Профессионально-прикладные формы

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

План: Введение - Профессионально-прикладная направленность

физической культуры.

1. Профессионально-прикладная физическая подготовка.

2. Физическая культура в системе научной организации труда.

Одним из основополагающих принципов системы физического

воспитания в нашей стране является принцип прикладной направленности:

органической связи физического воспитания населения с практикой

трудовой деятельности. Обеспечение физической готовности населения к

успешной трудовой деятельности распространяется на всю социальную

систему физического воспитания, непосредственно же данный принцип

реализуется в ее конкретной разновидности - профессионально-прикладной

физической культуре.

Профессионально-прикладная

физическая

культура

как

профилированная отрасль физической культуры направлена на обеспечение

специализированной физической подготовленности людей к избранной ими

трудовой,

профессиональной

деятельности.

Специализированная

физическая подготовленность достигается профессионально-прикладной

физической подготовкой учащихся, взрослого населения и системой

научной организации труда на производстве.

Профессионально-прикладная

физическая

подготовка - это

педагогически направленный специализированный процесс физического

воспитания, в основе которого лежит формирование профессионально

полезных двигательных умений и навыков, воспитание физических качеств

и связанных с ними способностей, влияющих на профессиональную

дееспособность. Первоначально она осуществляется в профессионально-

технических училищах, средних специальных и высших учебных

заведениях в качестве раздела обязательного курса физического воспитания.

Система научной организации труда осуществляется в период

профессиональной деятельности трудящихся. Она организуется с учетом

характера и условий труда конкретной специальности. Многие виды

трудовой деятельности предъявляют односторонние требования к

функциональной деятельности организма в условиях недостаточной

двигательной активности. Средствами физической культуры можно

предупредить нежелательные отклонения в физическом развитии,

уменьшить возможность профессиональных заболеваний и травм. Ряд

специальностей требует специальной физической подготовленности к

труду, которая достигается только путем целенаправленного использования

специфических средств и методов физического воспитания. Применение

средств физической культуры в производственном процессе способствует

повышению производительности труда.

Следовательно, в период трудовой деятельности возрастает роль

профессионально-прикладной физической подготовки взрослого населения.

Социальную значимость физической культуры в данном случае можно

рассматривать в 2-х направлениях: оздоровительном и экономическом.

Социологические исследования показывают, что активно занимающиеся

физической культурой болеют на 30% меньше, а производительность труда

у них выше на 3-8%. В целом по стране это дает значительный

экономический эффект.

1. Профессионально-прикладная физическая подготовка

(ППФП)

Немаловажная роль в физическом воспитании населения принадлежит

профессионально-прикладной физической подготовке. ППФП - это

специализированный вид физического воспитания, направленный на

формирование и поддержание необходимого уровня физической

подготовленности к требованиям конкретной профессии. Она введена в

государственные программы по физическому воспитанию в ПТУ, средних и

высших учебных заведениях.

Социальное значение ППФП взрослого населения заключается

преимущественно в содействии формированию профессиональных

способностей и повышению производительности труда. Она также решает и

общие задачи: укрепление здоровья, продление творческого долголетия и

т.д. ППФП содействует успешному профессиональному становлению

человека, т.е. развитию его профессиональных способностей за счет

воспитания физических способностей, отвечающих специфическим

требованиям определенной профессии, формирования профессионально

важных двигательных умений и навыков. Профессиональные способности -

это индивидуально-психологические качества (свойства) личности, которые

определяют успешность обучения в конкретной трудовой деятельности,

выполнения ее и совершенствования в ней (К.К. Платонов, Г.Г. Голубев,

1973).

В уровне способностей людей отмечаются большие индивидуальные

различия. Отдельные личности могут в несколько раз превосходить средние

показатели. Это связано с генетическими (природными) данными человека

и индивидуальными условиями жизни. В силу этого одни люди могут быть

более способными к определенному виду деятельности, а другие наоборот

(космонавт, летчик). Выделяют 2 группы причин, обусловливающих общие

и профессиональные качества:

- внутренние причины (генетические свойства человека и его

сознательная активность);

- внешние причины (обучение и воспитание, бытовые условия жизни,

трудовая деятельность).

Практическая значимость профессиональной направленности процесса

физического воспитания заключается в сокращении сроков освоения

профессиональных умений и навыков, повышении производительности

труда и надежности управления современной техникой на производстве.

