Paспрeдeлeниe упрaжнeний для paзвития двигaтeльныx кaчeств пo cтeпeни интeнсивнocти для детeй 5-7 лeт.
Упражнения высокой степени интенсивности.
Бег: в разных построениях (в колонне по одному, по два, четверками, в кругу, в шеренге); в различных направлениях, с изменением частоты шагов и темпа; приставным шагом вперед и назад, вправо и влево, с высоким поднятием бедра, с захлестом голени назад, с выбрасыванием прямых ног вперед, в сторону; бег спиной вперед, сохраняя направление и равновесие; бег из разных стартовых положений (сидя, сидя по-турецки, лежа на спине и животе); на месте в разном темпе; бег с преодолением полосы препятствий, бег с короткой скакалкой, с мячом; бег по гимнастическим скамейкам, бревну, под вертящейся длинной скакалкой; непрерывный бег в среднем темпе 1,5-3 мин.; бег на скорость с перерывами (3-4 раза на 10 м и 2-3 раза на 20-30 м); челночный бег (3 раза по 10 м); медленный бег по пересеченной местности (350-500 м); бег в чередовании с ходьбой.
Прыжки: с места и с разбега, с целью достать предмет, подвешенный выше поднятой руки ребенка на 25-30 см; на двух ногах на месте с поворотом кругом; разными способами (ноги скрестно - врозь, ноги вместе, одна нога впереди - другая сзади); прыжки на месте и с продвижением вперед на одной ноге, двух ногах, боком, прямо, через предметы (5-8); спрыгивание с предметов на двух ногах (высота 40-50 см) в обозначенное место; выпрыгивание вверх из глубокого приседа; впрыгивание с разбега на батут, бум (высотой 30-45 см) и спрыгивание с них; прыжки на батуте (до 10 раз подряд); в высоту с разбега (40-60 см); в длину с места (от 90 и выше), в длину с разбега (130-190 см); прыжки через скамейку разными способами (вперед, назад, боком; с ноги на ногу; «лягушкой»); прыжки через короткую и длинную скакалку (неподвижную, качающуюся и вертящуюся), через шины разными способами, через большой обруч как через скакалку.
Лазанье и ползанье: вверх и вниз по гимнастической стенке со сменой темпа, перелезание на другой пролет стенки через верх (разными способами); лазание по шесту, по канату, по подвесной и наклонной веревочной лестнице, по рукоходу и другому нестандартному оборудованию произвольными способами; ползание по гимнастическим скамейкам (длина 3-6 м) с подтягиванием на руках; ползание на четвереньках по полу, толкая перед собой головой мяч; ползание по бревну с преодолением препятствий; ходьба на четвереньках, догоняя убегающую веревку; ползание на наклонной гимнастической скамейке с подтягиванием рук; ползание на четвереньках по гимнастической скамейке.
Упражнения средней степени интенсивности.
Ходьба в разных построениях (в колонне по одному, парами, четверками, в кругу, в шеренге), совершая различные движения руками; в разных направлениях, с изменением частоты шагов и темпа; на носках, пятках, на внешней стороне стопы; с носка; перекатом с пятки на носок; приставными шагами вправо и влево, вперед и назад; ходьба обычным, гимнастическим, окрестным шагом; с выпадами, в полуприседе, в приседе; ходьба с перешагиванием предметов и с постепенным ускорением; спиной вперед по полу и гимнастическим скамейкам; ходьба по гимнастической скамейке навстречу друг другу, при встрече на скамейке разминуться; ходьба на четвереньках по полу, наклонной доске, скамейке [26, c. 42].
Прыжки: в длину с места; через две палки, положенные параллельно, с постепенным увеличением расстояния между.
ними с места; с продвижением вперед с зажатым между стопами (между коленями) мячом; прыжки из обруча в обруч.
Лазание, ползание: передвижение с помощью рук, сидя на бревне; подлезание под дуги разных размеров; пролезание в обруч.
Метание, бросание и ловля мяча: отбивание мяча о стену разными способами и ловля его; ведение мяча правой и левой рукой; перебрасывание обычного и набивного мяча друг другу и ловля его сидя и стоя разными способами (снизу, от груди, из-за головы, с отскоком об пол); перебрасывание мяча через сетку и ловля его одной и двумя руками; перебрасывание мяча друг другу двумя руками от груди в движении; ведение мяча правой и левой ногой прямо и зигзагообразно, забивание его в ворота; забрасывание мяча в корзину с подпрыгиванием и ходьба с мячом; обегание катящегося мяча по мере его движения к конечной точке.
