Структура процесса обучения движениям

В значительной мере успешность процесса обучения действиям

зависит от двигательного опыта занимающихся, т.е. от объема имеющихся у

них двигательных умений и навыков. Только элементарные и простые по

структуре действия могут быть выполнены с I-ых попыток. В большинстве

же случаев обучение продолжается в течение определенного времени и

можно выделить относительно самостоятельные этапы, отличающиеся

задачами, средствами и методами обучения. По специфике формирования

двигательных умений и навыков различают следующие этапы обучения:

1) этап начального разучивания;

2) этап углубленного разучивания;

3) этап результирующей отработки действий (совершенствования

техники).

Э т а п н а ч а л ь н о г о р а з у ч и в а н и я т е х н и к и.

Целью обучения на данном этапе является выполнение действия в

«загрубленной» форме, т.е. овладение основами техники. Частные задачи:

- создать представление о действии;

- научить выполнению новых элементов или фаз действия;

- обучить ритму двигательного действия;

- устранить грубые ошибки, искажающие технику движения.

Ознакомление. Обучение действию начинается с создания общего

представления о технике действия: показ-рассказ, описание и создание

мотивации - адаптированный показ - пробные попытки исполнения

упражнения или его части. Образцовый натуральный показ имеет большое

значение. Рассказ о действии и стимулирование занимающихся к овладению

им. Адаптированный показ с кратким пояснением способа выполнения.

Сопоставление с ранее изученными и схожими движениями для создания

полного представления. Апробирование показанного действия в целом (при

достаточной

подготовленности

занимающихся)

или

его

части,

предназначенного для разучивания. Опробование дает представление

занимающемуся и преподавателю о его возможностях и позволяет наметить

последующую методику обучения. Преимущество имеют методы:

словесные и наглядные.

Разучивание. Ведущий метод разучивания сложного действия –

расчлененно-конструктивный (обучение по частям с последующим

объединением в единое целое). Так, в плавании: работа рук - ног - дыхание -

согласование движений. В гимнастике: элемент - связка - комбинация.

Преимущества: проще сформировать отдельные доминанты и избежать

грубых ошибок, меньше затрачивается времени и физических усилий.

Недостаток - нарушается ритм двигательного действия и появляется

необходимость его освоения в последующем.

Большое значение продолжают иметь словесные методы: разбор,

обсуждение, указание и др. Для овладения пространственными

характеристиками применяется разметка, ориентиры. Для облегчения

освоения и контроля за своими действиями они выполняются с небольшими

усилиями и скоростями, облегчаются веса снаряда, может оказываться

физическая помощь. Используются звуковые сигналы для подсказки

главного усилия. Проверяется и фиксируется положение тела для создания

чувственных ощущений (Пр.: тренажер для работы ног стилем “брасс”).

Начальное разучивание проводится в стандартных условиях.

Интервалы отдыха обеспечивают оптимальную оперативную готовность к

повторному выполнению, не должно быть длительных перерывов,

количество повторений определяется утомлением и возрастанием

количества ошибок в технике.

Важным моментом на I-ом этапе обучения является предупреждение и

исправление ошибок. Но так как легче предупредить, чем исправить,

преподаватель должен знать вероятные ошибки. Причины их возникновения

могут быть разными: недостаточная физическая подготовленность,

непонимание задания, утомление, боязнь, отрицательный перенос

(неправильная организация занятий), дефект в выполнении предыдущего

движения, неблагоприятные внешние условия, отсутствие контроля и

самоконтроля. Сначала исправляются типичные, а затем индивидуальные

ошибки. Успех имеет и их демонстрация.

В завершение I-го этапа, при конструировании отдельных частей в

целостное действие, ведущей задачей становится освоение ритма действия.

На современном этапе, при обучении структурно-сложному действию,

должны широко использоваться ТСО (программирование, сенсорное

моделирование, лидирование).

Продолжительность этапа начального обучения в значительной

степени зависит от сложности техники изучаемого действия, от

способностей, двигательного опыта и возможностей положительного

переноса. Этап заканчивается выполнением действия в целом

(формированием двигательных умений).

Э т а п у г л у б л е н н о г о р а з у ч и в а н и я т е х н и к и.

Этот этап имеет целью овладение техникой двигательного действия.

Частные задачи:

- углубление понимания закономерностей движения;

- уточнение пространственных, временных и динамических

характеристик движения;

- совершенствование ритма и слитности выполнения действия;

- обучение основным вариантам техники действия.

На данном этапе занимающиеся должны получить полные и детальные

сведения о технике изучаемого действия. Для улучшения самоконтроля и

управления движениями дается точная информация о всех деталях

выполненного действия.

Преимущественно используется целостный метод. Для достижения

лучшего прочувствования условия выполнения могут усложняться или

действия выполняются в симметричную сторону. Двигательный анализатор,

мышечные ощущения постепенно приобретают решающее значение.

Количество повторений увеличивается, возрастает объем работы.

