Упражнения для коррекции дыхания
№ | Упражнения | Коррекционная | ||
направленность | ||||
п/п | ||||
1. | Лежа на спине, ноги согнуты в ко- | Понимание механизма | ||
ленях, права» рука на груди, левая — | полного дыхания: правая | |||
на животе — глубокое медленное ды- | контролирует | грудное | ||
хание через нос | дыхание (грудь поднима- | |||
ется), левая — брюшное | ||||
(поднимается живот) | ||||
2. | Лежа на спине, руки вдоль туловища — | Увеличение | глубины | |
глубокий вдох через нос (вдохнули | дыхания, приучение к | |||
«запах цветка»), медленный выдох че- | глубокому дыханию, об- | |||
рез нос | разное мышление | |||
3. | Лежа на спине, руки вдоль туловища, | Увеличение | глубины | |
ноги согнуты в коленях — глубо- | полного дыхания в ста- | |||
кий вдох и выдох | тической позе | |||
4. | То же, с заданным ритмом дыхания: | Усвоение ритма полно- | ||
вдох на 3 счета, выдох — ка 4 («сду- | го дыхания | |||
нули одуванчик») | ||||
5. | Стоя, руки на пояс — глубокий вдох | Увеличение | глубины | |
через нос и выдох через рот, губы | диафрагмального дыха- | |||
трубочкой («погасили свечу») | ния, образное мышление | |||
6. | Сидя на полу, согнув колени, локти | Увеличение | глубины | |
упираются в живот, открытые ладо- | грудного дыхания, образ- | |||
ни перед собой — глубокий вдох и | ное мышление | |||
длинный выдох («подули на молоко») | ||||
7. | Лежа на спине, поднимание рук | Усиление глубины вдо- | ||
вверх — вдох, опускание — выдох | ха в сочетании с дви- | |||
жением | ||||
8. | Сидя на стуле, положив набивной мяч | Увеличение подвижнос- | ||
(2 кг) на живот и удерживая его ру- | ти диафрагмы, усиление | |||
ками, — глубокий вдох, медленный вы- | глубины вдоха | |||
дох, рот трубочкой | ||||
Частные | методики адаптивной физической | культуры | |||||
Продолжение | табл. | ||||||
9. | Сидя на стуле, развести руки в сто- | Согласование дыхания с | |||||
роны — глубокий вдох, на выдохе — | движением, акцентиро- | ||||||
наклон вперед, доставая руками нос- | ванный сильный выдох | ||||||
ки ног | |||||||
10. | Стоя, руки перед грудью, после глубо- | Согласование дыхания с | |||||
кого вдоха — на выдохе пружинящие | движением, | парциаль- | |||||
отведения назад рук, согнутых в локтях | ный выдох (на 4 счета) | ||||||
11. | «Дровосек». Ноги | на ширине плеч, | Согласование дыхания с | ||||
руки в замок — глубокий вдох — | движением, акцентиро- | ||||||
поднять руки, на выдохе с наклоном | ванный выдох, развитие | ||||||
резко опустить руки, произнося «у-у-ух» | дыхательной мускулатуры | ||||||
12. | «Лягушка». Прыжки на двух ногах, | Согласование дыхания с | |||||
продвигаясь вперед с взмахом рук. | движением, акцентиро- | ||||||
На взмахе глубокий вдох, во время | ванный выдох, развитие | ||||||
прыжка — сильный выдох с произ- | дыхательной мускулатуры | ||||||
несением звуков | «ква» | ||||||
13. | Ходьба, руки на поясе с различными | Акцентирование внима- | |||||
вариантами дыхания: на 3 шага — | ния на дыхании, варьиро- | ||||||
вдох, на 3 шага — выдох; на 4 шага — | вание частоты дыхания, | ||||||
вдох, на 4 шага — выдох; на 2 шага — | согласование | заданной | |||||
вдох, на 3 шага — выдох; на 3 шага — | частоты дыхания с дви- | ||||||
вдох, на 5 шагов — выдох и др. | жением | ||||||
14. | Бег с акцентированным вниманием | Усвоение разных | рит- | ||||
на дыхание: а) после сильного вдоха | мов дыхания, согласова- | ||||||
через нос, не задерживая дыхания, — | ние с движением, вни- | ||||||
постепенный выдох на каждый шаг, | мание на выдохе | ||||||
на четвертом — полный выдох через | |||||||
рот с произнесением звуков «ф-фу»; |
209
Продолжение табл.
17. То же, при передвижении на лыжах, То же коньках, подвижных и спортивных играх
Профилактика зрения
Около 30% детей с умственной отсталостью имеют нарушения зрения. Чаще всего встречается близорукость.