Равновесие: кружение парами, держась за руки; кружение с закрытыми глазами, остановка и принятие заданной позы.
Упражнения низкой степени интенсивности.
Метание, бросание и ловля мяча: бросание мяча вверх, в стену, об пол и ловля его одной, двумя руками; то же с хлопками и другими заданиями (повернуться вокруг себя, сидя на полу и стоя); отбивание мяча одной рукой об пол на месте (не менее 10 раз подряд); метание разных предметов вдаль (6-12 м), в вертикальную и горизонтальную цели (высота 2 м с расстояния 5-6 м), в движущуюся цель; метание мяча из-за головы из разных исходных положений (сидя, стоя, лежа, стоя на коленях); прокатывание мяча одной или двумя руками из разных исходных положений между предметами (ширина 40-30 см, длина 3-4 м); прокатывание мяча друг другу, лежа на животе.
Равновесие: ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки, наклонной доске прямо и боком, на носках, перешагивание через набивные мячи и другие предметы, приседая и делая повороты; ходьба по шнуру, бревну, лестнице, разновысоким столбикам, различным модулям, шинам; ходьба по гимнастической скамейке с закрытыми глазами; стояние на одной ноге, делая «ласточку»; балансирование на большом набивном мяче.
Упражнения на развитие координации, ловкости и точности выполнения движений (для детей с высоким уровнем).
Без использования пособий.
1. «Дружные пары». Дети распределяются парами, берутся за руки. По сигналу кружатся в одну сторону в течение 5-7 сек, а по другому сигналу останавливаются и после короткого перерыва кружатся в другую сторону.
2. «Петушиный бой». Двое детей встают в очерченный круг диаметром 1-1,5 м лицом друг к другу, скрестив руки на груди и одну ногу согнув в коленке. По сигналу пытаются заставить противника выскочить из круга или опустить ногу. Проигрывает тот, кто опускает ногу или выходит из круга.
3. «Петрушка». Ребенок сидит на корточках, затем высоко подпрыгивает, расставив широко руки и ноги в стороны, после этого приземляется и вновь приседает на корточки.
4. «Стоя на одной ноге». Детям предлагают различные варианты заданий:
а) стоять на одной ноге на полу, закрыв глаза;
б) стоять на одной ноге вдоль или поперек скамейки;
в) то же, что в а) и б), но со сменой положения ног: вынести
вперед, в сторону, назад прямую или согнутую ногу, взяться за щиколотку согнутой ноги.
5. «Перекати назад». Присесть, согнуться, обхватить колени руками, спина круглая. Быстро и мягко перекатиться на спину в этом положении до касания пола лопатками, не выпрямляя ног, держать их прижатыми к туловищу, руки обхватывают колени. Снова перекатом вернуться в исходное положение.
6. «Ловля бабочек». Двое детей находятся в отведенном месте зала – это ловцы, остальные - «бабочки». По сигналу «бабочки» бегают по площадке, на команде «Лови» ловцы пытаются поймать «бабочку», смыкая вокруг нее руки, а поймав, отводят в сторону.
Упражнения со скамейкой.
1. «Не опоздай». В зале расставлены скамейки. Дети бегают или прыгают на двух ногах вокруг них, по сигналу надо быстро пролезть под скамейкой и встать или сесть на нее.
2. «Разойдись - не упади». Двое детей идут по скамейке навстречу друг другу с разных ее сторон. Встретившись, расходятся, держась друг за друга, и продолжают движение.
3. «Спрыгни - развернись». Спрыгнуть со скамейки с разворотом на 45°. Воспитатель стоит правым боком к скамейке, дети спрыгивают к нему лицом, разворачиваясь влево. Затем воспитатель встает левым боком к скамейке, а дети при спрыгивании разворачиваются вправо.
4. «Гимнасты». Дети выполняют задания на гимнастической скамейке: пройти на носках, хорошо вытянувшись, руки за головой, смотря прямо на конец скамейки; пройти по скамейке 2-3 шага, развернуться на 360°, пройти до конца скамейки, развернуться и вернуться к началу; стоя на скамейке, подниматься на носки и опускаться на полную стопу.
