Характеристика типичных нарушений у инвалидов разных нозологических групп
Нарушения | Нарушения | Нарушения | Поражение | опорно-двигательного аппарата | |||||||||||||||||||
зрения | слуха | интеллекта | |||||||||||||||||||||
церебральное | спинальное | ампутационное | |||||||||||||||||||||
Нарушение | про- | Нарушение функ- | Нарушение познава- | Нарушение | опоро- | Полная или частич- | Нарушение | опоро- | |||||||||||||||
странственных | об- | ций вестибулярного | тельной деятельно- | ||||||||||||||||||||
способности, равнове- | ная | утра?а | движе- | способности и ходь- | |||||||||||||||||||
разов, самоконтроля | аппарата, | задержка | сти. Снижение силы | ||||||||||||||||||||
сия, | вертикальной | ний, чувствительно- | бы (при | ампутации | |||||||||||||||||||
и саморегуляции, ко- | моторного | и психи- | и подвижности нерв- | ||||||||||||||||||||
позы, ориентировки | сти, | расстройство | нижних | конечно- | |||||||||||||||||||
ординации и точно- | ческого | развития, | ных процессов. На- | ||||||||||||||||||||
в | пространстве ко- | функций | тазовых | стей), координации | |||||||||||||||||||
сти движений. | нарушение речи, па- | рушения | высших | ||||||||||||||||||||
ординации микро- и | органов. | движений, | осанки, | ||||||||||||||||||||
Нарушение осанки, | мяти, | внимания, | психических | функ- | |||||||||||||||||||
макромоторики. | Нарушение | вегета- | вертикальной позы, | ||||||||||||||||||||
плоскостопие, | сла- | мышления, общения. | ций; аналитико-син- | ||||||||||||||||||||
Остеохондроз, мы- | тивных | функций, | уменьшение | массы | |||||||||||||||||||
бость | дыхательной | Нарушения равно- | тетической | деятель- | |||||||||||||||||||
шечная | гипотро- | пролежни. | тела, сосудистого | ||||||||||||||||||||
мускулатуры. | весия, ритмичности, | ности ЦНС. | |||||||||||||||||||||
фия, | остеопороз, | Остеопороз. | русла. | ||||||||||||||||||||
Неврозы, | болезни | точности движений, | Дисплазия, | наруше- | |||||||||||||||||||
контрактуры, дисгар- | При высоком (шей- | Нарушение | регуля- | ||||||||||||||||||||
органов | дыхания, | реагирующей спо- | ние окостенения, | ||||||||||||||||||||
моничность | физи- | ном) | поражении — | торных механизмов, | |||||||||||||||||||
сердечно-сосудистой | собности, простран- | осанки, деформации | |||||||||||||||||||||
ческого развития. | нарушение дыхания, | дегенеративные из- | |||||||||||||||||||||
системы, обмена ве- | ственно-временной | стопы, позвоночника, | |||||||||||||||||||||
Нарушения | сердеч- | ортостатические на- | менения нервно-мы- | ||||||||||||||||||||
ществ. | ориентации. | дисгармоничность | |||||||||||||||||||||
но-сосудистой и ды- | рушения | шечной | и костной | ||||||||||||||||||||
Минимальная мозго- | Дисгармоничность | физического | разви- | ||||||||||||||||||||
хательной | систем, | При | вялом | парали- | ткани, контрактуры. | ||||||||||||||||||
вая | дисфункция, | физического разви- | тия, нарушение коор- | ||||||||||||||||||||
заболевания | внут- | че | — | атрофия | Нарушения | крово- | |||||||||||||||||
снижение | слуха. | тия, | нарушение | динации движений. | |||||||||||||||||||
ренних органов, на- | мышц. При спасти- | обращения, дыхания, | |||||||||||||||||||||
Быстрая | утомляе- | осанки. | Врожденные пороки | ||||||||||||||||||||
рушения | зрения, | ческом — | тугопод- | пищеварения, обмен- | |||||||||||||||||||
мость | Заболевания дыха- | сердца, заболевания | |||||||||||||||||||||
слуха, интеллекта. | вижность | суставов, | ных процессов, ожи- | ||||||||||||||||||||
тельной системы, ве- | внутренних органов, | ||||||||||||||||||||||
Низкая работоспо- | контрактуры, спас- | рение. | |||||||||||||||||||||
гетативно-сомати- | эндокринные | нару- | |||||||||||||||||||||
собность | тичность | Снижение | общей | ||||||||||||||||||||
ческие расстройства | шения, сенсорные | ||||||||||||||||||||||
работоспособности, | |||||||||||||||||||||||
отклонения | |||||||||||||||||||||||
фантомные боли | |||||||||||||||||||||||
16 Частные методики адаптивной физической культуры
отмечаются в координации движений: грубые ошибки в дифферен-цировании мышечных усилий, излишняя напряженность, скованность и неточность движений, ограниченная амплитуда, нарушения в про-странственной ориентировке, равновесии и др. (Мозговой В. М., 1993; Ванюшкин В. А., 1999; Веневцев С. И., 2000).