Для сохранения-зрения существенное значение имеют гигиени-ческие условия проведения занятий, в частности рациональная и достаточная освещенность, чистота помещений, адекватные возрасту спортивный инвентарь и оборудование, абсолютная безопасность, кото-рые создают условия комфорта для занятий, снижают утомление глаз.
Если ребенок начинает тереть глаза, жмуриться от обилия света или у него появляется покраснение глаз, слезотечение, его необходи-мо обследовать у врача. Офтальмологами МНИИ глазных болезней им. Гельмгольца и специалистами Федерального центра ЛФК и спортивной медицины разработаны специальные физические упражне-ния для профилактики появления и прогрессирования нарушений зре-ния. Приводим несколько упражнений, наиболее простых и доступных для умственно отсталых детей, которые могут выполняться как на уро-
ках, так и в домашних условиях (Лильин | Е.Т., Доскин В.А., 1997). |
Упражнения для профилактики зрения | |
Коррекционная | |
Упражнения | направленность |
п/п |
б) на 4 шага постепенный вдох, на 4 | ||
шага — постепенный выдох; в) на 2 | ||
шага — вдох, на 4 шага — выдох | ||
15. | Бег с произвольным дыханием, уско- | Развитие кардиореспи- |
рениями, остановками, прыжками и т. п. | раторной системы, опре- | |
деление индивидуально- | ||
го ритма дыхания | ||
16. | Бег с ходьбой по дорожкам парка, по | То же |
пересеченной местности с регулиро- | ||
ванием частоты и глубины дыхания |
1. И.п. — сидя. Крепко зажмурить глаза на 3—5 с, а затем открыть на 3—5 с. Повторить 6—8 раз
2. И.п. — сидя. Смотреть прямо перед собой 2—3 с, держать палец правой руки по средней линии лица на рас-стоянии 25—30 см от глаз, перевес-ти взгляд на кончик пальца и смот-реть на него 3—5 с, опустить руку. Повторить 10—12 раз
Укрепление мышц век, расслабление мышц глаза, улучшение крово-обращения в них
Снижение утомления, облегчение работы на близком расстоянии
Частные методики адаптивной, физической культуры | ||||
Продолжение | табл. | |||
3. | И.п. — сидя. Быстро моргать в те- | Улучшение | кровообра- | |
чение 1 мин с перерывами | щения | |||
4. | И.п — сидя. Вытянуть вперед руку, | Облегчение зрительной | ||
смотреть на кончик пальца, располо- | работы на близком рас- | |||
женный на средней линии лица, мед- | стоянии | |||
ленно приближать палец, не сводя с | ||||
него глаз до тех пор пока палец не | ||||
начнет двоиться. Повторить 6—8 раз | ||||
5. | И. п. — сидя. Закрыть веки, масси- | Расслабление | мышц | |
ровать их с помощью круговых дви- | глаз, улучшение крово- | |||
жений пальца в течение 1 мин | обращения в них | |||
6. | И.п. — стоя. Отвести руку в пра- | Укрепление | мышц гла- | |
вую сторону, медленно передвигать | за, совершенствование | |||
палец полусогнутой руки справа на- | их координации | |||
лево и при неподвижной голове сле- | ||||
дить за пальцем; медленно передви- | ||||
гать палец полусогнутой руки слева | ||||
направо и при неподвижной голове сле- | ||||
дить за пальцем. Повторить 10—12 раз | ||||
7. | И п. — сидя. Тремя пальцами каж- | Расслабление | мышц | |
дой руки легко нажать на верхнее яб- | глаза, улучшение крово- | |||
локо обоих глаз, спустя 1—2 с снять | обращения и циркуля- | |||
пальцы с век. Повторить 3—4 раза | ции внутриглазной жид- | |||
кости | ||||
8. | И.п. — сидя. Второй, третий и чет- | Укрепление | глазных | |
вертый пальцы рук положить так, что- | мышц, улучшение крово- | |||
бы второй палец находился у наруж- | обращения, | снижение | ||
ного угла глаза, третий — на середине | утомления, | улучшение | ||
верхнего края орбиты и четвертый — | циркуляции внутриглаз- | |||
у внутреннего угла глаза, медленно | ной жидкости | |||
закрыть глаза. Пальцы оказывают | ||||
этому небольшое сопротивление. По- | ||||
вторить 8—12 раз | ||||
9. | И.п. — сидя. Указательными пальца- | Улучшение | кровообра- | |
ми фиксировать кожу надбровных дуг, | щения, работоспособно- | |||
медленно закрыть глаза, пальцы удер- | сти глазных мышц | |||
живают кожу надбровных дуг. Повто- | ||||
рить 8—10 раз | ||||
Глава 4 | |||
Продолжение табл. | |||
10. | И.п. — сидя. Медленно переводить | Улучшение | работоспо- |
взгляд с пола на потолок и обратно, | собности | цилиарной | |
голова неподвижна. Повторить 8—12 раз | мышцы | ||
12. | И.п. — сидя. Медленные круговые | Улучшение | работоспо- |
движения глазами в одном, а затем | собности | цилиарной | |
в обратном направлении. Повторить | мышцы | ||
4—6 раз | |||
На каждом занятии используются от 3 до 5 упражнений. Более подробно меры профилактики и коррекции зрения изложены в главе 2.