5. «Положи - подними». Дети стоят перед скамейкой, у первого в руках корзинка или ведерко с предметами (мешочки, кубики, палочки). Первый ребенок впрыгивает на скамейку, идет по ней, периодически останавливаясь, и кладет на скамейку по одному предмету. Дойдя до конца скамейки, спрыгивает, подбегает к следующему ребенку и отдает ему корзинку. Второй впрыгивает на скамейку, идет по ней, подбирая оставленные предметы. Дойдя до конца, спрыгивает с скамейки, подбегает к следующему ребенку, который повторяет действия первого. Положив или подняв предмет, ребенок должен обязательно выпрямиться [27, c. 33].
Упражнения с мячом
1. «Обеги мяч». Несколько детей толчком двух рук катят мяч в прямом направлении и бегут за ним, обегая мяч змейкой.
2. «С мячом под дугой». Проползти на четвереньках под дугой, высотой 40 см, толкая мяч головой. Расстояние до дуги - 2-3 м.
3. «Вперед с мячом». Сесть на пол, мяч зажать между ступнями ног, руками опираться о пол сзади. Вместе с мячом продвигаться вперед, не отпуская мяч, на расстояние примерно 3 м.
4. «Не теряй мяч». Сесть на пол, скрестив ноги. Катать мяч вокруг себя в одну и в другую сторону, не отпуская далеко.
5. «Найди мяч». Дети стоят по кругу вплотную друг к другу, лицом в центр, руки за спиной. В центре круга стоит водящий. По сигналу дети начинают передавать маленький мячик друг другу за спиной, а водящий пытается его найти, предлагая показать руки одному из детей в круге. Тот, к кому обращается водящий, вытягивает вперед руки, показывая их водящему. Если он угадывает, тот, у кого оказался мяч, встает на место водящего. Смена водящего происходит и тогда, когда ребенок, стоящий в круге, роняет мяч.
6. «Проведи мяч». На полу расставлены предметы (кегли, кубики и т.п.). Ребенок ведет мяч ударами об пол, обходя или обегая предметы.
7. «Поймай мяч в воздухе». Воспитатель бросает теннисный мяч на ракетку ребенка (с высоты 20-30 см). Ребенок ловит мяч на ракетку и удерживает его на ней. Далее дети играют в паре друг с другом аналогичным способом.
8. «От пола на ракетку». Дети парами встают друг против друга на расстоянии 2-4 шагов. У одного ребенка в руках теннисный мяч, у другого - ракетка. Первый ребенок бросает мяч об пол так, чтобы он отскочил от пола. Второй ребенок ловит отскочивший мяч на ракетку и пытается его удержать.
9. «Мяч в кругу». Дети сидят по кругу на корточках, воспитатель стоит в центре круга и прокатывает набивной мяч (0,5 кг) каждому ребенку по очереди. Ребенок ловит мяч, быстро подбрасывает его, хлопает в ладоши 2-3 раза и бросает воспитателю.
10. «Прокати мяч с горки». Дети стоят в колонне по одному перед наклонным бумом. Каждый ребенок скатывает мяч, быстро бежит за ним, берет в руки и, подбежав к первому в колонне, передает мяч ему, а сам встает в конец колонны.
11. «Догони мяч». Из двух параллельно расположенных длинных шнуров делают коридор шириной 30 см, длиной 4-5 м. Дети стоят в колонне друг за другом, прокатывают мяч по коридору, бегут за ним, не давая мячу выкатиться из коридора, подправляя его движение рукой или ногой.
12. «Веселей играй, но мяч не теряй». В зале произвольно расставлено несколько дуг («воротиков»). Дети выполняют разнообразные движения с мячом. По сигналу быстро поднимают мяч вверх, ударяют мячом об пол (2-3 раза), затем пытаются прокатить мяч под дугами.
13. «Заведи мяч в «воротики». Дети строятся в две колонны у намеченной черты, перед которой ставятся несколько дуг («воротиков»). По сигналу ребенок начинает вести мяч правой или левой ногой через «воротики», сам ребенок пролезает под «воротиками», догоняет мяч, разворачивается и ногой ведет мяч к черте. Дойдя до нее, отдает мяч впереди стоящему, а сам встает в конец колонны. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не выполнят упражнение.
