Классификация физических упражнений
Под классификацией ФУ принято понимать распределение их на
группы (классы) по существенным признакам. В практике ФВ используют
очень большое количество разнообразных упражнений. Поэтому
существует и много различных классификаций; их известно около трехсот.
Педагогические классификации систематизируют ФУ по педагогически
значимым признакам. Они позволяют учителю (тренеру) увидеть наиболее
характерные свойства ФУ, выбрать самые эффективные упражнения для
решения конкретной задачи физического воспитания.
Некоторые классификации имеют общее значение для всех форм
физического воспитания; другие носят частичный характер, т.е.
используются только в конкретных формах (например, классификации в
различных видах спорта).
ФУ, как правило, обладает не одним, а несколькими характерными
признаками. Именно поэтому многие из них представлены одновременно в
нескольких классификациях (например, характерные признаки бега на 100
м: структурно-циклическое; преимущественное воспитание физических
качеств - скоростное; решение образовательных задач - основное
упражнение; по интенсивности работы - максимальная мощность; по
исторически сложившейся системе физического воспитания - спортивное
упражнение).
Существующие классификации не являются неизменными, по мере
получения новых данных в области физического воспитания они могут
уточняться.
По признаку исторически сложившейся системы ФУ делятся на 4
группы - гимнастика, игра, туризм, спорт.
Гимнастика: многообразие аналитических движений, действий,
возможность избирательного воздействия на строение и функции
организма, координационная сложность движений.
Игра - естественные двигательные действия (бег, броски, прыжки и
др.), выполняются в меняющейся ситуации в различных вариантах,
эффективно влияют на организм в целом.
Туризм - естественные разнообразные движения (ходьба, бег,
преодоление препятствий, передвижение на лыжах, велосипедах и др.),
выполняемые в естественных природных условиях и оказывающие
комплексное воздействие на организм.
Спорт - стандартные (в соответствии с Российской спортивной
классификацией) двигательные действия, выполняемые в стрессовой
ситуации для достижения максимальных результатов. Преимущественно
оказывают специализированное воздействие на организм в соответствии со
специализацией.
Внутри групп возможно дальнейшее деление на подгруппы. Так,
гимнастика делится на основную, спортивную, лечебную.
Стандартизация отдельных упражнений из первых трех групп делает
их спортивными упражнениями.
В настоящее время наибольшее применение имеют следующие
классификации:
I. По направленности на воспитание отдельных качеств: силы,
быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, а также компонентов
отдельного физического качества (так, сила - динамическая, статическая,
взрывная, скоростная; ловкость - координация движений, точность, на
равновесие, на расслабление мышц). Тренер-преподаватель должен
помнить, что посредством многих из этих упражнений можно оценивать
уровень развития того или иного физического качества у занимающихся.
2. По функциональному эффекту: воспитание физических качеств,
формирование двигательных навыков и др.
3. По служебной роли в решении образовательных задач: основные,
подводящие, подготовительные, отвлекающие и др.
4. По анатомической локализации:
- глобальные (общего воздействия);
- региональные (для мышц рук и плечевого пояса, туловища, ног);
- локальные (избирательного, местного воздействия на конкретные
мышцы или суставы).
5. По предметным формам применения: упражнения гимнастики,
легкой атлетики, подвижные игры, спортивные игры, лыжная, кроссовая
или конькобежная подготовка, ритмическая гимнастика, борьба (т.е. по
разделам физического воспитания для учителя физической культуры).
6. По роду двигательной деятельности: перемещения, прыжки,
метания, единоборства, технические виды и др.
7. По трудности для усвоения: элементарные, простые, сложные.
8.
По
различию
педагогических
задач:
оздоровительные,
воспитательные, образовательные.
9.
По
интенсивности
нагрузки
(работы):
максимальная,
субмаксимальная, большая, умеренная.
10. По биомеханической структуре: циклические, ациклические,
смешанные, стандартные, вариативные, комбинационные, поступательные,
вращательные и др.
Последние 2 классификации можно считать частными физиологии и
биомеханики.
Таким образом, невозможно создать единую унифицированную
классификацию. Наличие ряда классификаций, систематизирующих ФУ по
различным признакам, позволяет учителю выбрать именно те упражнения,
которые в наибольшей мере будут содействовать решению поставленных
педагогических задач.
Структура системы движений.