4.4. Коррекционно -развивающие подвижные игры для детей с умственной отсталостью
Подвижная игра имеет столь широкий диапазон воздействия на организм и личность, что создает неограниченные возможности вли-яния на все сферы жизнедеятельности детей и подростков с ум-ственной отсталостью. Глубочайший смысл детских игр заключается в том, что они, функционально нагружая весь организм, все его тка-ни, органы и системы, структурно их создают, формируют и совер-шенствуют (В. М. Лебедев).
Целенаправленная эмоциональная игровая нагрузка оказывает стимулирующее воздействие на организм умственно отсталого ре-бенка и больше, чем другие средства, соответствует удовлетворению естественной потребности в движении. Подвижная игра не только противодействует гипокинезии, но и способствует восстановлению утраченного здоровья, укреплению всех функций организма, разви-тию физических способностей.
В подвижных играх используются знакомые и доступные виды естественных движений: ходьба, бег, лазанье, перелезание, прыжки, упражнения с мячом, в них не- сложной техники и тактики, а прави-ла всегда можно изменить соответственно физическим и интеллек-туальным возможностям ребенка. Желание играть — главный сти-мул, побуждающий ребенка к игровой деятельности. Замечено, что во время игры дети охотно и с интересом выполняют то, что вне игры кажется неинтересным и трудным, поэтому в игре легче пре-одолеваются психические и эмоциональные проблемы.
Особая ценность подвижных игр для детей с умственной отста-лость заключается в возможности одновременного воздействия на
212 Частные методики адаптивной физической культуры
моторную и психическую сферу. Быстрая смена игровых ситуаций предъявляет повышенные требования к подвижности нервных про-цессов, быстроте реакции и нестандартности действий. Игры вынуж-дают мыслить наиболее экономно, реагировать на действия партне-ров, приспосабливаться к обстановке. Играющему ребенку приходится выбирать и совершать из множества операций одну, которая, по его мнению, может принести успех. Чем разнообразнее информация по-ступает в мозг, тем интенсивнее включаются психические процес-сы. Именно поэтому с помощью игры у ребенка с умственной от-сталостью развивают восприятие, мышление, внимание, воображение, память, моторику, речь, повышая умственную активность, а следова-тельно, познавательную деятельность в целом.
Эффект этот достигается за счет полифункциональности подвиж-ных игр, когда коррекция двигательных нарушений (пространствен-ной ориентировки, точности, ритма, согласованности движений, равно-весия и др.) инициирует активную деятельность мозга, сохранных анализаторов, психических функций, вегетативных систем, обеспечи-вающих движение. Особенно ярко эта взаимосвязь проявляется в реализации межпредметных связей, когда целенаправленные двига-тельные действия, организованные в форме игровых композиций, эс-тафет, ролевых и имитационных игр, выполняемых под стихи, загадки, потешки, скороговорки, с решением простейших математических за-дач, облегчают усвоение счета, понятий о количестве, форме, величи-не, направлении, амплитуде; активизируют речевую деятельность, пра-вильное звукопроизношение; обогащают словарный запас, развивают память, внимание, моторику мелких мышц рук.
Известно, что умственно отсталые дети отстают в развитии духов-ных интересов, потребностей. Поэтому сама игровая деятельность, вызы-вающая у детей интерес и содержащая в себе необходимые компонен-ты развития личности, является средством духовного развития. В игре складываются отношения между детьми, вырабатываются привычки, пра-вила поведения. Дети больше узнают друг друга, взаимодействуют меж-ду собой, познают нехитрые игровые ситуации, проявляют самостоятель-ность, подражают, радуются, фантазируют, т. е. в игре идет активное формирование личности, имеющее большое социальное значение. По мнению Г. В. Кулешовой (1992), нравственные привычки, сформирован-ные в игре, закладывают характер, который в зрелом возрасте позволя-ет не только понять окружающий мир, но и найти в нем свое место.
