Педагогическое значение физических упражнений
Педагогическую значимость ФУ оценивают по 3-м аспектам:
физическому образованию, управлению физическим развитием и
содействию формированию личности.
Физические упражнения - с р е д с т в о ф и з и ч е с к о г о
о б р а з о в а н и я. С помощью ФУ познают основные закономерности
движений человеческого тела, его частей и посторонних предметов.
Основоположник теории физического воспитания в России П.Ф.Лесгафт
придавал особое значение образовательной роли физических упражнений.
ФУ позволяют овладеть пространственными, временными и
динамическими характеристиками движений, оценивать и сопоставлять их;
применять в различных жизненных ситуациях. Использование ФУ с
различными предметами дает возможность понять свойства и
закономерности движений этих предметов. ФУ воспитывают культуру
движений.
В процессе упражнения происходит овладение рациональными
формами и способами выполнения жизненно необходимых, естественно-
прикладных двигательных действий и приемов (лазать, плавать,
передвигаться на лыжах и др.). Овладение большим и разнообразным
запасом двигательных действий и умений готовит человека к труду, защите
Родины и другим видам деятельности.
Физические упражнения - с р е д с т в о у п р а в л е н и я
ф и з и ч е с к и м р а з в и т и е м. Оно заключается в том, что ФУ являются
основными средствами управления здоровьем, развития двигательных
способностей (силы, быстроты, выносливости и др.), а также развития форм
тела (телосложения, осанки).
Оздоровительное значение ФУ заключается в способности активной
двигательной деятельности развивать и поддерживать функции всех систем
организма. Освобождение человека от активной двигательной деятельности
на современном производстве привело к резкому росту числа сердечно-
сосудистых заболеваний. Только ФУ в этих условиях могут сохранить
здоровье и творческое долголетие людей.
Физические
упражнения
являются
средствами
воспитания
двигательных способностей (физических качеств). В основе управления
физическим развитием с помощью ФУ лежит их главное свойство,
называемое нагрузкой. Нагрузка - это мера воздействия ФУ на организм или
суммарная величина функциональных изменений в организме при
выполнении ФУ. Нагрузка - следствие активной двигательной деятельности
и ее принято считать внутренней стороной мышечной работы. Внешней
стороной считается выполненная физическая работа или показанный
результат в спортивной деятельности.
Как уже отмечалось в I-ом разделе лекции, после выполнения ФУ в
организме остается след, т.е. не сразу все его показатели и процессы
возвращаются на исходный уровень. Причем, если нагрузка была
привычной для организма, то после отдыха его работоспособность
восстанавливается до исходного уровня. Если нагрузка была повышенной,
то в организме происходят перестройки, ведущие к повышению
функциональных
возможностей.
Происходит
сверхвосстановление
работоспособности и его функций (суперкомпенсация). Именно в этом и
заключается управление физическим развитием с помощью ФУ.
По величине различают максимальную (не приносящую вреда
организму) нагрузку и оптимальную (наименьшую, но вызывающую эффект
сверхвосстановления). По характеру различают нагрузку силовую,
скоростную и т.д., т.е. направленную на развитие определенных
двигательных способностей.
Влияние ФУ на телосложение общеизвестно: с их помощью можно
выработать правильную и красивую осанку, красивый рельеф мускулатуры.
Физические упражнения - с р е д с т в о ф о р м и р о в а н и я
л и ч н о с т и.
В процессе ФУ участвуют различные стороны личности человека:
интеллектуальная, нравственная, волевая. Эта взаимосвязь имеет 2-
стороннее воздействие, поэтому ФУ могут способствовать формированию
личности. Так, содействие умственному воспитанию заключается в
необходимости изучения закономерностей техники сложных двигательных
действий, в творческом поиске наилучших двигательных решений,
активизации психических процессов в быстро меняющейся ситуации (игры
и единоборства).
ФУ становятся эффективным средством воспитания волевых и
нравственных качеств, когда в процессе их выполнения требуется
проявление смелости, упорства, выдержки, взаимовыручки и др.
ФУ и окружающая обстановка зачастую способствуют эстетическому
воспитанию людей, развитию чувства прекрасного и красоты. В некоторых
видах двигательной деятельности именно красота и артистизм
обеспечивают получение высшей оценки (художественная гимнастика,
фигурное катание на коньках, спортивная гимнастика и акробатика,
фристайл и др.).