Oсoбeннocти и цeли paзвития двигaтeльныx кaчecтв мeтoдaми oбщeй физичeскoй пoдгoтoвки.
Рациональное сочетание разных видов занятий по физической культуре представляет целый комплекс оздоровительно-образовательных и воспитательных мероприятий. Содержание и построение занятий разное, каждое из них в той или иной мере имеет свое специфическое назначение.
Утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, прогулки-походы в лес, подвижные игры и физические упражнения на прогулке выполняют организационно-оздоровительные задачи, проведение занятий с музыкальным сопровождением.
Придавая особую значимость роли двигательной деятельности в развитии двигательных качеств, нужно определить приоритеты в режиме дня.
Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой и т.д.
С целью оптимизации двигательной деятельности и закаливания детей в практику дошкольных учреждений необходимо внедрять дополнительные виды занятий двигательного характера, взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий, а также вносить нетрадиционные формы и методы их проведения. К таким занятиям относятся: оздоровительный бег на воздухе, пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами, гимнастика после дневного сна, двигательная разминка во время перерыва между занятиями при открытых фрамугах, индивидуальная работа с детьми по развитию движений и регулированию двигательной деятельности детей на вечерней прогулке, прогулки-походы в лес, корригирующая гимнастика в сочетании с гидромассажем и сухим массажем тела, использование сауны с контрастным обливанием тела и сухим массажем, а также с последующими играми в бассейне.
Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре - как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной деятельности детей. Предлагаем проводить занятия по физической культуре не менее трех раз в неделю в первой половине дня (одно на воздухе) по подгруппам. Формирование подгрупп должно осуществляться с учетом трех основных критериев: состояния здоровья, уровня двигательной деятельности и физической подготовленности.
При наличии бассейна необходимо проводить занятия по обучению детей плаванию не менее двух раз в неделю (желательно во второй половине дня, подгруппами по 10-12 человек). Организация обучения детей плаванию должна осуществляться в комплексе со всеми многообразными формами физкультурно-оздоровительной работы. Только сочетание занятий в бассейне с рациональным режимом деятельности и отдыха детей на протяжении всего учебного года может способствовать закаливанию и увеличению двигательной деятельности детей [21, c. 77].
Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником деятельности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности, и поэтому педагогическое руководство самостоятельной деятельностью детей должно быть построено с учетом уровня двигательной деятельности.
Наряду с перечисленными видами занятий по физической культуре немаловажное значение отводится активному отдыху, физкультурно-массовым мероприятиям.
В двигательный режим дошкольников входят также вне групповых дополнительных видов занятий (группы общей физической подготовки, кружки по разным видам физических и спортивных упражнений и игр, танцы) и совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи (домашние задания, физкультурные занятия детей совместно с родителями, участие родителей в физкультурно-оздоровительных массовых мероприятиях дошкольного учреждения).
Т.к. к школе развития двигательных качеств движений прежде всего относятся естественные виды движений: ходьба, бег, прыжки, метания. Эффективными средствами их формирования считаются общеразвивающие упражнения - основные положения и движения рук, ног, туловища. Эти упражнения укрепляют двигательный аппарат, дают представление о направлении, амплитуде, напряжении, ритме, темпе движений. Формируя посредством общеразвивающих упражнений умение дифференцировать пространственные, временные и силовые характеристики, педагог учит детей управлять своими движениями. Дети успешно развивают свои двигательные качества, осваивают сложные двигательные действия, выполняя их свободно, без напряжения, т. е. экономно. Все это способствует их физическому совершенствованию.
Двигательные качества обладают временными, пространственными и динамическими (силовыми) характеристиками. Вначале дети должны научиться различать отдельные характеристики в грубой форме: выполнять отдельными частями тела (руками, ногами, головой, туловищем) упражнения с большой или малой амплитудой, медленно и быстро, с небольшим или большим напряжением. Задания надо чередовать. Чем больше отличаются характеристики движений, тем легче воспроизводят их дети 6 -10 лет (быстрые и медленные ходьба и бег, далекие и близкие броски мяча).