14. «Прокати мяч». Дети сидят на полу (ноги врозь, руки в упоре сзади) друг за другом в двух колоннах, расположенных навстречу друг другу на расстоянии 3-4 м. У первого ребенка первой колонны в руках мяч. Ребенок руками прокатывает мяч первому ребенку из второй колонны, затем встает, перебегает в конец своей колонны и садится на пол. Второй ребенок первой колонны, после того как первый встанет, с помощью рук и ног передвигается на место первого. Первый ребенок второй колонны ловит мяч, толкает его второму ребенку другой колонны, встает, бежит в конец своей колонны, садится на пол. Его место занимает второй ребенок этой колонны, передвигаясь вперед с помощью рук и ног. В процессе игры каждый впереди сидящий ребенок одной колонны толкает мяч впереди сидящему ребенку другой колонны.
Упражнения с веревкой, обручем, мешочком и другими пособиями
1. «Меняемся местами». На полу полажена по кругу веревка. Дети бегают парами: одни внутри, другие снаружи веревочного круга. По сигналу воспитателя, не прекращая бега, дети в парах меняются местами.
2. «Не задень веревку». Воспитатель и один из детей сначала раскачивают, а потом вращают веревку. Дети поочередно прыгают через качающуюся веревку на двух или одной ноге с ноги на ногу, стоя лицом или боком к веревке; бегают под вращающейся веревкой, начиная бег под углом к веревке или с прямого разбега; прыгают под вращающейся веревкой по одному или по двое.
3. «Пролезь в обруч». В игре возможны варианты:
а) обруч вертикально поставлен на пол. Пролезть в него ногами вперед, опираясь на руки;
б) держать обруч одной рукой вертикально. Пролезть в него, не отпуская и перехватывая его вверху другой рукой;
в) обруч укреплен на стойках, не касаясь, пола. Пролезть в него прямо или боком, вытягивая вперед руки и опираясь на них.
4. «Мяч сквозь обруч». Несколько детей стоят в линию, держа обручи (каждый обруч находится в правой руке одного и левой руке другого ребенка). Двое играющих проходят вдоль стоящих (один спереди, другой сзади), перебрасывая друг другу мяч сквозь обруч. При непопадании в обруч играющий заменяет стоящего в шеренге. Смена играющего и стоящего происходит и тогда, когда играющий роняет мяч.
5. «Не урони мешочек». Дети стоят на одной ноге, вторую согнув в колене и положив на колено мешочек. Стараются устоять, не теряя равновесия. Мешочки кладут на колено по сигналу, воспитателя.
6. «Донеси мешочек». Несколько детей встают на доски или скамейки с мешочком в руках. Опускаются на четвереньки, одновременно кладя мешочек на спину, и начинают передвигаться к концу скамейки, не падая с нее и не роняя мешочек. Передвигаться по скамейке с помощью ладоней и коленей или ступней и коленей. Уронив мешочек, поднять его, положить на спину и продолжить упражнение.
7. «Не задень». По кругу расставлены кегли на расстоянии 50-60 см друг от друга. Дети идут по кругу за кеглями. По сигналу поворачиваются лицом в круг и впрыгивают в середину, стараясь не задеть кегли.
8. «Маяк». В разных местах площадки на расстоянии 1-2 м друг от друга расставлены предметы (кубики, дощечки и т.п.)
- «подводные камни». На возвышении в середине площадки стоит ребенок с тремя флажками разных цветов (желтый, зеленый, красный), Остальные дети размещаются по сторонам площадки - «лодки». Если на «маяке» поднят желтый флаг, «лодки» должны огибать «подводные камни», не задевая ни их, ни друг друга. С появлением зеленого флажка «лодки» двигаются свободно по краям площадки. Красный флажок - сигнал общей остановки.
9. «Через болото». На одной стороне зала стоят несколько детей, у каждого по две фанерки или дощечки. На другой стороне (на расстоянии 6-8 м от группы) - «берег». Дети должны перебраться на другую сторону, наступая на дощечки и перекладывая их впереди себя.
10. «Бильбоке». Для игры берется чашка на палочке и деревянный шарик, прикрепленный шнуром к палочке. Держа палочку, движением кисти подбрасывают шарик и ловят его в чашку.
11. «Не урони шарик». Пронести шарик в ложке, не уронив его, на расстояние 8-10 м.
12. «Бегом по горке». Дети вбегают и сбегают по наклонным доскам, бревну.
13. «Бег в мешках»: Два-три ребенка влезают в мешки и, придерживая их руками, проходят или пробегают от одной линии до другой (линии расположены на расстоянии 5-6 м).
