Коррекция сенсорных расстройств

Успешность физического, умственного и эстетического воспита-ния зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, на-сколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает и как точно он может выразить это в речи (Левченко И.Ю., Приходько О.Г., 2001). В связи с двигательной недостаточностью у детей ограничена мани-пулятивно-предметная деятельность, затруднено восприятие предме-тов на ощупь, недоразвита зрительно-моторная координация. Для кор-рекции сенсорных расстройств необходимо развивать все виды восприятия, формировать сенсорные эталоны цвета, формы, величи-ны предметов, развивать мышечно-суставное чувство, развивать речь и высшие психические функции (внимание, память, мышление).

Профилактика и коррекция контрактур

Аномальное распределение мышечного тонуса быстро приводит к развитию контрактур и деформаций, тормозит формирование произ-вольной моторики. Профилактику и коррекцию контрактур можно проводить как с помощью физических упражнений, так и с помощью вспомогательных средств. Из упражнений наиболее целесообразны упражнения в расслаблении, растягивании, потряхивании (по Фелпсу), а из вспомогательных средств, способствующих сохранению правиль-ного положения различных звеньев тела, используются лонгеты, шины, туторы, воротники, валики, грузы и др. Вспомогательные средства мо-гут использоваться как для разгрузки (воротник Шанца, корсеты), так и для коррекции патологических поз (лонгеты, шины, аппараты). Их используют 3—4 раза в день, длительность пребывания в спецуклад-ках зависит от тяжести поражения и переносимости процедуры. Вспо-могательные средства способствуют торможению патологической то-нической активности, нормализации реципрокных взаимоотношений мышц-антагонистов. Ортопедический режим следует чередовать с раз-личными видами лечебной гимнастики для борьбы с контрактурами.

Активизация психических процессов и познавательной деятельности

В психологической коррекции особое внимание следует обра-тить на формирование конструкторской деятельности, так как в ре-зультате совершенствуется восприятие формы, величины предметов


Глава 5

и их пространственных соотношений. Важна психокоррекция памя-ти в связи с уменьшением объема памяти зрительной, слуховой и осязательной, а также формирование наглядно-образного мышления в процессе конструкторской и изобразительной деятельности. Кроме того, необходимо проводить психологическую коррекцию эмоциональ-ных нарушений и речи.

Таким образом, ЛФК — важнейшая часть общей системы адап-тивной физической культуры. Основными средствами являются до-зированные физические упражнения. Задачи, содержание, методичес-кие приемы на занятиях ЛФК связаны с планом лечения, коррекции, обучения и воспитания ребенка и зависят от его состояния и дина-мики достигнутых результатов. Занятия ЛФК могут быть малогруп-повыми или индивидуальными в зависимости от возраста, диагноза и степени тяжести. Полученные результаты на занятиях ЛФК за-крепляются на уроках физического воспитания. Для каждого ребенка необходимо составить план коррекционной работы и оценить эф-фективность коррекции. Для успешного лечебно-педагогического про-цесса важно взаимодействия невролога, врача ЛФК, логопеда, психо-лога, воспитателя, педагога, а также родителей.

5.3. Адаптивное физическое воспитание детей с ДЦП

Физическое воспитание детей с церебральной патологией мож-но разделить на 3 периода:

1) доречевой и ранний возраст — от 0 до 3 лет;

2) дошкольный возраст — от 3 до 7 лет;

3) школьный возраст — старше 7 лет.

Первый период реализуется в центрах абилитации в детских поликлиниках и реабилитационных центрах.

Второй период реализуется в дошкольных учреждениях компен-сирующего и комбинированного вида, имеющих специализированные группы детей с ДЦП.

Третий период реализуется в специализированных школах.

Задачи 1-го периода

.. Нормализация тонуса и моторики ребенка.

!. Стимуляция звуковой и речевой активности.

3. Развитие сенсорных процессов (зрительного, слухового, дви-гательно-кинестетического и др.).

4. Формирование предметной деятельности.

5. Развитие манипулятивной функции и двигательных навыков.


Частные методики адаптивной физической культуры  
   


Задачи 2-го периода

1. Развитие игровой деятельности и психических процессов.

2. Развитие речевого общения.

3. Расширение знаний об окружающей среде.

4. Развитие сенсорных функций.

5. Развитие ручной умелости и двигательных навыков.

6. Воспитание навыков самообслуживания и гигиены.

Задачи 3-гопериода

1. Развитие двигательных навыков.

2. Развитие психических процессов и речи.

3. Развитие познавательной деятельности.

4. Профессиональная ориентация.

Наши рекомендации