При подборе подвижных игр важно учитывать эмоциональное со-стояние, характер, поведение детей. Состояние умственно отсталого ре-бенка нестабильно. Эмоциональное напряжение, усталость могут выз-вать внутренний дискомфорт, который чаще выражается в нарушении
Глава 4 |
поведения, капризах, ссорах, драках. Иногда они могут вызвать обратные реакции: пассивность, нежелание вступать в контакт. Преодолевать эмо-циональное напряжение можно с помощью подвижных игр.
Таким образом, при подготовке к проведению подвижных игр педагог должен учитывать следующие моменты:
• содержание игр (сюжет, правила, двигательные действия, физи-ческая нагрузка) должно быть доступным и соответствовать возрас-ту, уровню интеллектуальных и двигательных возможностей, эмоцио-нальному состоянию и личностным интересам детей;
• подвижные игры предполагают варианты усложнения, но про-цесс насыщения моторными действиями должен осуществляться по-степенно по мере овладения простыми формами движений;
• содержание игр должно предусматривать комплексный харак-тер воздействия- коррекцию двигательных нарушений, физических качеств, координационных способностей, укрепление и оздоровление всего организма в целом;
• в процессе игры необходимо стимулировать познавательную деятельность, активизировать психические процессы, творчество и фантазию ребенка.
В экспериментальном исследовании О.А. Шпитальной (2000), про-веденном на школьниках 8—11 лет с умственной отсталостью легкой
и умеренной степени, воспитывающихся в детском доме, апробировано около 150 подвижных игр, рекомендованных в литературе для здоро-вых учащихся того же возраста. Установлено, что только треть этих игр подходит детям с умственной отсталостью, 2/3 игр оказались слиш-ком сложными для запоминания и воспроизведения, отдельные игры были непонятны и не вызывали интереса В итоге отобрано 52 под-вижных игры (10 из них для зимних условий), которые проводились во внеучебное время как рекреативные игровые занятия по 1 часу 3 раза в неделю. Установлены специфические особенности игровой деятель-ности младших школьников с нарушениями интеллекта
1. Среди участвующих в эксперименте не было ни одного ре-бенка, отказавшегося от игр Не подтвердилось мнение дефектоло-гов о том, что у детей данной нозологической группы неразвиты навыки игровой деятельности. Способность к игре развивается.
2. Процесс освоения игровой деятельности достаточно длитель-ный. На освоение 52 подвижных игр потребовалось 2 года, но это свидетельствует о потенциальных возможностях детей
3. Наибольший интерес вызывают простые по сюжету и содер-жанию игры, соответствующие играм здоровых детей дошкольного возраста. Отмечено, что в полюбившиеся игры дети играют само-стоятельно в свободное время.
214 Частные методики адаптивной физической культуры
4. В игре отчетливо проявляются недостатки психического раз-вития ребенка (отвлекаемость, неустойчивость эмоций, нежелание осваивать новое, быстрая утомляемость), которые можно частично нивелировать методическими приемами: сменой подвижных игр по направленности, продолжительности, сложности, эмоциональной на-пряженности и др., позволяющими сосредоточить внимание детей на игре и поддерживать интерес.
5. Адекватными возрасту, особенностями психики, состоянию физической подготовленности являются 40—60-минутные рекреатив-ные занятия, в содержании которых входит от 10 до 20 подвижных игр продолжительностью от 1 до 3—5 мин.
Методика рекреативных физкультурно-оздоровительных занятий, основанных на использовании коррекционно-развивающих подвиж-ных игр, отобранных с учетом личностных интересов детей, позво-лила эмоционально разнообразить быт детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации, увеличить объем двигательной активности, расширить диапазон знаний, двигательных умений и фи-зических способностей Положительные изменения произошли в уровне развития кратковременной памяти, мышления, звукобуквенно-го синтеза, элементарных математических представлений. Существен-но улучшились показатели физической подготовленности: в висе на согнутых руках, метании набивного мяча на дальность, прыжке в длину с места, наклоне вперед в положении сидя, количестве присе-даний за 30 с, беге на 20 м, быстроте локальных движений В наибо-лее отстающем звене — координационных способностях — суще-ственные положительные изменения отмечены в статическом и динамическом равновесии, умении оценивать пространственные и си-ловые характеристики движения, усвоении заданного ритма движе-ний, координации мимических мышц, двигательной памяти.
Ниже приводятся некоторые подвижные игры для младших школьников с умственной отсталостью (Шапкова Л.В., 2001).