Полная или частичная потеря зрения у детей существен-
но изменяет их жизнедеятельность. Нарушение пространственных образов, чувственного познания мира, самоконтроля и саморегуляции сопровождается широким спектром сопутствующих заболеваний. 40% детей имеет минимальную мозговую дисфункцию (негрубые поражения ЦНС), свыше 30% — соматические заболевания (пиело-нефриты, заболевания дыхательной и сердечно-сосудистой систем), 80% детей страдают неврозами (Семенов Л. А., Солнцева Л. И., 1991; Скворцов К. Ф., Илларионов В. П., 1993; Никольская Т. Н., 1997). Среди вторичных нарушений наиболее типичными являются слабость общей и дыхательной мускулатуры, искривления позвоночника, де-формации стопы, что естественным образом негативно отражается на физической подготовленности, работоспособности, движениях ре-бенка. Нарушения осанки наблюдаются почти у 80% слепых и сла-бовидящих детей (Ростомашвили Л.Н., 1999). Отмечается снижение общей двигательной активности (Касаткин Л.Ф., 1975), нарушение координации и точности движений, равновесия, пространственной и временной ориентации, низкий уровень скоростных способностей, ловкости, силы всех мышечных групп, на 12 — 15% снижена под-вижность в суставах (Семенов Л.А., 1983; Кручинин В.А., 1991; Мухина А В., 2000).
Потеря слуха приводит к нарушению развития всех сторонречи, а в ряде случаев к полному ее отсутствию (Богомильский М.Б., 1985; Мастюкова Е.М., 1997), что ограничивает возможности мышле-ния, отражается на особенностях поведения — замкнутость, нежела-ние вступать в контакт (Пономарева З.А., 1998; Черненко Т.Е., 1998). Ограниченный поток внешний информации из-за поражения слуха искажает восприятие ее смысла, затрудняет общение, осложняет условия психомоторного развития, вызывает негативные эмоции и стрессовые переживания (Шиф Ж.И., 1968; Розанова Т.В., 1985; Астапов В.М., 1994, Пархалина Е.В., 1995). Потеря слуха часто сопровождается поражением вестибулярного аппарата, что нега-тивно отражается на двигательной сфере ребенка. Характерными проявлениями является нарушение статического и динамического равновесия, точности движений, пространственной ориентировки, способности усваивать заданный ритм движений (Байкина Н.Г., Сермеев В.П., 1991).
Глава 1 |
Потеря слуха у детей сопровождается в 62% случаев дисгар-моничным физическим развитием, в 44% — дефектами опорно-дви-гательного аппарата (сколиоз, плоскостопие), в 80% — задержкой моторного развития. Сопутствующие заболевания наблюдаются у 70% глухих и слабослышащих детей. Наиболее распространенными явля-ются заболевания дыхательной системы: ОРЗ, бронхиты, пневмонии, а также задержка психического развития, отклонения в развитии ин-теллекта, вегетативно-соматические расстройства (Страковская В.Л., 1994; Лебедева Н. Т., 1996).