Вышеописанные виды занятий по физической культуре, дополняя и обогащая друг друга, в совокупности обеспечивают развитие двигательных качеств каждого ребенка в течение всего времени пребывания его в дошкольном учреждении. При этом следует помнить, что двигательная активность оптимальна в том случае, когда ее основные параметры (объем, продолжительность, интенсивность) соответствуют индивидуальным данным физического развития и двигательной подготовленности детей, а также когда обеспечивается ее соответствие условиям среды (природной, предметной, социальной), правилам чередования напряжений и отдыха, постепенного увеличения физических нагрузок.
С помощью разных педагогических приемов можно добиться постепенного вовлечения малоподвижных детей в активную деятельность, а также переключение активных детей на более спокойную деятельность. Так, детям с высокой ДА предлагаются задания на развитие внимания, координацию движений, ловкость, требующей точности выполнения движений, Детям с низким уровнем ДА - на развитие быстроты и скорости движений, на быстрое переключение с одного движения на другое [22, c. 54].
Модель развития двигательных качеств детей 5-7 лет методами общей физической подготовки.
№ | Виды занятий | Особенности организации | ||
1. Физкультурно-оздоровительные занятия | ||||
1.1 | Утренняя гимнастика | Ежедневно на открытом воздухе или в зале. Длительность 10-12 мин. | ||
1.2 | Двигательная разминка | Ежедневно во время большого перерыва между занятиями (с преобладанием статических поз). Длительность 7-10 мин. | ||
1.3 | Физкультминутка | Ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий. Длительность 3-5 мин. | ||
1.4 | Подвижные игры и физические упражнения на прогулке | Ежедневно во время утренней прогулки, подгруппами, подобранными с учетом уровня ДА детей. Длительность 25-30 мин. | ||
1.5 | Оздоровительный бег | Два раза в неделю, подгруппами по 5-7 человек, во время утренней прогулки. Длительность 3-7 мин. | ||
1.6 | Индивидуальная работа по развитию движений | Ежедневно во время вечерней прогулки. Длительность 12-15 мин. | ||
1.7 | Прогулки-походы в лес или близлежащий парк (пешие, лыжные) | Два-три раза в месяц, вовремя, отведенное для физкультурного занятия, организованных воспитателем игр и упражнений. Длительность 60-120 мин. | ||
1.8 | Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами | Два-три раза в неделю, по мере пробуждения и подъема детей. Длительность не более 10 мин. | ||
1.9 | Сауна с контрастным обливанием тела и сухим массажем, а также последующими играми в бассейне | Два раза в месяц, группами не более 10 человек, во второй половине дня. Длительность всего комплекса 35-40 мин. | ||
1.10 | Корригирующая гимнастика в сочетании с гидромассажей | После дневного сна, по одному сеансу в месяц, в течение 10 дней подряд с последующим перерывом в 2 недели. Проводится по рекомендации врача. Длительность 12-15 мин. Два раза в неделю по подгруппам (проводится логопедом). учебные занятия | ||
1.11 | Логоритмическая гимнастика | Два раза в неделю по подгруппам (проводится логопедом) | ||
2. Учебные занятия | ||||
2.1 | По физической культуре | Три раза в неделю подгруппами, подобранными с учетом уровня ДА детей, проводятся в первой половине дня (одно на воздухе). Длительность 35-40 мин. | ||
2.2 | Физкультурный досуг Физкультурно-спор-тивные праздники на открытом воздухе и на воде | Один-два раза в месяц на воздухе совместно со сверстниками одной-двух групп. Длительность 50-60мин. Два-три раза в год, внутри детского сада или совместно со сверстниками соседнего дошкольного учреждения. Длительность 75-90 мин. | ||
2.3 | Игры-соревнования между возрастными группами или со школьниками начальных классов Спартакиады вне детского сада | Один-два раза в год на воздухе или в зале. Длительность не более 60 мин. Один раз в год в спортивном клубе или в школе своего микрорайона, участвуют дети с высоким уровнем физической подготовленности, по специальной программе. Длительность не более 120 мин. | ||
3. Внегрупповые (дополнительные) виды занятий | ||||
3.1 | Группы ОФП | По желанию родителей и детей не более двух раз в неделю. Длительность 25-30 мин. | ||
3.2 | Спортивные кружки, танцы. | По желанию родителей и детей не более двух раз в неделю. Длительность 35-40 мин. | ||
4. Совместная физкультурно-оадоровительная работа ДОУ и семьи | ||||
4.1 | Домашние задания | Определяются воспитателем | ||
4.2 | Физкультурные занятия детей совместно с родителями в дошкольном учреждении | По желанию родителей, воспитателей и детей. | ||
4.3 | Участие родителей в физкультурно-оздоровительных, массовых мероприятиях детского сада | Во время подготовки и проведения физкультурных досугов, праздников, недели здоровья, туристических походов, посещения открытых занятий. | ||
Особенности развитие двигательных качеств детей 5-7 лет методами специальной подготовки
Объем и характер мышечной деятельности в значительной мере определяются уровнем развития двигательных качеств, среди которых ведущее место занимает ловкость. Ее показатели отражают степень проявления силы, быстроты, выносливости, точности, гибкости, подвижности, прыгучести и др. Нельзя быть ловким при низких показателях этих качеств.
