Особенности физического развития и двигательных способностей детей
Нафизическое развитие, двигательные способности, обучаемостьи приспособляемость к физической нагрузке оказывает влияние тя-жесть интеллектуального дефекта, сопутствующие заболевания, вто-ричные нарушения, особенности психической и эмоционально-воле-вой сферы детей
Психомоторное недоразвитие детей с легкой умственной отста-лостью проявляется в замедленном темпе развития локомоторных функций, непродуктивности движений, двигательном беспокойстве и суетливости. Движения бедны, угловаты, недостаточно плавны. Осо-бенно плохо сформированы тонкие и точные движения рук, предмет-ная манипуляция, жестикуляция и мимика.
У детей с умеренной умственной отсталостью моторная недо-статочность обнаруживается в 90—100% случаев (Шипицына Л.М , 2002). Страдает согласованность, точность и темп движений. Они замедленны, неуклюжи, что препятствует формированию механизма
бега, прыжков, метаний. Даже в подростковом возрасте школьники с трудом принимают и удерживают заданную позу, дифференцируют свои усилия, переключаются на другой вид физических упражнений. У одних детей двигательное недоразвитие проявляется в вялости, неловкости, низкой силе и скорости двигательных действий, у других — повышенная подвижность сочетается с беспорядочностью, бесцельно-стью, наличием лишних движений (Бобошко В.В., Сермеев А.Р., 1991).
Системное изложение нарушений двигательной сферы умствен-но отсталых детей представлено в «классификации нарушений фи-зического развития и двигательных способностей детей-олигофренов», разработанной А.А. Дмитриевым (1989, 1991, 2002).
Нарушения физического развития: отставания в массе тела;отставания в длине тела; нарушения осанки; нарушения в развитии стопы; нарушения в развитии грудной клетки и снижение ее ок-ружности; парезы верхних конечностей; парезы нижних конечно-стей; отставания в показателях объема жизненной емкости легких; деформации черепа; дисплазии; аномалии лицевого скелета.
Нарушенияв развитии двигательных способностей:
1) нарушение координационных способностей — точности дви-жений в пространстве; координации движений; ритма движений; дифференцировки мышечных усилий; пространственной ориентиров-ки; точности движений во времени; равновесия;
2) отставания от здоровых сверстников в развитии физических качеств — силы основных групп мышц рук, ног, спины, живота на 15—30%; быстроты реакции, частоты движений рук, ног, скорости одиночного движения на 10—15%; выносливости к повторению бы-строй динамической работы, к работе субмаксимальной мощности, к работе большой мощности, к работе умеренной мощности, к стати-ческим усилиям различных мышечных групп на 20—40%; скорост-но-силовых качеств в прыжках и метаниях на 15—30%; гибкости и подвижности в суставах на 10—20%.
Нарушенияосновных движений:
— неточность движений в пространстве и времени;
— грубые ошибки при дифференцировании мышечных усилий;.
— отсутствие ловкости и плавности движений;
— излишняя скованность и напряженность;
— ограничение амплитуды движений в ходьбе, беге, прыжках, метаниях.
Специфические особенности моторики обусловлены прежде всего недостатками высших уровней регуляции. Это порождает низкую эффективность операционных процессов всех видов деятельности и проявляется в несформированности тонких дифференцированных
Глава 4 | ||
движений, плохой координации сложных двигательных актов, низкой обучаемости движениям, косности сформированных навыков, недостат-ках целесообразного построения движений, затруднениях при выпол-нении или изменении движений по словесной инструкции.
Отставания в физическом развитии умственно отсталых детей, сте-пень приспособления к физической нагрузке зависят не только от пора-жения ЦНС, но и являются следствием вынужденной гипокинезии. От-сутствие или ограничение двигательной активности тормозит естественное развитие ребенка, вызывая цепь негативных реакций организма: ослабля-ется сопротивляемость к простудным и инфекционным заболеваниям, создаются предпосылки для формирования слабого малотренированного сердца. Гипокинезия часто приводит к избыточному весу, а иногда к ожирению, что еще больше снижает двигательную активность.
М.С. Певзнер (1989), С.Д. Забрамная (1995), Е.М. Мастюкова (1997) отмечают характерные для умственно отсталых школьников быстрое истощение нервной системы, особенно при монотонной ра-боте, нарастающее утомление, снижение работоспособности, меньшую выносливость У многих учащихся встречаются нарушения сердеч-но-сосудистой, дыхательной, эндокринной систем, внутренних органов, зрения, слуха, врожденные структурные аномалии зубов и прикуса, готическое небо, врожденный вывих бедра, а также множественные сочетанные дефекты (Худик В.А., 1997).
Среди вторичных нарушений в опорно-двигательном аппарате отмечаются деформация стопы, нарушения осанки (сколиозы, кифо-сколиозы, кифозы, лордозы), диспропорции телосложения, функциональ-ная недостаточность брюшного пресса, парезы, кривошея. Мелкие дис-пластические признаки встречаются у 40% умственно отсталых
школьников.
Оценивая физическое развитие учащихся 9—10-летнего возра-ста, Н.А. Козленко (1987) отмечает, что 45% детей имеют плохое физическое развитие, среднее гармоническое развитие — 25%, развитие ниже среднего — 23%, чрезмерно негармоничное — 7%. У 55% младших школьников нарушен акт ходьбы и бега, у 36% наблюдаются трудности выполнения изолированных движений паль-цами (застегивание пуговиц, завязывание шнурков, бантов). У уча-щихся 5—9-х классов уровень двигательных возможностей повыша-ется, заметно сглаживаются нарушения движений пальцев, лучше выполняются задания по словесной инструкции.
