Роль компенсаторных механизмов в развитии глухих детей
Все исследователи отмечают, что при нарушении слуха имеется возможность с помощью сохранных анализаторов регулировать и осуществлять сложные виды движений комплексно или избиратель-но воздействовать на те или иные функции. Улучшение двигатель-ных способностей глухих под влиянием физических упражнений свидетельствует о компенсаторных возможностях двигательного ана-лизатора. Например, под влиянием специально подобранных упраж-нений быстрота движения рук у глухих девушек и юношей не толь-ко достигает величин слышащих, но и превышает их.
В качестве компенсирующих каналов обратной связи при обу-чении и развитии глухих детей выступают такие сенсорные системы, как зрительная, кожная, двигательная, тактильная, остаточный слух. Успех коррекционно-педагогической деятельности во многом опреде-ляется состоянием сохранных функций и умением их использования.
В комплексе анализаторов, активно участвующих в сенсорной основе физической деятельности, ведущее значение принадлежит , двигательной системе, осуществляющей регуляцию выполнения про-извольного двигательного акта. Постоянным участником сенсорной основы двигательной деятельности является зрительный анализа-тор. Детям с нарушениями слуха при зрительном восприятии пред-
Частные методики адаптивной физической культуры | ||
метов труднее, чем слышащим, выделить части в предметах, объек-тивно слабо расчлененных (Е. М. Кудрявцева, Ж И. Шиф). Но с возрастом зрительное восприятие неслышащих значительно совер-шенствуется (А П. Гозова, А. И. Дьячков, Н. В. Яшкова). Опреде-ленные особенности зрительного реагирования, связанные с воспри-ятием тонко дифференцированных структур устной речи, мимики и жестов, обусловливают специфику зрительного восприятия у глухих и в последующих возрастных периодах. Проверка показала, что ост-рота зрения (1,0 и выше) наблюдается у 58% глухих и 54% слабос-лышащих детей. Среди слышащих число детей с нормальной остро-той зрения составляет 71% . Около 18% глухих детей имеют зрение в пределах 0,8—0,9%. Среди глухих общий процент со сравнитель-но выраженной степенью понижения остроты зрения намного выше (16,5% среди нормально слышащих, 24,0% среди глухих и 22,0% среди слабослышащих).
Значение кожного анализатора при нормальном функционирова-нии всех сенсорных каналов, как правило, недооценивается в силу того, что его функция обычно маскируется другими сенсорными систе-мами. Однако активное участие анализатора в компенсаторно-при-способительных механизмах, в формировании познавательных процес-сов выделяет его как дополнительный канал получения информации об окружающей действительности. Кожный анализатор вместе с ки-нестетическим участвуют в осязательном чувстве.
Тактильная чувствительность лиц с нарушением слуха носит индивидуальный характер. Условно выделены четыре группы. В пер-вую группу вошли неслышащие, у которых пороги тактильной чув-ствительности несколько ниже, чем средние показатели у слыша-щих (1,83 у. е.). Эта группа составила 8% из общего числа обследуемых. Для второй группы характерны такие же показатели ощущения, как у слышащих, т. е. пороги составляют 2,8 у. е. и зани-мают 19% из общего количества обследуемых. Третья группа объе-динила испытуемых со средними порогами восприятия, превышаю-щими пороги слышащих на 0,5 у. е., и составила 53% Самые высокие пороги тактильной чувствительности обнаружены у четвертой груп-пы (3,45 у. е.), составляющей 14%.
Среди слабослышащих по уровню восприятия тактильного раз-дражителя также выделены четыре группы. Правда, в процентном соотношении они распределены несколько иначе. Первая группа со-ставила 18%, т. е. увеличивается количество лиц с порогами более низкими, чем у слышащих, или одинаковыми. Колебания между са-мым высоким и самым низким порогами раздражения достигают у глухих 1,52 у. е., у слабослышащих — 1,14 и слышащих — 0,83.
Глава 3 | ||
Таким образом, точность распознавания тактильного раздражи-теля убедительно свидетельствуют о более высоких порогах простран-ственного различия и нарастании тактильной чувствительности от младшего к старшему возрасту.
Вибрационная чувствительность выступает в роли раздра-жителя слухового и тактильного анализаторов. Так, Б.Г. Ананьев установил, что звуковые волны через механизм вибрационно.й чув-ствительности оказывают двойное воздействие на кору головного мозга человека. Оба эти механизма находятся по отношению друг к другу в противоречивых отношениях: слуховой анализатор подавляет ме-ханизм вибрационных ощущений, вследствие чего человек при нор-мальном слухе не ощущает множества периодических изменений давления, вызываемого колебаниями движущихся тел в окружаю-щей среде. В свою очередь возбуждение вибрационных механизмов тела способствует усилению как слуховых, так и тактильных ощу-щений.
Увеличение чувствительности к вибрационным воздействиям у глухих в диапазоне 100—1000 Гц кончиков второго, третьего и чет-вертого пальцев правой руки (т. е. тех пальцев, которыми глухие постоянно пользуются при общении) обнаружил С.С. Маркарян.