14. «Не урони шарик». Детям даются шарики и ложки. Дети несут шарики в ложках по доске или скамейке, стараясь не выронить шарик из ложки. Нести можно пешком или бегом. Ребенок, уронивший шарик, должен поднять его, положить в ложку, встать на скамейку в месте падения шарика и продолжить упражнение.
Упражнения на развитие быстроты движений для детей с низким уровнем.
Без использования пособий
1. «Догнать соперника». Дети выстраиваются в две колонны напротив друг друга на противоположных сторонах зала (площадки). По сигналу воспитателя дети выполняют задания в определенной последовательности: ходьба приставным шагом вдоль линии зала, учащенная ходьба, медленный бег (2-3 мин.), ходьба с подскоками и обычная ходьба. В процессе выполнения заданий каждая колонна старается догнать друг друга; та, которой это удается, - побеждает.
2. «Прыгни и повернись. Дети произвольно размещаются по залу и выполняют прыжки на месте (на одной ноге, на двух ногах), по сигналу делают резкий поворот прыжком вокруг себя.
3. «Найди пару в кругу». Дети стоят ларами по кругу лицом по направлению движения, в центре круга стоит водящий. По первому сигналу воспитателя дети внутреннего круга идут шагом, а наружного - бегом. По второму сигналу воспитателя дети наружного круга быстро подбегают к любому, стоящему во внутреннем круге, берут его за руку и вместе идут шагом по кругу. Водящий по второму сигналу воспитателя также старается найти себе пару из внутреннего круга. Ребенок, оставшийся без пары, становится водящим.
Упражнения с палкой.
1. «Пропеллер». Дети держат палку за середину правой рукой. Активно работая кистью, быстро поворачивают палку вправо-влево. После отдыха повторяют упражнение левой кистью.
2. «.Успей поймать» Дети стоят по кругу, а в центре круга - воспитатель. Он придерживает рукой палку, поставленную на пол вертикально, накрыв ее сверху ладонью. Воспитатель называет имя одного из детей, быстро отпускает палку и отбегает. Ребенок должен успеть подбежать и схватить палку, не дав ей упасть. Дети могут играть самостоятельно. В этом случае вводится дополнительное правило: если вызванный ребенок сумел схватить палку, он занимает место водящего, Если сделать этого не удалось, то водящий остается прежний. Стоять можно лицом, боком или спиной к центру круга [28, c. 36].
3. «Быстрее вверх». Дети держат палку вертикально за нижний ее конец, перехватывая палку поочередно одной и другой рукой, ставя кулак к кулаку. Выигрывает тот, кто быстрее дойдет до верха.
4. «Гребцы». Дети сидят на полу, ноги врозь, палка в двух руках у груди параллельно полу. По сигналу нагибаются и касаются палкой носков ног. Спокойно выпрямляются, притягивая палку к груди.
5. «Кто быстрее». Дети (5-7 человек) стоят у стены. У каждого ребенка по две палки, одну он держит в руках, а другую кладет перед собой. По сигналу ребенок перепрыгивает через лежащую палку, затем кладет другую палку (находящуюся в руках) на пол впереди себя, быстро поворачивается, не сходя с места, поднимает палку (лежащую на полу сзади). После этого вновь перепрыгивает через лежащую палку и таким образом ребенок продвигается к противоположной стене. Кто быстрее дойдет до нее, тот побеждает.
Упражнения с мячом.
1. «Быстро переложи мяч». Дети стоят прямо, слегка расставив ноги, руки внизу, в одной руке мяч. По сигналу дети быстро перекладывают мяч из" одной руки в другую впереди и сзади себя.
2. «Перебрось мяч». Дети стоят прямо, слегка расставив ноги, руки согнуты в локтях, мяч в одной руке. По сигналу дети перебрасывают мяч из одной руки в другую движением кисти, энергично ее поворачивая.
3. «Кто дальше». Проводятся несколько параллельных стене линий на расстоянии 30 см одна от другой. Дети встают перед первой к стене линией и бросают мяч о стену, ловят и отходят на следующую линию. Постепенно отступая от стены, бросают и ловят мяч. Побеждает тот, кто поймает мяч, находясь дальше всех от стены.
4. «Кто скорее с мячом». Дети стоят в шеренге по 5-7 человек, у каждого в руках мяч. По сигналу, ударяя мяч об пол (одной, двумя руками, чередуя их), дети продвигаются вперед быстрым шагом или бегом к финишу (расстояние между стартом и финишем - 8-10 м). Выигрывает тот, кто раньше дойдет до финиша, не уронив мяча. Ребенок, уронивший мяч, быстро поднимает свой мяч и возвращается к старту.
