Нормализация дыхательной функции
Умение правильно дышать повышает физическую работоспособ-ность, улучшает обмен веществ, восстанавливает речь. При ДЦП дыхание слабое, поверхностное, движения плохо сочетаются с дыха-нием, нарушена речь. В связи с этим у детей с церебральной пато-логией важно правильно выбрать исходное положение для выполне-ния упражнений, т.е. в зависимости от положения тела меняются и условия дыхания. Так, например, в положении лежа на спине затруд-нен вдох на опорной стороне, сидя — преобладает нижнегрудное дыхание, а диафрагмальное (брюшное) затруднено, стоя — преобла-дает верхнегрудное дыхание. В занятиях ЛФК используют как ста-тические, так и динамические дыхательные упражнения в разных исходных положениях с разным темпом, ритмом, с акцентом на вдох или выдох, с использованием различных предметов (надувание ша-риков, пускание мыльных пузырей, игра на духовых инструментах и пр.). Дыхание связано также с речью, поэтому используют звукоре-чевую гимнастику, и с осанкой, поэтому обучение дыханию сочетают с коррекцией осанки.
Коррекция осанки
При ДЦП в результате действия позотонических рефлексов, формирования патологических синергии и мышечного дисбаланса наиболее часто формируется нарушение осанки во фронтальной плос-кости, круглая спина (кифоз и ьифосколиоз). Для нормализации осанки необходимо решать такие задачи, как формирование навыка правиль-ной осанки, создание мышечного корсета (преимущественное укреп-
Глава 5 |
ление мышц брюшного пресса и разгибателей спины в грудном от-деле позвоночника) и коррекция имеющихся деформаций (кифоза, сколиоза). ЛФК проводится по методике коррекции нарушений осанки во фронтальной и сагиттальной плоскостях и методике сколиоза.
Нормализация произвольных движений в суставах верхних и нижних конечностей
П Ф. Лесгафт говорил, что элементарные движения в су:тавах — азбука любых сложных движений. Для детей с церебральной пато-логией работа на суставах верхних и нижних конечностей начинает-ся с самых простыхудвижений, с облегченных исходных положений, в сочетании с другими методами (массаж, тепловые процедуры, ор-топедические укладки и пр ). Необходимо добиваться постепенного увеличения амплитуды движения в суставах конечностей, отрабаты-вать все возможные движения в каждом суставе При этом можно использовать упражнения в сопротивлении в сочетании с расслаб-лением и маховыми движениями. Можно также использсвать раз-личные предметы (гимнастическую палку, мяч, скакалку для верхних конечностей, гимнастическую стенку, следовые дорожки, параллель-ные брусья для нижних конечностей)
Особенное внимание следует обратить на разработку ограни-ченных движений — разгибание и отведение в плечевое суставе, разгибание и супинация в локтевом суставе, разгибание пальцев и отведение большого пальца в кисти, разгибание и отведение в тазо-бедренном суставе, разгибание в коленном суставе, разгибание в голеностопном суставе и опору на полную стопу.
Коррекция мелкой моторики и манипулятивной функции рук
Основная функция руки — манипуляция с предметами. Даже анатомическое строение мышц рук предполагает тонкую, мелкую, диф-ференцированную работу. Манипулятивная функция важна для само-обслуживания ребенка и для овладения профессиональными навыками. При этом самым важным является оппозиционный схват большого пальца Существуют следующие виды схватов кисти: шаровидный, ци-линдрический, крючковидный, межпальцевой и оппозиционный. В заня-тиях ЛФК необходимо отрабатывать все виды схватов. Для трениров-ки кинестетического чувства важна адаптация руки ребенка к форме различных предметов при обучении захвату. Для отработки навыков самообслуживания ребенок тренируется захватывать ложку, вилку, за-стегивать пуговицы и кнопки на одежде, складывать кубики, мозаику, рисовать, включать свет, набирать номер телефона, закручивать кран,
262 Частные методики адаптивной физической культуры
расчесываться и пр. Можно использовать различные игры и занятия в виде шитья, склеивания, разрезания ножницами, печатания на машинке. После развития дифференцированной деятельности пальцев особенно важно начинать обучение письму.