Возрастные особенности физического развития детей
Со дня рождения ребенок непрерывно растет и развивается. Этот
процесс глубоко затрагивает как его организм, так и психику. Дошкольный
возраст отличается, с одной стороны, интенсивным ростом и развитием
организма, с другой стороны, низкой сопротивляемостью неблагоприятным
воздействиям внешней среды (инфекциям, температурным колебаниям).
Наиболее интенсивно происходит развитие организма и психики
ребенка в первые годы жизни. Каждый месяц раннего детства является
значительным этапом в формировании детских способностей. За первый год
рост ребенка увеличивается на 50% и более, а его вес возрастает в 4-5 раз.
Скелет грудного ребенка преимущественно состоит из хрящевой ткани.
Костная ткань непрочная из-за малой плотности, пористости и
повышенного содержания воды - от 70% до 20%. Повышенные
теплопотери организма связаны с высокой потребностью кислорода (из-за
активных обменных процессов) и увеличенным объемом кожи (на 1 кг
массы тела у дошкольника кожи в 3 раза больше, чем у взрослого). В
значительной степени этим и объясняется слабая сопротивляемость ребенка
простудным заболеваниям.
Бурно происходит психическое развитие ребенка.
В течение первого месяца малыш реагирует на звук и свет, у него
развивается зрение и слух. На 4-5 месяце он узнает мать, на 8-9 месяце
указывает, где находится предмет (игрушка), на вопрос “Где?” дает
предметы - на 9-10 мес., складывает кубики, кольца - на 10-11 мес.
Двигательная деятельность.
Для ребенка первых двух месяцев характерны беспорядочные не
координированные движения, ко второму месяцу ребенок удерживает
головку в положении лежа. На третьем месяце появляются произвольные
самостоятельные движения - тянется к игрушкам. Овладение движениями
идет быстро: малыш переворачивается на спину в 4-5 мес., ползает - в 5-6
мес., встает и садится - в 7-8 мес. Рост тела опережает развитие силы
групп мышц нижних конечностей, происходит неравномерное развитие
силы сгибателей и разгибателей (ручки в кулачок, полусогнуты -
преобладает тонус мышц-сгибателей). После 10 мес. ребенок начинает
самостоятельно ходить.
На втором и последующих годах жизни энергия роста постепенно
снижается. Во второй половине дошкольного возраста (4-6 лет) усиливается
рост ног, постепенно изменяются пропорции частей тела: ребенок
вытягивается, теряется округлость форм, также постепенно замедляется и
нарастание веса. Перемещается центр тяжести тела.
На втором году дети овладевают различными способами ходьбы, с
удовольствием ползают, подлезают и перелезают через различные
предметы, любят игры с мячом. На 3-ем и 4-ом году значительно
расширяется двигательный опыт детей и развивается произвольность
управления движениями. В 4-летнем возрасте хорошо сохраняют
равновесие, а в последующие годы движения становятся более точными,
появляется
способность
сохранять
некоторые
кинематические
характеристики движений: направление, амплитуду, темп.
Движения, с одной стороны, способствуют их совершенствованию и
приспособлению к условиям действий ребенка, с другой стороны, влияют
на развитие психики и познание окружающего. Постепенно у детей этого
возраста развиваются и уточняются доступные им представления,
воображение, некоторые понятия. Осмысливание двигательных действий
способствует развитию устойчивости внимания и восприятия, способности
понимания причины связей явлений и некоторых обобщений. Таким
образом, двигательная деятельность не только совершенствует движения
ребенка, но и развивает его интеллектуально.
Периодизация возрастного развития детей
Дошкольного возраста
По биологическим и организационно-педагогическим признакам,
связанным со структурой дошкольных учреждений, дошкольный возраст
подразделяется на периоды.
