Физические упражнения для коррекции бега
18. «Хоп».Ходьба с остановками по сигна-лу. По сигналу «Хоп» — остановка, по сигналу «Хоп-хоп» — поворот кругом
19. «Волны».Ходьба с регулированиемтемпа громкостью команд (или музыки). При команде шепотом или тихой музы-ке — медленная ходьба на носках, движе-ние рук изображает волны; при средней громкости — быстрая ходьба с сильными волнами; при громкой — переход на бег
20. «Та-та-та».Ходьба с притопывани-ем в заданном ритме и соответству-ющем проговариванием звуков «Та-та-та»
Внимание, быстрота ре-акции на сигнал, сохра-нение устойчивой позы
Концентрация внимания, дифференциация громко-сти звука и сопоставле-ние с темпом движений, плавность, выразитель-ность движений, вообра-жение
Усвоение заданного ритма движений
№ | Упражнения | Коррекционная | |
п/п | направленность | ||
1. | Ходьба ускоренная с переходом на бег, | Усвоение темпа и рит- | |
переход с бега на ходьбу | ма движений, развитие | ||
выносливости | |||
2. | Бег на месте с высоким поднимани- | Стимуляция | дыхатель- |
ем бедра со сменой темпа (от мини- | ной и сердечно-сосуди- | ||
мального до максимально возможно- | стой систем, | усвоение | |
го) | темпа движений, диффе- | ||
ренцирование усилий, | |||
координация движений | |||
рук и ног |
«Хромой заяц».Ходьба одной ногойпо гимнастической скамейке, другой — по полу
«По канату».А) Ходьба вдоль поканату, руки в стороны. Б) Ходьба по канату боком приставными шагами, руки в стороны
Координация и согласо-ванность движений ног и туловища
Развитие равновесия, профилактика плоско-стопия, сохранение пра-вильной осанки
3. | «Бег» только руками, стоя на месте, с | Коррекция техники дви- | |
постепенным увеличением и сниже- | жений | рук, усвоение | |
нием темпа | темпа, | активизация и | |
ритм дыхания | |||
4. | Бег «змейкой», не задевая предметов; | Ориентировка в про- | |
то же — вдвоем, держась за руки | странстве, равновесие, | ||
согласованность движе- | |||
ний |
Частные методики адаптивной физической культуры | |||||||||
Продолжение | табл. | ||||||||
. | Бег по прямой по узкому (30—35 см) | Прямолинейность | дви- | ||||||
коридору (обозначенному мелом, на- | |||||||||
жений, ориентировка в | |||||||||
тянутыми резинками и т. п.) | пространстве, стимуля- | ||||||||
ция дыхательной и сер- | |||||||||
дечно-сосудистой систем | |||||||||
Бег с подскоками | Ритм движений, сораз- | ||||||||
мерность усилий | |||||||||
Бег с максимальной скоростью на 10, | Развитие | скоростных | |||||||
20, 30 м наперегонки | |||||||||
качеств, стимуляция ды- | |||||||||
хательной | и сердечно- | ||||||||
сосудистой | систем | ||||||||
8. | Бег с | подпрыгиванием и доставани- | Координация движений, | ||||||
ем предметов (отметка на стене, под- | |||||||||
соразмерность усилий, | |||||||||
вешенный шарик) | скоростно-силовые ка- | ||||||||
чества | |||||||||
9. | Бег по ориентирам (линиям, обозна- | Дифференцировка | уси- | ||||||
ченные мелом скакалками) | |||||||||
лий и длины шага | |||||||||
«Пони». Бег в различном темпе: мед- | Дифференцировка времен- | ||||||||
ленно, быстро, рысью, галопом, как ма- | ных характеристик движе- | ||||||||
ленькая лошадка | ний, регулирование ритма | ||||||||
дыхания, воображение | |||||||||
11. | Бег медленный в чередовании с ходь- | Развигие выносливости, | |||||||
бой (5—10 мин) в условиях пересе- | |||||||||
укрепление | дыхания и | ||||||||
ченной | местности (в | парке, в лесу) | сердечно-сосудистой | сис- | |||||
вместе | с родителями | ||||||||
темы, укрепление стопы | |||||||||
12. | «Челночный бег». Бег | с максималь- | Ориентировка в про- | ||||||
ной скоростью, остановками, с пере- | |||||||||
странстве, мелкая мото- | |||||||||
ноской предметов (кубиков, мячей) | рика, соразмерность уси- | ||||||||
лий, сюростные качества, | |||||||||
ловкость, устойчивость | |||||||||
вестибулярного аппарата | |||||||||
13. | Бег по | кругу с остановкой (свисток, | Быстрэта двигательной | ||||||
хлопок) и выполнение заданий: при- | |||||||||
реакции, быстрота пере- | |||||||||
нять красивую осанку, позу «аиста» | ключения, координация | ||||||||
(стойка на одной ноге, другая согнута | |||||||||
движений, устойчивость | |||||||||
в колене), позу «ласточки» (стойка на | вестиб/лярного аппарата | ||||||||
одной ноге, друга назад, руки в сто- | |||||||||
роны). Держать 5 с | |||||||||
Глава 4 | ||||
Продолжение | табл. | |||
14. | Бег за обручем | Мелкая моторика кисти, | ||
согласованность движе- | ||||
ний, дифференцировка | ||||
усилий | ||||
15. | Бег с грузом в руках (большой мяч, | Координация движений, | ||
2 мяча, 4 кегли) | приспособление | к из- | ||
менившимся условиям, | ||||
согласованность | дей- | |||
ствий | ||||
16. | По сигналу добежать до мяча, лежав- | Быстрота реакции, лов- | ||
шего в 10 м от линии старта, взять | кость, ориентировка в | |||
его и, вернувшись бегом назад, поло- | пространстве, частота и | |||
жить мяч на линию старта | точность движений во | |||
времени, устойчивость | ||||
вестибулярного | аппа- | |||
рата | ||||
Коррекция прыжков
Нарушениями в прыжках с места толчком двумя ногами явля-ются: отталкивание одной ногой, несогласованность движений рук и ног при отталкивании и в полете, слабое финальное усилие, неуме-ние приземляться, низкий присед перед отталкиванием, отталкивание прямой ногой (Дмитриев А А., 2002).
Ошибками в прыжках в длину и высоту является слабый тол-чок, иногда остановка перед толчком, низкая траектория полета, не-участие рук, что объясняется низким уровнем координационных способностей, силы разгибателей ног, скоростно-силовых качеств. Кроме того, детям трудно решать одновременно две двигательные задачи: движение ног и взмах руками.
Предлагаемые подготовительные упражнения не включают классических прыжков в длину и высоту, но готовят стопу и всг мышцы ног. В занятиях с детьми они выполняют самостоятель-ную функцию, развивая разнообразные координационные способ-ности, корригируя недостатки движения и развития сохранных функций.
182 Частные методики адаптивной физической культуры