Методы и методические приемы, используемые в процессе занятий физическими упражнениями

Метод отражает способ взаимодействия педагога и ученика, где полем деятельности являются знания, развитие двигательных, психо-физических, личностных способностей ученика, его эмоции, воля, по-ведение, при этом сам он выступает одновременно объектом и субъек-том педагогической деятельности.


Частные методики адаптивной физической культуры  
   

Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточ-ностью при всем многообразии подходов, обусловленных своеобра-зием их физической и психической сферы, имеет ряд общих методов, совокупность которых характеризует любой вид физкультурной дея-тельности. К ним относятся:

— методы формирования знаний;

— методы обучения двигательным действиям;

— методы развития физических способностей;

— методы воспитания личности;

— методы организации взаимодействия педагога и занимающихся;

— методы регулирования психического состояния детей.

2) основе их лежат закономерности обучения, возрастного раз-вития, дидактические и специально-методические принципы, коррек-ционная направленность педагогического процесса.

Методы формирования знаний

Формирование двигательных действий содержит две стороны: смысловую и процессуальную (двигательную). Смысловая сторона требует мышления, памяти, воображения и регулируется сознанием. Это наиболее сложная задача для детей с умственной отсталостью, так как нарушение познавательной деятельности и психических про-цессов, связанных с нею, и составляет основной дефект. Освоение любых движений возможно лишь в том случае, если ребенок ощу-щает свое тело, понимая назначение и возможности его частей, так как от этого понимания зависит формирование пространственного восприятия, дифференцировка движений и т. п. Дети с умственной отсталостью нередко с трудом осваивают представления о схеме собственного тела и, следовательно, об основных направлениях дви-жения и пространственной ориентации.

Формирование этих представлений должно осуществляться в следующих направлениях.

1) Закрепление знаний о строении тела и его частях:

• голова — лицо, затылок, лоб, подбородок, шея;

• туловище — спина, грудь, живот, бок;

• руки — плечо, локоть, кисть, пальцы;

• ноги — бедро, колено, стопа, пятка, носок, пальцы.

2) Знания о пространственной ориентации в спортивном зале, на стадионе, дома: вход, стены, потолок, углы, дорожка, середина, центр, стартовая линия и др.

3) Названия спортивного инвентаря и оборудования: мячи, кегли, обручи, канат, гимнастическая скамейка, скакалка, гимнастическая стен-ка, перекладина, маты и др.


Глава 4  
   

4) Знания об исходных положениях: стоя (основная стойка, ноги на ширине плеч), лежа (на спине, на животе, на боку), сидя (на полу, на ска-мейке), положениях рук, туловища и ног относительно собственного тела.

5) Знания понятий, обозначающих элементарные виды движений

и умение выполнять их по словесной инструкции: поднять(ся) — опу-ститься); согнуть(ся) — разогнуть(ся); наклонить(ся) — выпрямить(ся); повернуть(ся), сесть (сидеть), встать (стоять), идти, бежать, пере-лезать, ползать, бросать (бросить, подбросить, перебросить, катить), поднять, ловить, поймать.

6) Знание пространственных ориентиров:

• направленна- движений тела и его частей: вперед-назад, впра-во-влево, вниз-вверх;

• построения: в колонну, шеренгу, в круг, в пары;

• представления о движениях, означающих месторасположение (с предлогами перед, за, через, с, на, между, около, под): встать перед

гимнастической скамейкой, построиться за гимнастической скамей-кой, перепрыгнуть через гимнастическую скамейку, встать на гимна-стическую скамейку, спрыгнуть с гимнастической скамейки, прополз-ти под гимнастической скамейкой.

7) Знание подвижных игр: названия, правил, понимания сюжета

и ролевых функций, последовательности действий, считалок, речита-тивов, если они есть в игре.

8) Знания о гигиенических требованиях к спортивной форме, одежде, обуви для занятий в зале, на открытых площадках, в бассей-не, лыжных прогулках.

В работе с умственно отсталыми детьми для формирования зна-ний используются методы слова, наглядной информации и методы практических упражнений.

Метод слова включает:

— объяснение, описание, указание, суждение, уточнение, замечание, устное оценивание, обсуждение, совет, просьбу, беседу, диалог и т. п.

— сопряженную речь — проговаривание хором;

— невербальную информацию в виде мимики, пластики, жестов,

условных знаков;

— зрительно-наглядную информацию — иллюстрации схемы тела человека, гигиенические плакаты, видеофильмы и т. п.

Практика показывает, что использование словесных методов в процессе физического воспитания умственно отсталых школьников оставляет слабые следы. Необходимо их сочетание с практической деятельностью. Формирование знаний и обучение движениям про-исходит быстрее, если информация поступает одновременно с рецеп-торов зрительного, слухового, двигательного анализаторов. Двигатель-

166 Частные методики адаптивной физической культуры

ный образ становится ярче и быстрее запоминается (Самыличев А.С., Гуро-Фролов Р.Н., 1991; Стребелева Е.А., 1991). Поэтому методы и приемы должны активизировать все функции, участвующие в дви-гательной деятельности:

• одновременное сочетание показа физических упражнений, сло-весного объяснения и выполнения;

• рисование фигуры или использование плакатов человека для понимания структуры тела, функций суставов и основных мышеч-ных групп;

• рассказ-описание двигательного действия по картинке с по-следующей демонстрацией и выполнением его;

• письменное описание одного упражнения с последующим раз-бором и выполнением (домашнее задание);

• по мере освоения выполнение упражнения только по словес-ной инструкции, только по показу.

Определенные требования предъявляются к непосредственному показу упражнений, он должен быть четким, грамотным и методи-чески правильно организованным:

— упражнения, выполняемые во фронтальной плоскости, необхо-димо показывать, встав лицом к учащимся;

— упражнения, выполняемые в сагиттальной плоскости, необхо-димо демонстрировать, стоя боком;

— упражнения, выполняемые и во фронтальной, и в сагитталь-ной плоскости, целесообразно показывать дважды, стоя лицом, боком или полубоком;

— зеркальный показ необходим в тех случаях, когда упражне-ние содержит асимметричные движения;

— упражнения, выполняемые сидя или лежа, лучше показывать на возвышении, максимально концентрируя на себе внимание.

Таким образом, методы слова и наглядности, сопровождающие движение, позволяют умственно отсталым детям оперировать образ-ным материалом воспринимаемых объектов, воссоздавать достаточ-но большой объем представлений, закреплять полученные знания. Формирование наглядно-действенного и наглядно-образного мышле-ния у данной категории детей составляет основу обучения двига-тельным действиям.

Наши рекомендации