Так, анализ сбоев РЛС показывает, что только 8-12% из них совершаются

по вине технологических и конструктивных решений техники. ППФП

является

одним

из

непосредственных

факторов

улучшения

профессиональной подготовки кадров.

Профессиональные способности развиваются и совершенствуются в

процессе обучения избранной специальности и в процессе трудовой

деятельности. Овладение рабочими действиями в ряде специальностей

происходит быстрее при сочетании обучения с ППФП. Недостаточно

развитые физические способности зачастую тормозят достижение

профессионального

мастерства.

Овладение

некоторыми

видами

профессиональной деятельности невозможно без предварительной

физической подготовки (космонавты, каскадеры, артисты цирка и др.).

Адекватное и определяющее развитие способностей человека позволяет

более полно использовать возможности техники. При этом нельзя забывать,

что фундаментальную основу системы физического воспитания и их ППФП

составляет общая физическая подготовка.

Задачами ППФП являются:

1) развитие ведущих для данной специальности физических качеств;

2) формирование и совершенствование вспомогательно-прикладных

двигательных навыков для данной профессии;

3) воспитание специфических для профессии волевых и других

психических качеств;

4)

повышение

функциональной

устойчивости

организма

к

неблагоприятным воздействиям условий труда (вибрация, загазованность,

шум и т.п.).

Для решения перечисленных задач необходимо иметь полные данные

о профессии, для чего составляются профессиограммы. Изучаются условия

и режим труда, его специфика. На основании этого определяется

воздействие на организм и психику человека, выделяются ведущие

физические качества и их компоненты, профессионально важные

психические функции. Изучаются особенности рабочих движений, действий

и приемов, в результате чего определяют вспомогательно-прикладные

двигательные умения и навыки.

Характер рабочих двигательных действий у лиц разных профессий

может быть сходным или резко различным. По условиям труда и характеру

двигательных действий профессии условно объединяются в группы. Так, в

комплексной программе учащихся ПТУ выделено 10 групп профессий с

примерно одинаковыми требованиями к физическим способностям и

двигательным навыкам. Однако и внутри группы отдельные специальности

настолько специфичны, что их приходится подразделять.

Таким образом, различные профессии по двигательной специфике

рабочих действий, психофизиологическим характеристикам и условиям

труда предъявляют разные требования к физической подготовленности

человека. Это, в свою очередь, обусловливает профилирование процесса

физического воспитания, т.е. необходимость ППФП. Основными

факторами, определяющими общую направленность, задачи и содержание

ППФП, считаются (Б.И. Загорский, 1985 и др.):

- характер, объем поступающей информации и условия ее восприятия

работниками в процессе труда;

- характер основных рабочих движений;

- особые внешние условия профессиональной деятельности.

Характеристика средств ППФП

После определения ведущих физических качеств и профессионально-

важных двигательных навыков подбираются средства. В ППФП может быть

использован весь комплекс средств:

1) физические упражнения (ОФП, ППФП);

2) гигиенические факторы (режим дня - летчики, шоферы; режим

питания- балерины, артисты цирка, спортсмены- профессионалы);

3) естественные средовые факторы (закаливание: геологи, полярники, в

ПТУ для строительных специальностей занятия на открытом воздухе

круглый год).

Основным средством ППФП для большинства профессий являются

физические упражнения. Подбираются специальные подготовительные

упражнения, которые наиболее эффективно содействуют развитию

профессиональных способностей. Наиболее целесообразен подбор средств с

использованием упражнений, оказывающих комплексное воздействие,

способствующих

развитию

одновременно

физических

качеств,

двигательных навыков и повышению функциональных возможностей

организма к неблагоприятным условиям труда. Такими упражнениями

являются бег по пересеченной местности, ходьба на лыжах, плавание и др. -

о б щ е п р и к л а д н ы е у п р а ж н е н и я.

В основе использования ФУ лежит эффект положительного

переноса занятий на профессиональную деятельность. ФУ могут быть

похожи на профессиональные действия, положительный перенос

происходит за счет общности структуры движений. Рекомендуют

упражнения на координацию движений для операторов пультов управлений

(АЭС, ТЭС, РЛС и др.), приемы разновидностей борьбы - для оперативных

работников МВД и ФСБ; военно-прикладные многоборья целесообразны

для военнослужащих. Модулируются форма и существенные моменты

координации движений, входящие в профессиональную деятельность, но с

более узконаправленными и высокими требованиями к двигательным и

связанными с ними способностям - у п р а ж н е н и я

п р о ф е с с и о н а л ь н о - п р и к л а д н о й г и м н а с т и к и.

