Базовые концепции частных методик адаптивной физической культуры

Адаптивная физическая культура рассматривается как часть об-щей культуры, подсистема физической культуры, одна из сфер соци-альной деятельности, направленная на удовлетворение потребнэсти лиц с ограниченными возможностями в двигательной активности, восстановлении, укреплении и поддержании здоровья, личностного развития, самореализации физических и духовных сил в целях улуч-шения качества жизни, социализации и интеграции в общество. От-личительной особенностью любой культуры является творческое начало. Следовательно, с полным правом можно сказать, что адап-тивная физическая культура как новая учебная дисциплина представ-ляет творческую деятельность по преобразованию человеческой при-роды, «окультуриванию» тела, его оздоровления, формирования интересов, мотивов, потребностей, привычек, развития высших психи-ческих функций, воспитания и самовоспитания личности, самореали-зации индивидуальных способностей.

Закон РФ «Об образовании» (1996) выдвинул на первый план проблему внедрения в практику работы образовательных учрежде-ний комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку адекватных возрасту условий для развития и фор-мирования полноценной личности, включая физкультурное воспита-ние. Решение этой проблемы приобретает особую социальную и педагогическую значимость в работе с детьми, имеющими наруше-ния в развитии.

Методика адаптивной физической культуры имеет существен-ные отличия, обусловленные аномальным развитием физической и психической сферы ребенка. Именно эти базовые положения, каса-ющиеся медико-физиологических и психологических особенностей детей разных нозологических групп, типичных и специфических на-рушений двигательной сферы, специально-методические принципы работы с данной категорией детей, коррекционная направленность педагогического процесса определяют концептуальные подходы к построению и содержанию частных методик адаптивной физической культуры.

14 Частные методики адаптивной физической культуры

1.1. Медико-физиологические и психологические предпосылки построения частных методик

адаптивной физической культуры

Чтобы строить педагогический процесс, определять дидактичес-кие линии, ставить и решать задачи образовательной деятельности, необходимо знать состояние здоровья, физические, психические, лич-ностные особенности детей с нарушениями в развитии, так как ха-рактеристика объекта педагогических воздействий является исход-ным условием любого процесса образования.

Категория этих детей чрезвычайно разнообразна по нозологии, возрасту, степени тяжести и структуре дефекта, времени его возник-новения, причинам и характеру протекания заболевания, медицинс-кому прогнозу, наличию сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, состоянию соматического здоровья, уровню физического развития и физической подготовленности и другим признакам.

Для детей-инвалидов с детства характерны проявления дизон-тогенеза и ретардации как в природном (биологическом), так и в психофизическом развитии (Лебединский В. В., 1985; Иванов Е. С, 2001), что вызывает сдвиги сенситивных периодов возрастного раз-вития (Горская И. Ю., 2001), приводит к дефициту естественных по-требностей ребенка в движении, игре, эмоциях, общении, затрудняет процесс обучения (Баряева Л. Б. с соавт., 2001).

По данным многочисленных исследований (Приленская Т. Н., 1989; Шуплецова Т. С, 1990; Дмитриев А. А., 1991; Лебедева Н. Т.] 1993; Ростомашвили Л. Н., 1997; и др.), аномальное развитие ребенка всегда сопровождается нарушением моторных функций, отставанием и дефицитом двигательной сферы. От своих здоровых сверстников по уровню физического развития и физической подготовленности они отстают на 1—3 года и больше.

Основной дефект, как правило, сопровождается сопутствующими заболеваниями и вторичными отклонениями (табл. 1.1).

У детей с умственной отсталостью из-за необратимого

поражения ЦНС физическое и психическое развитие протекает на дефектной основе, при этом недоразвитыми оказываются костная, мышечная, эндокринная, сенсорные системы, высшие психические функции: речь, мышление, внимание, память, эмоции и личность в целом (Певзнер М. С, 1979; Лапшин В. А., Пузанов Б. П., 1990; Блюмина М. Г., 1994; Забрамная С. Д., 1995). В двигательной сфере учащихся наблюдаются отставания в уровне физического развития и физической подготовленности. Но самые выраженные нарушения

Таблица1.1

Наши рекомендации