5. «Догони мяч» Несколько детей перебрасывают мяч через веревку, натянутую на высоте 1,5 м и на расстоянии 50-60 см от детей» догоняют мяч и ловят его, не давая коснуться пола. Стараются бросить мяч повыше, но недалеко.
6. «Ударь и догоним. Дети ударяют по мячу ногой, бегом догоняют его, берут его в руки и бегом возвращаются на место.
7. «Шмель». Несколько детей сидят по кругу, скрестив ноги, лицом к середине, у одного из них в руках мяч. По сигналу ребенок перекатывает мяч по полу внутри круга другому играющему в любом направлении. Каждый, к кому докатывается мяч, старается как можно быстрее оттолкнуть его от себя рукой, не допуская к ногам. Тот, чьих ног коснется мяч, быстро разворачивается спиной к центру круга. Игра продолжается до тех пор, пока останется неосаленным один ребенок.
8. «Не урони мяч». У центральной линии встают несколько детей. Дети бросают мяч вверх и ловят его, а после этого ударяют мяч о землю и снова ловят. Повторно подбрасывают мяч вверх и, сделав хлопок, ловят его. Каждое упражнение выполняется с продвижением на один шаг вперед, если мяч не падает. В случае падения мяча ребенок возвращается к центральной линии и начинает упражнение снова. Побеждает тот, кто быстрее дойдет до финиша. Расстояние от центральной линии до финиша - 5-8 м.
9. «Оттолкни и поймай мяч». Дети играют парами, находясь на расстоянии 3-3,5 м. Один ребенок стоит, второй ребенок сидит на корточках. В руках у сидящего мяч. Сидящий отталкивает мяч по полу стоящему, а сам после этого быстро встает и делает поворот вокруг себя и ловит мяч, брошенный ему стоящим ребенком. Стоящий ребенок поднимает катящийся по полу мяч и быстро бросает его своему партнеру. По сигналу воспитателя дети меняются местами.
10. «Поймай мяч». Дети играют по трое. Двое стоят на расстоянии 3 м и перебрасывают друг другу мяч разными способами, а третий ребенок находится между ними и старается поймать летящий над ним мяч. Если он поймает мяч, то встает на место ребенка, бросившего мяч, а тот занимает его место.
11. «Проведи мяч». Дети стоят в шеренге у стартовой черты. У каждого ребенка в ногах мяч. По сигналу воспитателя дети ведут мяч ногами, продвигаясь вперед к финишной линии. Достигнув ее, быстро разворачиваются и ведут мяч обратно.
12. «Задержи мяч». Дети образуют круг, в центре которого стоит водящий с мячом. Водящий по очереди прокатывает ногой мяч каждому из стоящих по кругу. Стоящий в кругу, к которому попал мяч, должен быстро остановить его ногой и оттолкнуть обратно водящему.
13. «Не давай мяч». Играют все дети, один из которых — водящий. Все, кроме водящего, в произвольном порядке размещаются по залу и перебрасывают друг другу мяч, который пытается перехватить водящий. Перехватив мяч, водящий быстро бросает его в любого игрока, не сходя с места. Ребенок, в которого попал мяч, становится водящим, а прежний водящий занимает его место.
Упражнения с обручем.
1. «Волчок». Дети, сидя в обруче, приподнимают ноги, быстро отталкиваются руками и стараются повернуться кругом.
2. «Бегом в обруче». Дети сидят на полу в больших обручах, ноги прямые, упираются в обруч. Выполнять приставные шаги вправо и влево в быстром темпе.
3. «Догони обруч». Дети ставят обруч ободом на пол, энергично отталкивают его, догоняют и снова отталкивают, не допуская падения.
4. «Скорее в обруч» На полу произвольно разложены большие обручи, около каждого стоят двое детей. По команде «Беги» дети бегают вокруг своего обруча, по команде «Ъ обруч» - впрыгивают в обруч и приседают.
5. «Юла». Ребенок ставит обруч ободом на пол, придерживая его сверху рукой. Резким движением он закручивает обруч одной рукой вокруг вертикальной оси, затем быстро отпускает руку и ловит обруч.