Периодизация возрастного развития детей дошкольного возраста
Годы
жизни
Периоды
Возрастные
По биологическим
По организационно- Группы дошкольных
признакам
педагогическим
учреждений
признакам
1-10
дни
Новорожденный
Ранний дошкольный Первая (ясельная)
1-й
Грудной возраст
возраст
Вторая (ясельная)
2-й
Раннее детство
Младший
Первая младшая
3-й
дошкольный
Вторая младшая
возраст
4-й
Первое детство
Средний
Средняя
дошкольный возраст
5-й
Старший
6-й
дошкольный
Старшая
7-й
возраст
подготовительная
Возрастная периодизация детей имеет практическое значение, т.к. с
учетом биологического развития детей она позволяет конкретизировать
задачи, содержание и методы ФВ, а также организационные формы занятий
физическими упражнениями.
Физическое воспитание дошкольников осуществляется в семье и в
дошкольных учреждениях. “Программа воспитания и обучения в детском
саду” является обязательным государственным документом для всех
воспитателей. Она включает: физическое, умственное, нравственное,
трудовое, эстетическое воспитание.
Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре
возрастные ступени физического и психического развития детей:
1) от рождения до 2 лет (1-я и 2-я группы раннего возраста);
2) младший дошкольный возраст от 2-х до 4-х лет (1-я и 2-я младшие
группы);
3) средний дошкольный возраст до 5 лет (средняя группа);
4) старший дошкольный возраст от 5-ти до 7-ми лет (старшая и
подготовительная группы).
В каждой возрастной группе предусмотрено формирование
представлений, умений и навыков на занятиях и их совершенствование вне
занятий.
3. Задачи и содержание физического воспитания в детском саду
В детском саду создаются благоприятные санитарно-гигиенические
условия, осуществляется уход за детьми, обеспечивается пребывание на
свежем воздухе, организуется полноценное питание, закаливающие
мероприятия, а при наличии условий обучение плаванию.
ФВ в детском саду нацелено на охрану и укрепление здоровья,
совершенствование функций организма ребенка и полноценное физическое
развитие, воспитание интереса к доступным видам двигательной
деятельности, формирование положительных нравственно-волевых черт
личности.
Учитывая
возрастные
особенности
физического
развития
дошкольников в первые годы жизни, равноценное значение для них
приобретают все три группы средств физической культуры: естественные
силы природы, гигиенические факторы, физические упражнения.
Природные факторы: воздух, вода и солнце - широко используемые
средства для закаливания детского организма. Систематическое применение
закаливающих процедур укрепляет нервную систему, повышает
адаптационные возможности и устойчивость организма, облегчает течение
возникающих заболеваний. Одно из неотъемлемых правил дошкольных
учреждений - возможно большее времяпрепровождение детей на воздухе.
Летом практикуется принятие солнечных ванн и водных процедур на
игровых площадках.
Не меньшее значение для детей имеет санитарно-гигиеническая
обстановка: поддержание чистоты и порядка мест проведения занятий,
гигиена тела и одежды, соблюдение оптимального светового, воздушного и
температурного режима в помещении. Особая роль принадлежит режиму
дня (чередованию бодрствования, сна, питания и различных видов
деятельности). Соблюдение режима предохраняет нервную систему от
переутомления, поддерживает нормальную ритмичность работы организма
и удовлетворяет его жизненную потребность в движениях.
Физические упражнения применяются во всех возрастных группах. В
группах раннего дошкольного возраста - это пассивные упражнения:
разведение рук в стороны и скрещивание их на груди, поднимание рук и
ног, сгибание и разгибание ног (пассивная гимнастика). Применяется также
массаж. С 2-х до 7-ми лет выполняют разнообразные упражнения: ОРУ
с предметами и без них; упражнения основной гимнастики: ходьба и бег,
прыжки и метания, лазания; построения и танцевальные упражнения;
подвижные игры: бессюжетные игры (городки, эстафеты) и сюжетные
(“гуси-лебеди”); элементы спортивных игр; спортивные упражнения
(катание на самокате, велосипеде); простейший туризм (пешие и лыжные
прогулки).
Типовой программой по физическому воспитанию в детском саду
предусмотрены общие, характерные для дошкольного периода задачи
направленного использования вышеперечисленных средств физической
культуры:
1. Охрана и укрепление здоровья, закаливание, повышение
устойчивости организма к неблагоприятным влияниям внешней среды
(естественные силы природы, гигиенические факторы).