Индивидуальный диапазон колебаний реакций на виброраздражи-тели имеет определенные закономерности. В спектре низких частот (16—32 Гц) самые большие флюктуации порогов чувствительности обнаружены у глухих, а в диапазоне 125—500 Гц вариабельность регистрируемых показателей оказалась выше у слышащих. Обнару-женные колебания индивидуальных показателей вибрационной чув-ствительности у слышащих вызваны малой тренируемостью этого канала. При активном участии лиц с недостатками слуха в профес-сиональной деятельности восприятие вибрационных сигналов совер-шенствуется в силу того, что исполнители чаще соприкасаются с виб-рирующими предметами и чаще включают в действие вибрационную чувствительность.
На основе полученных данных можно заключить, что вибраци-онная чувствительность теснейшим образом связана со слуховым восприятием, активно вовлекается в компенсаторный процесс, явля-ется важным каналом восприятия информации об учебной, трудовой, спортивной деятельности. Под влиянием двигательной деятельности этот канал чувствительности в динамике возрастного развития глу-хих совершенствуется.
Частные методики адаптивной физической культуры
Контрольные вопросы и задания
Раскройте основные причины нарушений слуха.
Раскройте анатомическую структуру слухового анализатора.
В чем заключается механизм звукопроводящего и звуковоспри-нимающего аппарата?
Какие заболевания угрожают человеку при потере слуха?
Раскройте действующие классификации стойких нарушений слуха.
В чем разница глухоты и тугоухости?
В чем состоят особенности глухих от рождения и позднооглох-ших?
Какие психофизические и двигательные особенности характер-ны для слабослышащих детей дошкольного и школьного возрас-та?
Какие психофизические и двигательные нарушения характерны для глухих детей?
10. В чем состоят координационные нарушения двигательной дея-тельности глухих?
11. В чем состоит взаимосвязь слухового и вестибулярного анали-затора и ее роль в функции равновесия?
12. Раскройте взаимосвязь основных движений глухого ребенка (бега, прыжков, метания) с развитием координационных способностей.
13. В чем состоят методические особенности обучения плаванию слабослышащих детей?
14. Какие подвижные игры можно применять в воде и с какой целью?
15. Раскройте роль речевой функции для глухих и слабослышащих детей.
16. Какие методические приемы используются для активизации рече-вой и познавательной деятельности глухих детей?
17. Какие компенсаторные механизмы используются в развитии глухих детей?
18. Какой возраст является наиболее благоприятным для развития скоростных, силовых и скоростно-силовых способностей детей с нарушением слуха?
19. Какие методы и методические приемы применяются для комп-лексного развития физических качеств?
20. Раскройте методические приемы коррекции и развития произ-вольного внимания, двигательной памяти средствами физических упражнений.
Глава 3 | ||
Литература
1. Бабенкова Р.Д., Трофимова Г.В. Занятия по развитию движе-ний у детей с нарушением слуха в дошкольных учреждениях / / Методические рекомендации. — М., 1973. — 32 с.
2. Байкина Н.Г., Сермеев Б.В. Физическое воспитание в школеглухих и слабослышащих. — М.: Советский спорт, 1991. — 61 с.
3. Байкина Н.Г., Мутьев А.В., Крет Я.В. Влияние потери слухана адаптационные и реабилитационные процессы глухих подро-стков // Адаптивная физическая культура. — СПб., 2002, № 4 (12). — С.14—№.
4. Боскис P.M. Глухие и слабослышащие дети. — М.: Педагоги-ка, 1963. — 215 с.
5. Выготский Л.С Вопросы воспитания слепых, глухонемых и ум-ственно отсталых детей. — М., 1924. — 281 с.
6. Розова А.П. Усвоение обобщенных и относительных понятий вусловиях предметно-практической деятельности в обучении глу-хих школьников. — М.: Просвещение, 1976. — С. 120—139.
7. Крет Я.В. Коррекция психофизического развития глухих детейстаршего дошкольного возраста: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. — Киев, 2000. — 19 с.
8. Программа воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста / Под ред. Л. П. Носковой. — М.: Просвещение, 1991. — 120 с.
9. Pay P.P., Нейман Я.В., Бельмюков В.И. Использование и развитиеслухового восприятия у глухонемых и тугоухих учащихся. — М.: Педагогика, 1981. — 162 с.
10. Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей. —
М.: Педагогика, 1978. — 118 с.
11. Сергеев Г.Б. Программы школы для слабослышащих и позднооглох-ших детей. Физическая культура (1—12 классы). — М., 1995. — 81 с.
12. Смекалов Я.А. Начальное обучение плаванию слабослышащихдетей младшего школьного возраста: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. — СПб., 2000. — 20 с.
13. Хода Л.Д., Звездин В.К. Физическая реабилитация глухих де-тей 4—7 лет Республики Саха (Якутия). — Нерюнгри, 2001. — 160 с.
14. Шиф Ж.И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих де-тей. — М.: Просвещение, 1968. — 103 с.
15. Яшкова Н.В. Наглядное мышление глухих детей. — М.. Педаго-гика, 1988. — 144 с.
Глава4