6. «Играй, но обруч не теряй». На полу разложены обручи в произвольном порядке. По первому сигналу дети начинают бегать, прыгать и т.д. между обручами. По второму сигналу каждый берет любой обруч и выполняет произвольные движения с ним. По третьему сигналу ребенок кладет обруч на пол, быстро впрыгивает в него и приседает.
7. «Не теряй домик». На полу в произвольном порядке лежат обручи, число которых равно числу играющих детей. В каждом обруче стоит ребенок. По первому сигналу дети выпрыгивают из обручей и выполняют произвольные движения. В это время/воспитатель убирает один обруч и подает второй сигнал. По этому сигналу дети выполняют в определенной последовательности двигательные задания: ходьба приставным шагом по кругу, спортивная ходьба со сменой положения рук и т.п. На слова воспитателя «Все в домик» дети должны быстро впрыгнуть в любой обруч. Не успевший занять обруч считается проигравшим.
8. «Цапли». По кругу разложено несколько обручей на расстоянии одного шага друг от друга. Дети перепрыгивают из одного обруча в другой на одной ноге разными способами (прямо, боком, спиной). Выигрывает тот, кто дольше всех продержался на одной ноге.
9. «Чья команда победит». Дети стоят в двух колоннах-командах. Перед колоннами на расстоянии 2-3 м лежат один за другим три обруча. Расстояние между обручами - 40-50 см. По сигналу воспитателя двое детей, стоящих первыми в колоннах, бегут наперегонки к первому обручу. Добежав до него, берут обруч в руки, поднимают над головой, пролезают в него, кладут на место, выпрямляются, выпрыгивают из обруча и прыгают на одной ноге ко второму обручу. Берут его, крутят, как юлу, 2-3 раза, быстро ловят, кладут на место и опять на одной ноге прыгают к третьему обручу. Берут его в руки и, прыгая через обруч, как через скакалку, допрыгивают до финиша (флажок, кегля) и возвращаются к месту, где лежал третий обруч. Положив обруч на пол, бегом возвращаются в конец своей колонны. Следующие дети, стоящие в колонне, начинают бег, когда первые пересекут линию старта. Побеждает команда, быстрее выполнившая все задания [29, c. 60].
Игры и упражнения с мешочком, шнуром, кольцом и другими пособиями
1. «Не потеряй». Дети образуют круг. У каждого в руках маленький мешочек с песком. В центре круга находится большая корзина. По первому сигналу дети бросают мешочки в корзину и поворачиваются спиной к центру круга. До подачи второго сигнала воспитатель убирает один мешочек из корзины. По второму сигналу дети поворачиваются лицом к центру круга, бегут к корзине и берут один мешочек. Ребенок, которому не достался мешочек, считается проигравшим.
2. «Береги мешочек». По кругу разложены мешочки с песком. Играющих на одного больше, чем число мешочков. Дети бегут по кругу так, чтобы мешочек был расположен между ними и центром круга. По сигналу дети быстро берут один мешочек, садятся на пол, прижимают ноги к груди и прячут мешочек под ногами. Ребенок, которому не достался мешочек, считается проигравшим.
3. «Скорее до середины». На полу лежит шнур длиной 4-5 м с привязанными к концам палочками (длиной 20-25 см, диаметром 2,5-3 см). Середина шнура отмечается ленточкой, тесьмой. Двое играющих берут палочки в руки и по сигналу воспитателя начинают наматывать на них шнур. Выигрывает тот, кто быстрее дойдет до середины.
4. «Схвати шнур». Двое детей сидят на стульях, поставленных на противоположных сторонах площадки, спиной друг к другу. Под стульями лежит шнур. По сигналу дети встают и быстро бегут по кругу, подбегают к своему стулу, садятся на него и выдергивают из-под стула шнур. Выигрывает тот, кто первым выдернет шнур.
5. «Удочкам. Дети стоят по кругу. В центре круга находится воспитатель и вращает веревку по полу вокруг себя. Дети перепрыгивают через нее, стараясь не коснуться веревки. Тот ребенок, который коснулся веревки, выбывает из игры.
6. «Не урони кольцо» Дети стоят по кругу. В центре круга находится воспитатель, в руках у него резиновое кольцо. Поочередно воспитатель бросает кольцо каждому ребенку. Ребенок ловит летящее кольцо, затем подбрасывает его, быстро поворачивается вокруг себя, ловит кольцо и, поймав, быстро бросает его воспитателю.
