Двигательные действия как предмет обучения
Предметом обучения в физическом воспитании являются двигательные
действия, занимающие ведущее место в физическом образовании, обучение
технике двигательных действий. Более узкая педагогическая задача -
обучение
конкретному
двигательному
действию
(физическому
упражнению). Сформированные двигательные умения и навыки
характеризуют
степень
овладения
двигательными
действиями.
Следовательно, цель обучения - двигательная компетентность и мастерство.
При обучении двигательным действиям формируются навыки, но
одновременно происходит и развитие физических качеств: силы, быстроты,
выносливости, ловкости - качественных проявлений двигательной
деятельности человека. Оба процесса сопутствуют друг другу. Взаимосвязь
двигательных навыков и физических качеств можно рассматривать как
диалектическое единство формы и содержания двигательного действия.
Невозможно выполнение двигательных навыков без определенного уровня
развития силы, быстроты, ловкости или выносливости; также невозможно
проявление физических качеств вне двигательного навыка. Однако в
каждом двигательном действии можно выделить его главную сторону,
которая будет состоять в преимущественном проявлении навыка или
качества.
Двигательные действия - это способ осуществления активной
двигательной деятельности; они выступают как средство изменения
пространственно-предметных
ситуаций
и
отношений.
Действия
характеризуются:
- д в и г а т е л ь н о й з а д а ч е й (обычно они включают:
1) создание “начальной школы движений” - умение управлять
простыми движениями в звеньях двигательного аппарата и создание базы
для более сложных движений;
2) формирование двигательных умений и навыков, необходимых в
различных сферах деятельности: трудовой, бытовой, военной, спортивной;
3) обучение действиям, направленным на развитие физических
качеств);
- ф о р м о й , т е х н и к о й д в и ж е н и я;
- с п о с о б о м э н е р г е т и ч е с к о г о о б е с п е ч е н и я.
По этим признакам выделяют 3 типа действий: баллистические
действия преодоления, циклические действия длительного перемещения и
комбинированные действия согласования. Физическое образование
предполагает необходимость освоения трех типов действия на уровне
умений и навыков. Методика обучения зависит от характера задач и типа
действия. С возрастанием трудности задач, естественно, продлевается время
обучения (спортивное мастерство).
Решающим фактором в выборе метода обучения и особенностей самого
процесса является структурная сложность изучаемого двигательного
действия. Простые упражнения предопределяют выбор целостного метода
при начальном разучивании упражнений. Структурно-сложные упражнения
изучаются по частям с последующим сведением их в целое. Структурная
сложность действия определяется числом составляющих движений,
требованиями,
предъявляемыми
к
точности
движений
по
пространственным, временным и динамическим усилиям, координационной
и ритмической сложностью упражнений.
Имеет значение и характер связи между подготовительной, основной и
завершающей фазами действия. Соответственно, обучение может
начинаться с подготовительной фазы (маховые движения в маховых
элементах спортивной гимнастики), с завершающей фазы (в борьбе: с
приемов самостраховки во избежание травмирования при бросках) или
основной части (в большинстве ациклических действий).
Специфика обучения действиям зависит и от уровня проявления
физических качеств. При предельных проявлениях их необходимо
развивать, выполняя подготовительные упражнения. Элементы техники
выполнения действия также изменяются по мере достижения более
высокого развития физических качеств и приближения к спортивному
мастерству.
Распространенные термины при характеристике процесса обучения:
- двигательный опыт (имеющийся фонд двигательных умений и
навыков),
- мастерство (высшая степень владения навыком, связанная с
виртуозностью и красотой выполнения. Относится не к физическому
образованию, а к спорту).
Закономерности формирования двигательных
Умений и навыков
Двигательные умения и навыки формируются в результате
многократного повторения действия, в соответствии с законом упражнения:
«...организм строит движения в результате и в меру повторения активных
двигательных действий».
Двигательные умения и навыки - это зафиксированные способы
выполнения двигательных действий. Они различаются степенью овладения
техникой действия (техника физического упражнения - рациональный
способ выполнения как по точности всех характеристик движений, так и по
экономичности расходования энергетических ресурсов организма). При
обучении действию сначала формируется умение его выполнять, в
последующем, в результате многократного повторения действия, умение
преобразуется в навык. Нет конкретных границ, разделяющих умение и
навык, однако принято выделять 3 степени овладения действием:
двигательное умение, навык, двигательное умение 2-го порядка.