Упражнения, требующие больших скоростных и силовых усилий,

выполняются с напряжениями, близкими к предельным, но без искажения

техники выполнения. Не исключается применение расчлененного метода

для уточнения деталей техники и экономии усилий. В циклических видах

коррективы вносятся по ходу движения и в небольшие перерывы.

Из словесных методов ведущее место занимают разбор и

словесная оценка с демонстрацией для осознания результатов своей

деятельности: беседа, обсуждения с демонстрацией кинограмм,

чертежей, видеозаписей, отчеты занимающихся и оценка техники

выполнения. Используются методы психорегуляции для самоанализа и

активной установки на результативность действия. Сохраняют значение

свето- и звуколидеры, возрастает значение методов срочной информации.

Эффективно применение соревновательного метода на лучшее

исполнение техники. Достигается легкость и слитность выполнения

упражнения. На заключительном этапе углубленного разучивания

используется метод сопряженного воздействия для одновременного

влияния на формируемый навык и качественные особенности двигательной

деятельности. Результатом данного этапа является овладение основными

(классическими)

способами

техники

в

стандартных

условиях,

формирование двигательного навыка.

Э т а п р е з у л ь т и р у ю щ е й о т р а б о т к и д е й с т в и й.

На предыдущем этапе сформированный навык не обладает

устойчивостью к неблагоприятным внешним (изменение условий,

длительные перерывы) и внутренним (утомление, эмоциональное

возбуждение) факторам.

Цель данного этапа обучения – совершенное владение техникой

действия в различных условиях. Частные задачи:

- упрочнение сформированного навыка;

- изучение различных вариантов техники действия;

- достижение индивидуализации в технике действия;

- осуществление частичной перестройки техники (при необходимости).

Основной метод закрепления техники – повторное выполнение

целостного действия.

Методика закрепления навыка:

- многократное повторение с полными и сокращенными интервалами

отдыха;

- повторное выполнение действия “до отказа” (до изменения техники

движения);

- серийно-повторное упражнение (в одной серии несколько раз подряд),

рекомендуется для выработки устойчивости к утомлению;

- повторное выполнение физических упражнений при различных

психических состояниях занимающихся (утомление, возбуждение,

угнетенное состояние).

Дальнейшее совершенствование техники, уточнение параметров

движения особенно характерно для видов спорта, где упражнение

выполняется в относительно стандартных условиях (все виды гимнастики,

фигурное катание, прыжки в воду).

В последующем происходит сочетание методов стандартного и

вариативного упражнения (после прочного закрепления основного варианта

техники). Формирование умений высшего порядка достигается:

- повторным выполнением действия с изменением внешних условий

(снаряда, опоры, температуры воздуха и освещения, смены мест занятий,

наличии внешних помех, тактических схем в игровой ситуации);

- выполнением действия с предельными физическими напряжениями;

- повторным выполнением, комплексируя его с другими действиями;

- использованием метода сопряженных воздействий (дополнительные

физические отягощения и соревновательный метод).

Стабильность техники оценивается по качеству ее исполнения в

различных условиях. На этом этапе техника совершенствуется с учетом

индивидуальных

особенностей

занимающихся.

Наибольшая

эффективность обучения достигается при сочетании процессов

совершенствования техники и воспитания специфических физических

качеств.

На данном этапе обучения возможна частичная перестройка

техники действия в результате изменения функциональных

возможностей

организма

(выбор

более

эффективного

способа

выполнения, требующего предельного проявления физических

качеств) или прогрессирования более рациональных форм техники. Чем

прочнее и более стереотипизирован навык, тем сложнее его

перестроить. Вариатизация навыка, превращение его в умение

высшего порядка предоставляет больше возможностей для изменения

техники. Физиологические основы перестройки - участие старых

дифференцировок

и

закрепление

новых.

Методика

аналогична

предыдущему этапу обучения - вычленение частей действия и облегчение

условий выполнения: уменьшение веса снаряда, снижение скорости

действия, оказание физической помощи, применение методов сенсорного

ориентирования и срочной информации.

Результатом этапа дальнейшего совершенствования техники является

переход двигательного навыка в умение 2-го (высшего) порядка и

приобретение индивидуальной техники движений.

Итак, следует запомнить:

1) обучение действиям занимает центральное место в физическом

образовании;

2) последовательность овладения действием: двигательные умения -

двигательный навык - двигательное умение 2-го порядка;

3) им соответствуют 3 этапа педагогического процесса обучения (т.е.

взаимной деятельности преподавателя и занимающихся): начального

разучивания техники - углубленного разучивания - результирующей

отработки действий (совершенствования техники).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Специфические особенности процесса обучения в физическом

воспитании.

Двигательное умение.

Двигательный навык.

Двигательное умение высшего порядка.

Перенос навыков.

Средства обучения движениям.

Общая характеристика методов обучения движениям.

Этап начального разучивания техники.

Этап углубленного разучивания техники.

Этап результирующей отработки действий.

11. Вариативный и сопряженный методы как необходимые

предпосылки перестройки техники.

Тема 6

Наши рекомендации