Ловкость проявляется в координационной сложности выполняемых физических упражнений в соответствии с пространственно-временными и пространственно-силовыми параметрами двигательного действия. Содержание данной двигательной координации включает также умение быстро адаптироваться к изменяющимся условиям деятельности (выполнение задания на фоне утомления, при быстрой смене ответных раздражителей, переходе от одних сложно координированных действий к другим).
Таким образом, ловкость имеет определенное структурное содержание, знание которого даст возможность определить специфику методики ее развития [23, c. 148].
Во время передвижения по наклонной поверхности (подъемы, спуски) особенно важную роль для обеспечения устойчивого положения тела играют зрительные и вестибулярные рефлексы, выполняющие прогностическую функцию.
Сохранение равновесия важно, как в статических положениях тела (сидение за партой, столом), так и в динамических движениях. В статических лозах, в частности при стоянии, равнодействующая сил, направленных на о.ц.т. тела, проецируется на площадь опоры. Отклонение от вертикального положения нижних конечностей при движениях головой, при поворотах и наклонах туловища, приводит к смещению о.ц.т. Сохранить равновесие в этих случаях можно за счет балансирующих движений, регулируя опорные усилия.
Для сохранения равновесия в динамике (при ходьбе, беге и т.д.) необходимо учитывать особенности этих движений; при их выполнении опорная поверхность подводится под проекцию центра тяжести.
Необходимая устойчивость тела обеспечивается его взаимодействием с земной гравитацией. Чем успешнее человек преодолевает силы гравитации, тем более устойчивого положения он добивается. Так, в условиях повышенной опоры разведение рук в стороны и опускание в полуприсед или присед увеличивает устойчивость тела. Таким образом, рациональное взаиморасположение звеньев тела - важный компонент равновесия.
Группы мышц, выполняющие основную нагрузку по сохранению равновесия, отличаются большей активностью. Разные группы мышц имеют неодинаковую активность: наибольшую проявляют мышцы, испытывающие значительное напряжение при удержании тела в состоянии равновесия. Например, при сохранении устойчивости тела в позе «ласточка» наибольшая активность характерна для мышц спины и передних мышц бедра опорной ноги. Благодаря перераспределению мышечного тонуса происходит своевременное ограничение степеней свободы, что обеспечивает устойчивое равновесие тела в течение требуемого времени. Таким образом, дозировка и перераспределение мышечных усилий - необходимый компонент равновесия.
Основные разновидности равновесия - статическое и динамическое - имеют разные проявления. Например, статическая устойчивость тела проявляется после выполнения вращательных движений, прыжков, при метаниях и т.д. Динамические проявления равновесия характерны для упражнений на устойчивой опоре. Следовательно, при развитии и совершенствовании данной координации необходимо учитывать все ее разновидности и проявления.
В дошкольной программе по физическому воспитанию детей 6-7 лет представлены двигательные действий, направленные на формирование статического и динамического равновесия. Так, повышению устойчивости тела в статических позах способствуют построение в колонну и шеренгу на вытянутые руки, упражнения для формирования осанки, основные исходные положения для рук и ног. Все они в разной степени связаны с сохранением той или иной позы на определенный промежуток времени, что формирует навыки удержания равновесия в заданном положении.
