лечения детей с опорно-двигатель-ными нарушениями. Развитие движений представляет большие слож-ности, особенно в раннем и дошкольном возрасте, когда ребенок еще не осознает своего дефекта и не стремится к его активному преодолению (Овчинникова Т.С , 2001).
Для большинства детей характерна повышенная утомляе-мость. Они с трудом сосредоточиваются на задании, быстро стано-вятся вялыми или раздражительными, при неудачах отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство: они начинают суетиться, уси-ленно жестикулировать, гримасничать; у них усиливаются насиль-ственные движения, появляется слюнотечение. Произвольная деятель-ность у таких детей формируется очень медленно. Многие дети
отличаются повышенной впечатлительностью, обидчивостью, бо-лезненно реагируют на тон голоса, на малейшие замечания, чутко подмечают изменения в настроении окружающих. У них легко воз-никают реакции недовольства, упрямства и негативизма.
Все эти особенности определяют необходимость сочетаний фи-зического воспитания с мероприятиями, направленными на общее развитие ребенка и предупреждение у него вторичный эмоциональ-ных и поведенческих отклонений.
Важной предпосылкой успешности воспитания детей с ДЦП (и физического воспитания в частности) является совмещение педа-гогических и лечебных воздействий с учетом не только двигатель-ных, но и других осложняющих расстройств. К числу таких ослож-няющих расстройств относятся отмечаемые уже в первые месяцы
Глава 5 |
жизни детей с ДЦП стойкие вегетативно-сосудистые и сомати-ческие нарушения: запоры, резкое снижение аппетита, иногда — чрез-мерный аппетит, повышенная жажда, периодические повышения температуры без каких-либо соматических заболеваний, усиленная потливость, сосудистые спазмы как реакция на малейшее охлажде-ние и болезненное раздражение.
Для многих детей с опорно-двигательными нарушениями харак-терно наличие страхов. Страх может возниинуть при простых так-тильных раздражениях (например, в ходе массажа), при изменении положения тела и окружающей обстановки. У некоторых детей от-мечается боязнь высоты, закрытых дверей, темноты, новых предметов Страх вызывает резкие изменения в общем состоянии ребенка (уча-щается пульс, нарушается дыхание, повышается мышечный тонус, по-является потливость, усиливаются насильственные движения, может подняться температура, усилиться бледность ьожных покровов).
Ведущую роль в развитии движений у детей с церебральным параличом играет лечебная гимнастика. Это связано с тем, что в силу специфики двигательных нарушений многие статические и ло-комоторные функции у детей с церебральным параличом не могут развиваться спонтанно или развиваются неправильно.
При проведении всех мероприятий по развитию движений важно знать не только приемы стимуляции моторной активности и развития двигательных навыков и умений, но и те движения и положения ко-нечностей, которых необходимо избегать в процессе занятий и в повседневной деятельности ребенка (рефлекс-запрещающие позиции).
Под влиянием лечебной гимнастики в мышцах, сухожилиях, су-ставах возникают нервные импульсы, направляющиеся в централь-ную нервную систему и стимулирующие развитие двигательных зон мозга. Важно отметить, что только под влиянием лечебной гимна-стики в мышцах ребенка с церебральным параличом возникают адек-ватные двигательные ощущения. Без специальных упражнений ре-бенок ощущает только свои неправильные позы, и движения.
Подобного рода ощущения не стимулируют, а тормозят развитие дви-гательных систем головного мозга.
В процессе лечебной гимнастики нормализуются позы и поло-жения конечностей, снижается мышечный тонус, уменьшаются или преодолеваются насильственные движения. Ребенок начинает пра-вильно ощущать положение различных звеньев тела и свои движе-ния, что является мощным стимулом к развитию и совершенстзова-нию двигательных функций и навыков.
Особое внимание в занятиях лечебной гимнастикой уделяется тем двигательным навыкам, которые более всего необходимы в жиз-
266 Частные методики адаптивной физической культуры
ни, — навыкам и умениям, обеспечивающим ребенку ходьбу, пред-метно-практическую деятельность, самообслуживание. При этом пра-вильность выполнения движений должна быть строго фиксированна. Только при этих условиях гимнастика будет способствовать разви-тию у ребенка правильного двигательного стереотипа.
При стимулировании двигательных функций надо обязательно учитывать возраст ребенка, уровень его интеллектуального развития, его интересы, особенности поведения. Большинство упражнений пред-лагается в виде увлекательных для ребенка игр, побуждающих его к выполнению тех или иных активных движений.