2. Обеспечение своевременного и гармонического развития организма,
расширение его функциональных возможностей, содействие формированию
правильной осанки (систематическое выполнение физических упражнений
повышает функциональные возможности сердечно-сосудистой системы,
развивает дыхательный аппарат, стимулирует регуляцию функций
пищеварения.
Малоподвижность
задерживает
развитие
сердечно-
сосудистой и дыхательной систем).
3. Формирование жизненно необходимых двигательных умений и
навыков игровых действий.
Программа предусматривает:
1) последовательное обучение детей двигательным умениям в ходьбе;
ползание и лазание по гимнастической стенке и скамейке; в беге, прыжках с
места и с разбега; катание и метание мяча;
2) обучение подвижным играм;
3)
обучение
“спортивным”
упражнениям
в
старшей
и
подготовительных группах (скольжению по ледяной дорожке, катанию на
санках и коньках, велосипеде и самокате, плаванию, ходьбе на лыжах), а
также элементам спортивных игр (баскетбола, футбола, хоккея, бадминтона,
настольного тенниса, игры в городки );
4) дети должны четко и ритмично выполнять ОРУ для рук и плечевого
пояса, ног, туловища, уметь строиться в колонну, шеренгу, круг.
4. Разностороннее воспитание двигательных способностей: воспитание
физических качеств в среднем и старшем дошкольном возрасте, глазомера;
развитие
координации
движений,
пространственной
ориентации,
равновесия.
Физическое воспитание в дошкольных учреждениях должно
обеспечивать физическую готовность детей к успешному овладению
школьной программы.
Формы организации занятий
С детьми грудного возраста проводятся индивидуальные занятия в
течение 8-10 мин., включающие пассивные упражнения и приемы массажа.
Во 2-й группе раннего дошкольного возраста рекомендуется проведение
занятий два раза в неделю по подгруппам в количестве 6-10 чел.
продолжительностью 10-15 мин. Они включают групповые ОРУ с
предметами, а также в ходьбу, бег и лазание. Рекомендуется проведение
подвижных игр и ФУ на прогулке.
В детском саду занятия физическими упражнениями занимают
больший объем времени и более разнообразны по форме; они проводятся
преимущественно по группам.
Рекомендуются следующие виды занятий: занятия урочного типа,
утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на
прогулке, самостоятельная двигательная деятельность под наблюдением
воспитателя, физкультурные минутки. Физкультурные праздники и дни
здоровья лучше проводить по потокам.
Организационные формы занятий
Виды
Возрастные группы
занятий 1-я
2-я
1-я
2-я
Средняя Старшая
раннего
раннего младшая младша
возраста
возраста
я
Занятия по Массаж
2 раза в 2 раза в 3 раза в неделю по группам (из
физичес-
гимнасти- неделю
неделю по них один раз в часы прогулки)
кой куль- ка
по 10-15 10-15 мин.
туре
8-10 мин. мин. по по
под- 15-20мин. 20-25мин.25-30 мин.
ежедневно под-
группам
группам
Утрянняя -
-
Е ж е д н е в н о
гимнасти-
4-5 мин. 5-6 мин. 6-8 мин. 8-10 мин.
ка
Подвиж-
Индивиду- 8-10 Ежедневно по 2 раза (на утренней и
ные игры и ально
мин.
вечерней прогулках)
ФУна
10-15 15-20 20-25 25-30
прогулке
мин. мин. мин. мин.
В дни проведения ф/занятий:
6-8 6-10 8-10 10-12
мин. мин. мин. мин.
Физкуль-
-
-
-
-
-
Ежедневно
турная
на теоре-
минутка
тических
занятиях
1-3 мин.
Физкуль-
-
-
-
-
2 раза в 2-3 раза в
турный
год до 60 год до 1
праздник
мин.
часа 30
мин.
День
-
-
-
Не реже 1 раза в квартал
здоровья
Самостоя- Ежедневно под наблюдением воспитателя
тельная
Характер и продолжительность индивидуальны, зависят от
двигатель- потребностей детей
ная дея- УГ, ФУ под контролем
тельность родителей и вместе с ними