Для воспитания профессионально важных физических способностей

применяются упражнения, целенаправленно воздействующие на отдельные

физические качества, из различных видов спорта, основной и

вспомогательной

гимнастики

(перенос

тренированности

по

функциональным возможностям). Отдельными физическими упражнениями

достигается избирательное воздействие, т.е. используется аналитический

подход.

П р о ф е с с и о н а л ь н о - п р и к л а д н ы е в и д ы с п о р т а

оказывают

целостно

акцентированное

воздействие

на

развитие

двигательных и тесно сопряженных с ними способностей, нужных в

профессиональной деятельности. Спортивное совершенствование в таких

видах положительно влияет на профессиональную деятельность.

Профессионально-прикладные виды спорта, которые рекомендуется

использовать для работников морского и речного флота: гребля, плавание,

водное поло, подводное плавание, прыжки в воду (водные виды спорта); для

ГВФ: парашютный, авиамодельный, самолетный и планерный виды спорта.

Т р е н а ж е р ы позволяют имитировать элементы профессиональной

деятельности. Выполнение упражнений на лопинге, батуте, вертикальных

качелях, гимнастическом колесе, центрифуге частично воспроизводят

требования, предъявляемые к физическим и психическим способностям

летчиков, космонавтов. Для развития функциональных возможностей

вестибулярного

аппарата

у

высотников-монтажников

применяют

упражнения на равновесие, на повышенной опоре, на качающейся

платформе, акробатические и гимнастические упражнения и др.

Сенсомоторные способности, необходимые в избранной профессии

(точность оценки пространственных и временных параметров, быстрота

восприятия и ответная реакция на информацию, эмоциональная

устойчивость и умение владеть собой в стрессовых ситуациях), можно

также совершенствовать в процессе ППФП. Наиболее эффективные

упражнения, предъявляющие повышенные требования к определенным

сенсомоторным способностям: спортивные игры (баскетбол, волейбол и др.)

- пространственно-временная ориентировка в быстро меняющейся

ситуации.

Систематическое применение физических упражнений, помимо

совершенствования физических способностей и двигательных навыков,

оказывают и неспецифическое тренировочное воздействие (Н.В. Зимкин,

А.В. Коробков и др.). Они могут повышать устойчивость организма к

неблагоприятному воздействию внешней среды у ряда профессий:

загазованность,

недостаток

кислорода,

вибрация,

перегрев

или

переохлаждение, укачивание и др.

Выделяют следующие группы упражнений, используемые для

увеличения устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней

среды:

- устойчивость к гипоксемии (кислородной недостаточности):

скоростные циклические упражнения в беге, плавании, велосипедных

гонках, беге на коньках, упражнения с задержкой дыхания - ныряние,

синхронное плавание, альпинизм, горный туризм, тренировки в условиях

средне- и высокогорья;

- устойчивость к перегреванию: спортивные игры, продолжительный

бег в плотной одежде, марш-броски, т.е. упражнения со значительным

теплообразованием (особенно эффективно проведение занятий в условиях

высокой и низкой внешней температуры для повышения устойчивости

организма к перегреванию или переохлаждению. Использование природных

факторов в сочетании с выполнением упражнений дает наибольший

эффект);

- устойчивость к укачиванию: упражнения с быстрым

изменением положения головы и тела в пространстве - наклоны, повороты,

вращения, выполняемые в быстром темпе (не менее 2-х движений в 1 с),

акробатика, упражнения на гимнастических снарядах, батут, лопинг,

гимнастическое колесо, фигурное катание на коньках, синхронное

плавание;

- устойчивость к перегрузкам: быстрые вращения на лопинге, батуте,

центрифуге, акробатические упражнения в прыжках, сальто, фляги, стойки

на голове и руках, упражнения, укрепляющие мышцы живота и ног.

Следует отметить, что влияние ППФП на профессиональную

деятельность зависит от степени переноса физических способностей и

двигательных навыков.

В основе методики ППФП лежит органическое сочетание ОФП и

ППФП. ОФП является базой: исходная высокая степень развития всех

физических качеств позволяет глубже совершенствовать в процессе ППФП

отдельные профессионально важные физические способности и

двигательные

навыки

для

конкретной

специальности.

Большой

приобретенный фонд разнообразных двигательных умений и навыков

создает предпосылки для более быстрого образования новых форм

профессиональных действий.

При подборе средств и методов проведения занятий по ППФП следует

учитывать не только особенности профессии, но и самих занимающихся:

возраст, пол, уровень физического развития и подготовленности. В

отдельных

отраслях

промышленности

контингент

может

быть

преимущественно мужской (в металлургической, угледобывающей и

горнорудной, лесной), в других отраслях - преимущественно женский (на

прядильных и ткацких фабриках, часовых и электроламповых заводах). На

большинстве предприятий коллектив бывает смешанным и разного

возраста. Характер и степень неблагоприятных воздействий условий труда

на организм также неодинаков. Поэтому при проведении занятий

необходимо осуществлять дифференцированный подход к занимающимся с

учетом

их

индивидуальных

особенностей

и

профессиональной

подготовленности (стажа работы). Занятия ППФП надо сочетать с

лечебными и профилактическими мероприятиями.

При подборе средств занятий с профессионально-прикладной

направленностью

следует

обязательно

учитывать

возможность

положительного

переноса

их

тренировочного

эффекта

на

профессиональную деятельность. При узкой спортивной специализации,

направленной на достижение высшего результата, могут развиваться

несвойственные профессии физиологические и психические функции, в

таком случае занятия спортом будут мешать овладению профессией,

произойдет отрицательный перенос. Неспецифический эффект переноса на

повышение устойчивости организма к неблагоприятным условиям труда

происходит при длительных систематических занятиях соответствующими

упражнениями в течение нескольких месяцев (Н.В. Зимкин).

Наряду с общими методическими принципами для отдельных разделов

ППФП установлены и частичные методические правила, позволяющие

осуществлять подготовку в более короткие сроки и получать повышенный

эффект (А.И. Яроцкий - для тренировки вестибулярного аппарата; В.Н.

Варванин - для тренировки терморегуляторного аппарата по принципу

контрастного варьирования условий занятий в зимний период: “воздух -

зал”).

Основной

формой

построения

занятий

ППФП

является

комбинированный

урок.

В

содержание

его

включаются

общеподготовительные и специально подготовленные упражнения. Как

правило, объем последних упражнений невелик и при 45-минутном уроке

занимает 10-15 мин. Целесообразно осуществлять подбор средств ППФП с

учетом основного содержания урока. Так, элементы преодоления

препятствий лучше проводить на занятиях по легкой атлетике на местности,

а батуты, лопинги, передвижения на повышенной опоре - на занятиях по

гимнастике. Комбинированные уроки в ПТУ, ССУЗе и вузах могут

проводиться факультативно.

Специализированный урок предполагает четкую профессионально-

прикладную направленность. В содержании урока применяются

преимущественно упражнения, целенаправленно воздействующие на

профессионально важные физические качества, двигательные навыки и

функциональные системы. Эффективность специализированных уроков по

сравнению

с

комбинированными

в

отношении

воспитания

профессиональных способностей и воздействия на функциональные

системы организма выше.

Утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка) и самостоятельные

занятия могут носить профессионально-прикладную направленность, если

комплексы упражнений включают специально подготовленные упражнения,

содействующие воспитанию ведущих для профессий физических качеств,

совершенствованию профессионально важных двигательных навыков.

Действенной формой ППФП являются и соревнования 3-х типов. Уже в

процессе подготовки к ним участники достигают высокой степени

совершенства необходимых специалисту качеств, умений и навыков.

I-й тип: массовые соревнования с включением отдельных элементов

профессиональной деятельности (комбинированные эстафеты).

2-й тип: соревнования в рекомендуемых для данной профессии видах

спорта (водных - для работников речного и морского флота, альпинизм и

горный туризм - для геологов, спортивная гимнастика, батут, акробатика -

для летчиков и т.д.).

3-й тип: позволяет выявить уровень профессионального мастерства и

профессионально важные качества в соревновательной обстановке (полоса

препятствий для пожарников, авторалли - для водителей, самбо - для

оперативных работников, самолетный спорт - для летчиков).

Наши рекомендации