7. «Кольцо навстречу кольцу». Дети стоят друг. против друга (на расстоянии 2-3 м). У каждого в руках кольцо и шпага. По команде «Раз, два, три - кати» дети быстро прокатывают друг другу кольцо так, чтобы кольца не столкнулись, и быстро подхватывают их на шпагу.
8. «Успей первым». Игра имеет несколько вариантов:
а) два-три ребенка стоят рядом со своими санками справа или слева от них, санки расположены вдоль одной линии на расстоянии двух-трех шагов друг от друга. По сигналу дети обегают свои санки, стараясь как можно быстрее вернуться на место. Можно усложнить задание: вернувшись на место, ребенок поворачивается лицом к санкам и садится на них;
б) толкнуть санки вперед, догнать их бегом и сесть на сан-" ки любым способом.
Упражнения для развития разных физических качеств для детей со средним (оптимальным уровнем).
1. Ходьба на месте. На каждый третий шаг высокое поднимание бедра маховой ноги.
2. Бег с энергичной работой рук и высоким подниманием бедра маховой ноги.
3. Бег или ходьба с высоким подниманием бедра и касанием рук коленом маховой ноги.
4. Стоя боком к стенке на одной ноге, широкие махи ногой.
5. Стоя на одной ноге лицом к стене, в упоре. Широкие махи ногой, согнутой в коленном суставе.
6. В упоре лежа. Попеременные махи вперед ногами, согнутыми в коленном суставе.
7. Бег боком приставными шагами
8. Прыжки в стороны, отталкиваясь и приземляясь на разноименной ноге.
9. Прыжки на двух ногах вперед и в сторону. Прыжок вперед со сменой ног (ножницы). Прыжки на месте, разводя ноги в стороны. Прыжки вперед в сед на пятках (заячьи прыжки). Многократные прыжки на одной ноге в сторону. Многократные прыжки вперед в присед.
10. Наклоны вперед, отведение рук назад-вниз. Выпрыгивание вверх с энергичным махом руками вверх.
11. И.П. о.с. подбрасывание мяча вверх – стойка на коленях в упоре - о. с - ловля мяча. Бросание мяча с поворотом и ловлей его. Бросание мяча 2-мя руками назад и ловля его за спиной.
Комплекс упражнений утренней гимнастики игрового характера.
В нее могут быть включены 2-3 подвижных игры разной степени интенсивности.
1. Ходьба друг за другом, легкий бег 1,5-2 мин., построение в колонны.
2. Упражнения ОРУ.
- «Цапля машет крыльями».
И.П. о.с. Руки в стороны, сделать несколько волнообразных движений руками, сгибая и разгибая локти, медленно опустить руки через стороны. Кисти рук при этом слегка подняты. Поднять руки в стороны, наклонить голову вперед, назад, вправо, влево и сделать вновь волнообразное движение руками в быстром темпе.
- «Цапля стоит на одной ноге».
И.П. о.с., руки на поясе. Поднять левую ногу, согнутую в колене (носок оттянут книзу), и опустить ее. То же другой ногой. Сделать 3-4 волнообразных движения руками.
- «Цапля достает лягушку».
И.П.: ноги на ширине плеч, левая рука на поясе, правая опущена вниз.
Поднять опущенную правую руку, согнув кисть и пальцы на подобии клюва, а затем поднять руку, вверх и посмотреть на нее. Потом наклонить туловище вниз, одновременно опуская вниз правую руку.
Спокойная ходьба.
- «Цапля полетела».
Сделать несколько пружинящих полуприседаний на месте, затем бег, руки в стороны.
3. Дыхательные упражнения.
Разминка в постели и самомассаж.
Дети постепенно просыпаются под звуки мелодичной музыки, вызывающей приятные, положительные эмоции. Затем, лежа в постели на спине выполняют 5-6 упражнений общеразвивающего воздействия.
1. Повороты головы вправо, влево.
2. Легкое поглаживание рук, живота, ног, пяток.
3. Разведение и сгибание рук.
4. Сгибание обеих ног, с обхватом колен руками и постепенное выпрямление их.
5. Поднимание и опускание обеих ног.
6. Движение ногами, как при езде на велосипеде.
Упражнения можно выполнять из разных положений: лежа на боку, на животе, сидя. Затем дети постепенно встают и переходят в хорошо проветренную комнату (19-17* С). В комнате дети выполняют произвольные танцевальные, музыкально-ритмические и др. упражнения. Дыхательные упражнения [30, c. 75].