Статическое с сохранением равновесия:
- после вращательных движений;
- после выполнения прыжков и прыжковых упражнений;
- в метаниях;
- при выполнении различных упражнений с предметами.
Динамическое:
- на устойчивой опоре;
- в условиях ограниченной повышенной опоры;
- на повышенной наклонной опоре;
- на подвижной подвешенной опоре;
- на воде;
- на упругой опоре;
- на скользящей и движущейся опоре;
- в безопорном состоянии.
Итак, равновесие — это способность сохранять устойчивость тела и его отдельных звеньев в опорной и безопорной фазах двигательного действия.
Методика совершенствования равновесия. Упражнения для определения уровня равновесия
Определение устойчивости тела после вращательных движений.
Упражнение 1. Стоя на носках на линии разметки зала, руки в стороны, выполнить поворот переступанием вправо (затем влево) на 360° в исходное положение.
Определение устойчивости тела после выполнения прыжков и прыжковых упражнений.
Упражнение 2. Толчком двумя прыжок вперед через полосу шириной 0,5 см в стойку на одной ноге, руки на пояс.
Сохранение равновесия при выполнении упражнений в метании Упражнение 4. Стоя, выполнить бросок малого мяча на дальность.
Упражнение 5, а. Ходьба по узкой, рейке гимнастической скамейки. Оцениваются слитность движений, рациональное расположение тела и его звеньев.
Упражнение 5, б. Ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки, сгибая и выпрямляя ногу. Оценивается слитность движений, амплитуда, устойчивость тела.
Оценка равновесия при передвижении по наклонной поверхности.
Упражнение 5, в. Передвижение в приседе по наклонной гимнастической скамейке, прикрепленной одним концом к гимнастической стенке. Оцениваются слитность движений, скорость передвижения, устойчивость тела.
Прыгучесть.
В дошкольной программе по физическому воспитанию детей 5-7 лет учащихся представлены следующие упражнения для развития этого проявления прыгучести: прыжки на двух и одной ноге на месте, в длину с места - в 1-м
Меткость.
Методика развития меткости.
В дошкольной программе по физическому воспитанию детей 6-7 лет представлены упражнения, способствующие формированию и совершенствованию меткости, основанные на упражнениях. Дети бросают камешки и другие мелкие предметы в цель и на дальность. Многие подвижные игры включают элементы бросания и метания в разных сочетаниях, с постепенно увеличивающейся сложностью.
Упражнения для развития меткости.
Уровень проявления меткости при метании малого мяча из положения стоя оценивается с помощью
Упражнения 1.
В высоту крепится лист картона с тремя концентрическими, кругами диаметрами 30-40-50 см. С расстояния 5 м занимающийся из положения стоя бросает мяч в один из кругов.
Уровень проявления меткости из положения, лежа (статическая четкость) развивается с помощью Упражнения 2. Лежа на расстоянии 5 м от мишени, занимающийся выполняет 3 броска малым мячом в круг.
Пластичность.
Пластичными являются лишь двигательные действия, выполняемые слитно, без резких движений и неоправданных пауз, незаметно перетекающие одно в другое. Грациозные, артистичные движения отличаются рациональным распределением усилий [24, c. 92].
В дошкольных программах по физическому воспитанию детей 5-7 лет предусмотрены такие формы и средства формирования пластичности, как ритмическая и пластическая гимнастика. Однако эти занятия не обеспечивают в необходимой мере совершенствования данной двигательной координации. При целенаправленном подходе пластичность можно развивать с помощью различных средств физического воспитания: беговых, прыжковых, гимнастических упражнений стремясь к достижению конкретной задачи: воспитанию индивидуального стиля, грациозности и артистичности у каждого занимающегося. Однако, при 2-3 уроках физической культуры в неделю и большом количестве занимающихся в группе эта задача труднодостижима и совершенствование пластичности связано с использованием всех форм организации занятий, в том числе и самостоятельных [25, c. 80].