Д в и г а т е л ь н о е у м е н и е - двигательная задача решается при
условии концентрации внимания на каждом элементе действия. Оно
формируется на основе теоретических знаний техники выполнения
действия и имеющегося фонда двигательных умений и навыков -
двигательного опыта. Уточнения и изменения, вносимые в движение при
каждом повторении действия на данной ступени, способствуют развитию
активного творческого мышления у занимающихся. Осваивается ритм
упражнения.
Отличительные признаки двигательного умения:
1) выполнение каждого элемента происходит под контролем сознания;
2) само выполнение действия нестабильно и неэкономно;
3) происходит поиск и освоение новых форм движения;
4) неустойчивость действия при неблагоприятных факторах (внешних и
внутренних - утомление).
Двигательное умение как 1-ая ступень овладения действием основано
на выполнении неавтоматизированных операций и характерно для всех
занимающихся. Длительность данного этапа зависит от способностей
индивидуума, сложности действия, имеющегося двигательного опыта и
методики обучения. Данный этап заканчивается овладением техникой в
“загрубленном” виде. Следует отметить также, что двигательное умение
может иметь и “самостоятельное значение”: обучение подводящим и
подготовительным упражнениям завершается именно этим этапом.
Д в и г а т е л ь н ы й н а в ы к - автоматизированное выполнение
двигательного действия с концентрацией внимания на конечном результате.
При
многократном
выполнении
действия
совершенствуются
координационные механизмы; отдельные движения автоматизируются и в
последующем двигательное умение постепенно переходит в навык.
Выполнение действия становится стабильным и надежным (т.е.
помехоустойчивым и надежным при стандартном выполнении - волнении,
утомлении).
Сознание индивидуума не выключается, оно может быть направлено на
наиболее ответственные элементы, узловые моменты действия, на контроль
своевременности переключения с одних элементов действия на другие и т.п.
Могут вноситься соответствующие коррективы. Возникает слитность
(системность) движений, повышается точность пространственных,
временных и динамических характеристик движений, совершенствуется
ритм, появляется легкость движений. Перераспределяются функции
анализаторов: уменьшается роль зрительного анализатора, возникают такие
комплексные ощущения, как “чувство воды”, “дистанции”, “снега” и др.
Характерные признаки навыка:
1) автоматизированное выполнение движений;
2) сознание направлено на повышение эффективности двигательного
действия;
3) возрастание роли двигательного анализатора;
4) прочность сохранения навыка.
При длительных перерывах навык сохраняется (приобретенная
техника, а результативные характеристики снижаются - силовые,
скоростные). В прочности сохранения заключается ценность навыка и
необходимость обучения двигательному действию до этого этапа (особенно
жизненно необходимых, прикладных навыков). Итак, навык- это действие,
выполняемое в целом под контролем сознания с использованием
автоматизированных двигательных операций.
На 2-й ступени обучения действию приобретается стандартная
(классическая) техника выполнения. Чем прочнее навык, тем большее
количество раз его можно повторить без искажения деталей техники в
состоянии утомления.
Д в и г а т е л ь н о е у м е н и е 2- г о п о р я д к а -
автоматизированное выполнение действия в меняющейся обстановке и при
концентрации внимания на условиях его выполнения. Оно – результат
дальнейшего совершенствования техники. Умение высшего порядка
является конечной целью обучения и заключается в умении применять
изученные действия в реальной жизни или в спортивной борьбе. Умение
высшего порядка у индивидуума может проявляться при использовании
одного навыка, а также 2-х или нескольких навыков одновременно (марш-
бросок с боевой стрельбой и метанием гранаты: бег, метание), параллельно
или последовательно (бег 3000 м с преодолением препятствий). Умение
второго порядка отличается повышенной ролью сознания: необходимостью
оперативно проанализировать сложившуюся ситуацию в условиях дефицита
времени.
Отличительные особенности умения 2-го порядка:
1) наличие тактического мышления;
2) вариативность техники выполнения двигательного действия.
На данной ступени обучения действию занимающийся приобретает
индивидуальную технику.