Средства коррекции вестибулярной функции
Упражнения на раздражение полукружных каналов (вращения
с постепенным увеличением амплитуды, движения):
1) движения глаз;
2) наклоны и повороты головы в разных плоскостях;
3) повороты головы при наклоненном туловище;
4) повороты на 90°, 180°, 360° (то же с прыжком);
5) кувырки вперед, назад;
6) вращение вокруг шеста, держась за него руками;
7) кружение в парах с резкой остановкой (в обе стороны);
8) подскоки на батуте.
Упражнения на раздражение отолитового аппарата (начало и конец прямолинейного движения):
1) изменение темпа движения в ходьбе, беге, прыжках и других упражнениях;
2) резкая остановка при выполнении упражнений;
3) остановка с изменением направления движения;
4) прыжки со скакалкой с изменением темпа.
Глава 3 | ||
Упражнения, выполняемые с закрытыми глазами: |
1) ходьба (спиной вперед, приставными шагами правым, левым боком);
2) кувырки;
3) кружение;
4) наклоны и повороты головы;
5) стойка на носках, на одной ноге (то же на повышенной опоре).
Примечание: дозировка упражнений регламентируется методи-ческими рекомендациями для глухих детей дошкольного возраста
Достаточно большой перечень упражнений требует системати-зации. Наиболее эффективным и апробированным способом их рас-пределения является использование комплексов упражнений направ-ленного воздействия: из трех занятий в неделю по 30—40 мин (в зависимости от возраста) два отвести развитию преимуществен-но скоростно-силовых качеств, одно — коррекции вестибулярных на-рушений и развитию функции равновесия.
Чтобы обеспечить безопасность, прыжковые упражнения прово-дятся на нестандартном оборудовании — дорожка из 10 цветных поролоновых кирпичиков высотой 12 см, длиной 50 см, свободно пе-редвигаемых на необходимое расстояние.
Прыжковые упражнения выполняются в основной части заня-тия. Комплекс состоит из прыжков на двух ногах, боком (левым/ правым) на двух ногах, на одной (левой/правой) ноге, на двух ногах с усложнением задания (составление кирпичиков рядом друг с другом или постановка их друг на друга), включения «горячих» кирпичиков, которых нельзя коснуться. Каждое упражнение выполняется после отдыха продолжительностью 20—30 с. В табл. 3.2 представлены уп-ражнения и их примерная дозировка для глухих детей 4—7 лет.
Таблица 3.2 | |||||||
Комплекс прыжковых упражнений | |||||||
для развития скоростно-силовых качеств | |||||||
№ | Кол-во | Количество повторений | |||||
Содержание | подходов | в одном подходе | |||||
п/п | |||||||
4—5 лет | 5—6 лет | 6-7 лет | |||||
1. | Прыжки | на двух | 2—3 | 4—6 | 6—8 | 8—10 | |
ногах через | поролоно- | ||||||
вые кубики | |||||||
Частные методики адаптивной физической культуры | ||||||
Продолжение | табл. 3.2 | |||||
2. | Прыжки боком (пра- | 1—2 | 6—8 | 8—10 | ||
вым, левым) на двух но- | ||||||
гах через поролоновые | ||||||
кирпичики | ||||||
3. | Прыжки на правой, | 1—2 | 4—6 | 6—8 | ||
левой ноге | ||||||
4. | Прыжки на двух но- | 2—3 | 2 - 3 | 3—4 | 4—5 | |
гах через кирпичики, со- | ||||||
ставленные по два | ||||||
5. | Прыжки на двух но- | 2—3 | 3—4 | 4—5 | ||
гах через кирпичики, со- | ||||||
ставленные по три | ||||||
6. | Прыжки на двух но- | 1—2 | 1—2 | 1—2 | ||
гах через кирпичики, со- | ||||||
ставленные по четыре | ||||||
7. | Прыжки на двух но- | 2—3 | 2—3 | 3 - 4 | 4—5 | |
гах через кирпичики, со- | ||||||
ставленные друг на дру- | ||||||
га по два | ||||||
8. | Прыжки на двух но- | 1—2 | 2—3 | 3—4 | ||
гах через кирпичики, со- | ||||||
ставленные друг на дру- | ||||||
га по три | ||||||
Подскоки на двух | 2—3 | 5—6 | 6—8 | 8—10 | ||
ногах на автомобильных | ||||||
шинах | ||||||
Для развития скоростно-силовых качеств во второй половине основной части занятия лучше использовать комплекс упражнений с набивными мячами весом 0,5—1 кг в парах: броски мяча сверху, снизу, от груди, стоя спиной к партнеру, из положения сидя, лежа на груди и спине, броски ногами из исходного положения стоя и сидя.
На начальном этапе для развития силы рук, в том числе мел-кой моторики, и скоростно-силовых качеств необходимо создать об-легченные условия, используя не мячи, а поролоновые кубики. Уп-ражнения с ними весьма разнообразны и с удовольствием воспринимаются детьми: сжимание кубика руками, ногами, прижима-ние его к полу руками и ногами, поднимание кубика ногами вверх
Глава 3 | ||
сидя и лежа, броски кубика из исходного положения стоя (лицом, спиной), сидя (лицом, спиной ногами), лежа (на груди и спине), быст-рый бег за кубиком из различных исходных положений после брос-ка и другие упражнения, требующие ориентировки в пространстве, точности и координации движений.
Для повышения эмоциональности и поддержания интереса к физкультурным занятиям одно из них проводится с использовани-ем круговой формы организации, которая воспринимается детьми как игра, так как имеет сюжетную основу. Упражнения подбираются для комплексного развития физических качеств. Количество упражне-ний на станции, и* интенсивность и интервалы отдыха регулируются соответственно индивидуальным возможностям ребенка (табл. 3 3). Время прохождения всех станций 4—5 мин, отдых между кругами 1—1,5 мин, количество кругов 1—3.
Таблица 33