Положительное влияние на развитие двигательных функций ока-зывает использование комплексных афферентных стимулов: зритель-ных (большинство упражнений проводится перед зеркалом), так-тильных (поглаживание конечностей; опора ног и рук на поверхность, покрытую различными видами материи, что усиливает тактильные ощущения; ходьба босиком по песку; применение различных при-емов массажа и т. д.), температурных (упражнения в воде с измене-нием ее температуры, локальное использование льда), проприоцеп-тивных (специальные упражнения с сопротивлением, чередование упражнений с открытыми и закрытыми глазами).
На всех занятиях у ребенка формируют способность восприни-мать позы и направления движений, а также предметы на ощупь. Большое значение имеет развитие ощущения частей тела.
В раннем и дошкольном возрасте естественное желание дви-гаться не может быть удовлетворено 20—30-минутными занятиями лечебной гимнастикой. Ребенок с церебральным параличом не в состоянии самостоятельно удовлетворить свою потребность в дви-жении, даже владея необходимыми двигательными навыками. Это связано с тем, что ребенок с очень ранними двигательными наруше-ниями не знает как действовать. Кроме того, у многих детей с це-ребральным параличом наблюдаются общие нарушения психичес-кой деятельности, низкий уровень мотивации; они, как правило, не умеют самостоятельно организовать игру, быстро отвлекаются и утом-ляются. Ограниченность двигательных возможностей формирует у большинства из них чувство неуверенности, пассивность.
Малая подвижность в повседневной деятельности замедляет формирование двигательных навыков и умений, значительно обедня-ет двигательный опыт ребенка. Поэтому создание условий для само-стоятельной двигательной активности детей с церебральным пара-личом является важнейшей задачей физического воспитания.
Среди корригирующих упражнений наибольшее значение име-ют дыхательные, упражнения на расслабленно, на нормализацию поз
и положений головы и конечностей, на развитие координации дви-жений, функций равновесия, на коррекцию осанки и ходьбы, развитие ритма и пространственной организации движений
У многих детей с церебральным параличом нарушен ритм вы-полнения движений, поэтому важно научить их согласовывать своидвижения с заданным ритмом; многие движения полезно выполнять под счет, хлопки, музыку. Музыка особенно благоприятно воздействует на развитие движений у детей с церебральным параличом. Так, в ходьбе, проводимой под музыку, у детей легче формируется равно-мерность длины шаса, координация движений.
Музыкальный ритм способствует уменьшению насильственных движений, регулирует амплитуду и темп движений. Выполнение дви-жений в заданном ритме тренирует функцию активного внимания. Музыка повышает эмоциональный тонус детей, создает у них бодрое, радостное настроение.
У детей с церебральным параличом на всех возрастных этапах отмечается снижение таких физических качеств, как ловкость, ско-рость, сила, гибкость и выносливость Поэтому для них крайне важ-но выполнение специальных прикладных упражнений, формирую-щих основные двигательные навыки и умения и способствующих развитию физических качеств. К таким упражнениям относятся ходьба, бег, прыжки, лазанье и перелезание, а также различные дей-ствия с предметами (игрушками, гимнастическими палками, мячами, обручами). Детей учат правильно захватывать различные по форме, объему и весу предметы, манипулировать ими.
В ходе выполнения движений у детей не должно быть дли-тельной задержки дыхания. Дошкольник с церебральным парали-чом не может произвольно регулировать дыхание и согласовывать его с движением. При выполнении упражнений в первую очередь надо обращать внимание на выдох, а не на вдох. Если дети начина-ют дышать через рот, необходимо снизить дозировку упражнений. При этом следует исключить случаи постоянного ротового дыха-ния у некоторых детей вследствие заболеваний носовой полости (аденоиды, полипы, искривления носовой перегородки, хронический ринит и т. д.).
Кроме того, при проведении фронтальных занятий по развитию днижений и подвижных игр следует избегать длительного пребы-вания детей в одних и тех же позах, не допускать долгих объясне-ний заданий, так как это утомляет детей и снижает их двигатель-ную активность. Не следует также чрезмерно возбуждать детей потому что возбуждение обычно усиливает мышечное напряжение и насильственные движения.
268 Частные методики адаптивной физической культурь
В ходе физкультурных занятий нельзя использовать упражне-ния, которые могут вызвать приведение и внутреннюю ротацик бедер, сгибательно-приводящую установку верхних конечностей, асимметричное положение головы и конечностей. Все эти осо-бенности физического воспитания дошкольников отражены в работах Н.Н Ефименко, Б.В. Сермеева (1991); Е.М. Масткжовой (1991); Т.С. Овчинниковой (2001).