Е.С. Черник (1997) утверждает, что уровень развития физичес-ких качеств находится в прямой зависимости от интеллектуально-го дефекта. Так, в развитии выносливости дети с легкой умственной отсталостью уступают здоровым сверстникам на 11%, с умеренной
умственной отсталостью — на 27%, с тяжелой — около 40%. При-близительно такие же данные получены и в развитии мышечной силы, хотя школьники с высоким уровнем физического развития по силе подчас не уступают здоровым подросткам того же возраста. Значительное отставание отмечается у детей с умственной отстало-стью в развитии скоростных качеств, особенно во времени двига-тельной реакции. Б.В. Сермеев и М.Н. Фортунатов объясняют этот факт запаздыванием становления двигательного анализатора, разви-тие которого заканчивается к 15—16 годам, т. е. позднее на 2—3 года, чем у здоровых. Э.П. Бебриш установил, что отставание скоро-стных качеств составляет 6—7 лет, и объясняет это низкой подвиж-ностью нервных процессов. В то же время автор отмечает, что дети
с умственной отсталостью, систематически занимавшиеся плаванием,
в скоростных качествах отстают от детей массовых школ того же возраста всего на 1—2 года. Развитие основных физических способ-ностей (силы, быстроты, выносливости) подчиняется общим законо-мерностям возрастного развития, но у умственно отсталых школьни-ков темп их развития ниже и сенситивные периоды наступают позднее на 2—3 года (Воронкова В.В., 1994; Черник Е.С., 1997).
Установлено, что основным нарушением двигательной сферы умственно отсталых детей является расстройство координации дви-жений (Плешаков А.Н., 1985; Юровский С.Ю., 1985; Самыличев А.С., 1991; Ванюшкин В.А., 1999; Горская И.Ю., Синельникова Т.В., 1999; и др.). И простые, и сложные движения вызывают у детей затрудне-ния: в одном случае нужно точно воспроизвести какое-либо движе-ние или позу, в другом — зрительно отмерить расстояние и по-пасть в нужную цель, в третьем — соразмерить и выполнить прыжок, в четвертом — точно воспроизвести заданный ритм движения. Любое из них требует согласованного, последовательного и одновре-менного сочетания движений звеньев тела в пространстве и време-ни, определенного усилия, траектории, амплитуды, ритма и других ха-рактеристик движения. Однако в силу органического поражения различных уровней мозговых структур, рассогласования между ре-гулирующими и исполняющими органами, слабой сенсорной аффе-рентации, управлять всеми характеристиками одновременно умствен-но отсталый ребенок не способен. Координационные способности регулируются теми биологическими и психическими функциями, которые у детей с нарушениями интеллекта имеют дефектную ос-нову (чем тяжелее нарушение, тем грубее ошибки в координации (Забрамная С.Д., 1995).
Н.П. Вайзманом (1976) выдвинуто предположение о том, что при неосложненной форме умственной отсталости нарушения слож-
Глава 4 | ||
ных двигательных актов, требующих тонкой моторики, являются со-ставной частью ведущего дефекта и определяются теми же механиз-мами, что и интеллектуальный дефект, т. е. нарушениями аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга. Эти нарушения и являются главным препятствием при обучении умственно отсталых детей сложнокоординационным двигательным действиям.
Для практической деятельности педагога важно знать благопри-ятные периоды развития основных видов координационных способ-ностей у детей с нарушениями интеллекта.
В массовом обследовании и тестировании детей коррекционных школ И. Ю. Горская- установила достоверные отставания абсолют-ных показателей всех видов координационных способностей школь-ников 8—15 лет с умственной отсталостью от учащихся массовых школ (табл. 4.1). Большинство сенситивных периодов развития коор-динационных способностей падает на возрастной диапазон 9—12 лет. Возрастные темпы прироста имеют ту же динамику, что и здоровые школьники, но с отставанием на 2—3 года.
Таблица 4.1
Сенситивные периоды развития координационных способностей у детей с умственной отсталостью в возрасте 8—15 лет
(Горская И. Ю., 2001)
Координационные способности | Девочки | Мальчики | ||
Дифференцирование пространственных | 11—12 лет | 10—11 лет | ||
параметров движения | ||||
Дифференцирование силовых парамет- | 8—10 | 8—10 | ||
и 11—12 лет | и 13—14 лет | |||
ров движения | ||||
Реагирующая способность (зрительно- | 10—12 лет | 10—12 лет | ||
моторная реакция) | ||||
Максимальная частота движений | 13 лет | 14 лет | ||
Сохранение равновесия | 9—10 лет | 10—11 лет | ||
Ориентировка в | пространстве | 10—11 | 9—10 | |
и 13—14 лет | и 13—14 лет | |||
Кинестетическая | способность (точ- | 10—11 лет | 10—11 лет | |
ность воспроизведения заданной амп- | ||||
литуды движения) | ||||
160 Частные методики адаптивной физической культуры
Таким образом, несмотря на то что умственная отсталость — явле-ние необратимое, это не значит, что она не поддается коррекции. По-степенность и доступность дидактического материала при занятиях физическими упражнениями создают предпосылки для овладения деть-ми разнообразными двигательными умениями, игровыми действиями, для развития физических качеств и способностей, необходимых в жиз-недеятельности ребенка. По данным В.В. Ковалева (1995), 80% под-ростков с легкой степенью умственной отсталости к окончанию специальной школы по своим физическим, психометрическим про-явлениями незначительно отличаются от нормальных людей.
4.2. Особенности методики адаптивной физической культуры с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии