Обучения двигательным действиям

В процессе физического воспитания следует учитывать основные

закономерности развития детского организма, а не рассматривать его как

копию взрослого в миниатюре. Неравномерности темпов роста и развития

школьников проявляется в чередовании периодов плавного и ускоренного

развития. Например: длина тела увеличивается на 5-10 % в 6-7 лет и в

период полового созревания, а в другие периоды - на 3%. На этом фоне

“акселераты” опережают сверстников, а “отстающие” составляют 10-20 %.

Гетерохронность прослеживается и в развитии двигательной функции.

Двигательная функция учащихся формируется под воздействием

биологических (возрастных) и педагогических факторов. Двигательный

анализатор у детей совершенствуется в течение длительного периода. 7-

летний возраст считается началом становления произвольных движений и

совершенствования координационных механизмов в ЦНС.

С 7 до 14 лет происходит активное развитие двигательного

анализатора, а к 13-14 годам достигает высокого уровня (происходит

созревание ядра двигательного анализатора, повышение функциональных

возможностей коры больших полушарий и нервно-мышечного аппарата).

Естественное формирование двигательного анализатора заканчивается к 14-

15 годам. Именно поэтому школьный возраст считается благоприятным для

обучения двигательным действиям. Разнообразные двигательные умения и

навыки, приобретенные в течение школьного периода, являются базой для

приобретения последующего двигательного опыта человека. Двигательная

функция учащихся проявляется через двигательную активность, которая

зависит от запаса условно-рефлекторных связей. Чем большим запасом этих

связей обладает ученик и чем более они разнообразны, тем легче и быстрее

у него формируются новые формы движений. Именно в этом проявляется 2-

сторонняя связь двигательного анализатора и двигательной деятельности.

Методика

обучения

двигательным

действиям

школьников

осуществляется в соответствии с общими дидактическими принципами и

правилами методики физического воспитания, но имеет свои возрастные и

половые особенности. В младшем школьном возрасте особое значение

приобретает наглядность. Дети склонны к предметному, образному

мышлению, подражанию. Поэтому учителю необходимо осуществлять

точный показ упражнения. Объяснения должны быть лаконичными,

простыми, понятными. ОРУ зачастую выполняется имитационным методом

(бежим бесшумно, как “мышки”, прыгаем, как “зайчики” и т.п.). Показ

упражнения сопровождается образным рассказом, акцентируется внимание

на действиях, непосредственно обеспечивающих выполнение упражнения.

Изучаемые упражнения в большинстве несложны, доступны и должны

опираться на базу дошкольного двигательного опыта. Выполняются

действия преимущественно по распоряжению учителя.

Младшеклассники эмоциональны, быстро устают, но и быстро

восстанавливаются.

Поэтому

упражнения

должны

быть

непродолжительными, с короткими интервалами отдыха. Дети в этом

возрасте проявляют интерес к упражнениям, активность и желание

заниматься. Четкая организация и разумная дисциплина на уроке должны

сочетаться с относительной свободой и самостоятельностью действий.

Выполнение

движений

заметно

улучшается,

а

новые

быстро

“схватываются” и исправляются после замечаний общего плана. Однако

усвоение проходит скачкообразно – бывают срывы после удачного

выполнения, особенно в более сложных по координации действиях.

Рекомендуется на занятии выполнять упражнения 6-8 раз по два-три раза в

каждом подходе. Физические упражнения разучиваются целостно, с

помощью ориентиров, регулирующих движение (линии на полу, ленточки и

доставание руками в прыжках), вспомогательных снарядов, физической

помощи, упрощения.

Дети этого возраста склонны к играм, фантазии, поэтому физические

упражнения рекомендуется проводить в игровой форме. Для организации

занятий применяется фронтальный, групповой и поточный способы. На

уроках следует использовать межпредметные связи: физическое воспитание

следует сочетать с музыкально-ритмическим воспитанием (проводить

занятия под музыку), изобразительным искусством (обращать внимание на

красоту движений, поз), математикой (производить измерение длины

прыжка, продолжительности бега) и др.

В среднем школьном возрасте более детально изучаются двигательные

действия, подростки уже способны оценивать свои движения по времени,

пространству, мышечным усилиям. Подбирая упражнения, необходимо

развивать у них эти способности (бег с различной длиной и частотой шага,

метания на разное или на одно и то же расстояние предметов различного

веса). В возрасте 10-11 лет на занятиях руководствуются, в основном, теми

же положениями. Количество повторений изучаемого упражнения

сохраняется. Знакомые упражнения могут выполняться по рассказу.

В возрасте 12-14 лет сложные физические упражнения разучиваются в

целом, по частям, с помощью подводящих упражнений. На гимнастических

снарядах отдается предпочтение изучению упражнений по частям

(расчленено-конструктивный метод). Учитывается склонность девочек к

использованию танцевальных движений для укрепления мышц ног,

туловища, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Подростковый возраст характеризуется началом полового созревания,

неравномерностью роста и развития. Период полового созревания может не

совпадать с возрастным на 1-1,5 года. Морфологические и функциональные

изменения в организме протекают бурно, но по-разному и у мальчиков, и у

девочек. Масса тела в этот период меньше длины. Девочки больше

прибавляют в весе, но уступают мальчикам в силе, скорости, выносливости.

Действие гормонов желез внутренней секреции, быстрый рост тела в длину

и вытягивание мышц, сухожилий и нервов ведет к временному нарушению

точности и координации движений. Подростки зачастую способны

преодолевать

охранительное

торможение,

переоценивать

свои

возможности, не обращают внимание на детали техники. Это может

привести к тому, что двигательный навык закрепляется с ошибками.

Отмечается повышенная возбудимость и вследствие этого быстрая

утомляемость, раздражительность.

Необходимо постепенное и строгое последовательное изучение

двигательных

действий

путем

выполнения

конкретных

заданий

(алгоритмического типа). Освоение учебного материала должно идти от

простых и легких форм, координационно-сложные упражнения можно

временно исключить. Интерес к уроку достигается использованием

тренажеров, нестандартного оборудования, технических средств обучения,

творческих заданий и самостоятельной работой. Большое применение

находят вариативный и соревновательный методы обучения.

В этот период особенно важно учитывать индивидуальность личности

в подходе при обучении двигательным действиям. Изучаемые упражнения у

мальчиков и девочек не идентичны, поэтому возможно параллельное

объединение классов для раздельного обучения мальчиков и девочек.

Повышение активности учеников достигается привлечением их к

организации занятий, руководству отделением или командой, к оказанию

помощи в обучении, участию в судействе. Необходимо приучать

школьников к самоанализу действий, самоконтролю и обучать их приемам

саморегуляции. Формируются умения к самостоятельным физкультурно-

оздоровительным занятиям.

Старший школьный возраст совпадает с окончанием периода полового

созревания учащихся и началом равномерного развития их организма.

Функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем

значительно ниже у девушек. Юноши растут быстрее и опережают девушек

по показателям физического развития. Занятия для юношей и девушек

проводятся раздельно и направлены на завершение физического развития

(2 учителя физической культуры для дифференцированного подхода к

выбору средств, методов и организации занятий).

Многие двигательные действия, изученные в предыдущих классах, и

новые доводятся до совершенства и выполняются в вариативных и

усложненных условиях. Учебные уроки составляют лишь 25- 35%.

Девушкам для освоения наиболее сложны упражнения по гимнастике.

Сложные упражнения изучаются по частям, в облегченных условиях и

выполняются с помощью учителя. Объем нагрузки на занятии у девушек

меньше и нарастает более постепенно. Юноши старших классов овладевают

военно-прикладными навыками, элементами борьбы. Изучается и

закрепляется техника и тактика видов спорта, включенных в программу. В

большинстве случаев урок носит тренировочный характер, при этом

возрастает объем и интенсивность нагрузки, для совершенствования

навыков используется соревновательный метод. Преимущественно

применяются словесные методы разбора и оценки действий, а также

табличные, макетные и кино демонстрационные методы наглядности.

Наши рекомендации