Методы и методические приемы, используемые в процессе занятий физическими упражнениями
Метод отражает способ взаимодействия педагога и ученика, где полем деятельности являются знания, развитие двигательных, психо-физических, личностных способностей ученика, его эмоции, воля, по-ведение, при этом сам он выступает одновременно объектом и субъек-том педагогической деятельности.
Частные методики адаптивной физической культуры | ||
Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточ-ностью при всем многообразии подходов, обусловленных своеобра-зием их физической и психической сферы, имеет ряд общих методов, совокупность которых характеризует любой вид физкультурной дея-тельности. К ним относятся:
— методы формирования знаний;
— методы обучения двигательным действиям;
— методы развития физических способностей;
— методы воспитания личности;
— методы организации взаимодействия педагога и занимающихся;
— методы регулирования психического состояния детей.
2) основе их лежат закономерности обучения, возрастного раз-вития, дидактические и специально-методические принципы, коррек-ционная направленность педагогического процесса.
Методы формирования знаний
Формирование двигательных действий содержит две стороны: смысловую и процессуальную (двигательную). Смысловая сторона требует мышления, памяти, воображения и регулируется сознанием. Это наиболее сложная задача для детей с умственной отсталостью, так как нарушение познавательной деятельности и психических про-цессов, связанных с нею, и составляет основной дефект. Освоение любых движений возможно лишь в том случае, если ребенок ощу-щает свое тело, понимая назначение и возможности его частей, так как от этого понимания зависит формирование пространственного восприятия, дифференцировка движений и т. п. Дети с умственной отсталостью нередко с трудом осваивают представления о схеме собственного тела и, следовательно, об основных направлениях дви-жения и пространственной ориентации.
Формирование этих представлений должно осуществляться в следующих направлениях.
1) Закрепление знаний о строении тела и его частях:
• голова — лицо, затылок, лоб, подбородок, шея;
• туловище — спина, грудь, живот, бок;
• руки — плечо, локоть, кисть, пальцы;
• ноги — бедро, колено, стопа, пятка, носок, пальцы.
2) Знания о пространственной ориентации в спортивном зале, на стадионе, дома: вход, стены, потолок, углы, дорожка, середина, центр, стартовая линия и др.
3) Названия спортивного инвентаря и оборудования: мячи, кегли, обручи, канат, гимнастическая скамейка, скакалка, гимнастическая стен-ка, перекладина, маты и др.
Глава 4 | ||
4) Знания об исходных положениях: стоя (основная стойка, ноги на ширине плеч), лежа (на спине, на животе, на боку), сидя (на полу, на ска-мейке), положениях рук, туловища и ног относительно собственного тела.
5) Знания понятий, обозначающих элементарные виды движений
и умение выполнять их по словесной инструкции: поднять(ся) — опу-ститься); согнуть(ся) — разогнуть(ся); наклонить(ся) — выпрямить(ся); повернуть(ся), сесть (сидеть), встать (стоять), идти, бежать, пере-лезать, ползать, бросать (бросить, подбросить, перебросить, катить), поднять, ловить, поймать.
6) Знание пространственных ориентиров:
• направленна- движений тела и его частей: вперед-назад, впра-во-влево, вниз-вверх;
• построения: в колонну, шеренгу, в круг, в пары;
• представления о движениях, означающих месторасположение (с предлогами перед, за, через, с, на, между, около, под): встать перед
гимнастической скамейкой, построиться за гимнастической скамей-кой, перепрыгнуть через гимнастическую скамейку, встать на гимна-стическую скамейку, спрыгнуть с гимнастической скамейки, прополз-ти под гимнастической скамейкой.
7) Знание подвижных игр: названия, правил, понимания сюжета
и ролевых функций, последовательности действий, считалок, речита-тивов, если они есть в игре.
8) Знания о гигиенических требованиях к спортивной форме, одежде, обуви для занятий в зале, на открытых площадках, в бассей-не, лыжных прогулках.
В работе с умственно отсталыми детьми для формирования зна-ний используются методы слова, наглядной информации и методы практических упражнений.
Метод слова включает:
— объяснение, описание, указание, суждение, уточнение, замечание, устное оценивание, обсуждение, совет, просьбу, беседу, диалог и т. п.
— сопряженную речь — проговаривание хором;
— невербальную информацию в виде мимики, пластики, жестов,
условных знаков;
— зрительно-наглядную информацию — иллюстрации схемы тела человека, гигиенические плакаты, видеофильмы и т. п.
Практика показывает, что использование словесных методов в процессе физического воспитания умственно отсталых школьников оставляет слабые следы. Необходимо их сочетание с практической деятельностью. Формирование знаний и обучение движениям про-исходит быстрее, если информация поступает одновременно с рецеп-торов зрительного, слухового, двигательного анализаторов. Двигатель-
166 Частные методики адаптивной физической культуры
ный образ становится ярче и быстрее запоминается (Самыличев А.С., Гуро-Фролов Р.Н., 1991; Стребелева Е.А., 1991). Поэтому методы и приемы должны активизировать все функции, участвующие в дви-гательной деятельности:
• одновременное сочетание показа физических упражнений, сло-весного объяснения и выполнения;
• рисование фигуры или использование плакатов человека для понимания структуры тела, функций суставов и основных мышеч-ных групп;
• рассказ-описание двигательного действия по картинке с по-следующей демонстрацией и выполнением его;
• письменное описание одного упражнения с последующим раз-бором и выполнением (домашнее задание);
• по мере освоения выполнение упражнения только по словес-ной инструкции, только по показу.
Определенные требования предъявляются к непосредственному показу упражнений, он должен быть четким, грамотным и методи-чески правильно организованным:
— упражнения, выполняемые во фронтальной плоскости, необхо-димо показывать, встав лицом к учащимся;
— упражнения, выполняемые в сагиттальной плоскости, необхо-димо демонстрировать, стоя боком;
— упражнения, выполняемые и во фронтальной, и в сагитталь-ной плоскости, целесообразно показывать дважды, стоя лицом, боком или полубоком;
— зеркальный показ необходим в тех случаях, когда упражне-ние содержит асимметричные движения;
— упражнения, выполняемые сидя или лежа, лучше показывать на возвышении, максимально концентрируя на себе внимание.
Таким образом, методы слова и наглядности, сопровождающие движение, позволяют умственно отсталым детям оперировать образ-ным материалом воспринимаемых объектов, воссоздавать достаточ-но большой объем представлений, закреплять полученные знания. Формирование наглядно-действенного и наглядно-образного мышле-ния у данной категории детей составляет основу обучения двига-тельным действиям.