I ТEOPEТИЧЕСКИЕ OCНOВЫ И НAПPАВЛEНИЯ ФOРМИРОВAНИЯ ДВИГАТEЛЬНЫX КAЧЕCТВ ДEНЬ 5-7 лeт.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
I ТEОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНOВЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫX КАЧЕСТВ ДЕНЬ 5-7 лет…………………………………7
1.1 Развитиe двигательных качеств детей 5-7 лет как важнейший фактор укрепления здоровья……………………………………………………………..….7
1.2 Метoды планирования работы и программы по формированию двигательных качеств детей 5-7 лет………………………………………………………………………...11
II ЦEЛЬ, ЗAДАЧИ, MEТОДЫ И OPГАНИЗАЦИЯ РAЗВИТИЯ ДВИГAТЕЛЬНЫX КAЧEСТВ ДЕТEЙ ДОШКOЛЬНОГО ВOЗPAСТА…………………………………………………………………………25
2.1 Цель двигательной деятельности дошкольников и их влияние на развитие двигательных качеств………………………………………………..25
2.2 Индивидуальные различия двигатeльных качеств детей 5-7 лет……………………………………………………………………………………30
2.3 Осoбенности и цель развития двигательных качеств методами общей и специальной физической пoдготовки……………………………………..……..44
2.4 Распределение упражнения для развития двигательных качеств по степени интенсивности (комплексы, упражнения)…………………………..…52
III COДЕРЖAНИЕ И МEТОДИКА РАЗВИТИЯ ДВИГAТЕЛЬНЫХ КAЧEСТВ ДEТЕЙ………………………………………………………...............65
3.1 Главная задача метoдики развития двигатeльных качеств у детей………………………………………………………………………………....65
3.2 Пeдагогические услoвия развития двигательных качеств детей………………………………………………………………………………...72
ВЫВОДЫ……..………………………………………………………………...…79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...82
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………….……..85
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………...88
ВВЕДЕНИЕ
Актуaльность данной работы заключается в том, что необходимо с самого раннего возраста создавать такие условия, в которых физические и духовные возможности ребенка раскроются во всей полноте. С самого раннего возраста необходимо стимулировать желание детей заниматься двигательной деятельностью. Это является основой для решения всех воспитательных задач.
Двигательная сфера - совокупность внешних проявлений активности человека в его взаимодействии с окружающей средой, выступающей в виде моторных реакций, психомоторных действий, психомоторной деятельности и двигательного поведения в целом, включая моторный облик.
Дошкольный возраст - период интенсивного формирования всех органов и систем организма. Именно в дошкольном детстве формируются те двигательные качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его нормального физического и психического развития. Здесь уместно вспомнить известное высказывание Н. А. Бернштейна: «Психика формируется в движении». Трудно переоценить роль движений в жизни человека. Двигательный анализатор имеет обширные связи со всеми структурами центральной нервной системы, принимает участие в их деятельности и имеет огромное значение в развитии функций мозга. Нормальное сенсомоторное развитие составляет фундамент всего психического развития ребенка и является тем базисом, над которым надстраивается вся совокупность высших психических функций.
Исследованиями установлено, что уже в дошкольном возрасте отмечается недостаточная двигательная деятельность, т. е. гиподинамия, что отрицательно сказывается на состоянии здоровья ребят.
Вот почему для детей необходимы занятия физическими упражнениями, бегом, подвижные игры. Повышенная двигательная активность способствует активизации всех основных физиологических функций организма.
Повышение двигательной активности ребенка достигается путем ежедневного проведения утренней гимнастики, подвижных игр, использования упражнений спортивного характера - ходьба на лыжах, катание на коньках, санках, езда на велосипеде, плавание, бадминтон.
В настоящее время проведены многочисленные научные исследования, посвященные различным сторонам совершенствования физического воспитания дошкольников. В них исследованы проблемы и особенности организации и методики физического воспитания в детском саду, повышения физической подготовленности, развития физических качеств детей дошкольного возраста и др. (Вавилова Е.Н., Лайзане С.Я., Ермакова З.И., Пензулаева Л.М., Карманова Л.В., Фонарев М.И., Пустынникова Л.Н., Фролов В.Г., Шишкина В.А., Змановский Ю.Ф., Шебеко В.Н., Яковлева Т.С., Бальсевич В.К.)
Активизировать, совершенствовать организацию физического воспитания можно с помощью двух весьма важных факторов:
1) изменения содержательного смысла программы по физическому воспитанию, в частности, направление ее содержания на ребенка, как на целостное существо;
2) совершенствование старых и создание новых методик воспитания и обучения (традиционных и нетрадиционных), и отвечающих требованиям гуманизации и демократизации педагогического процесса.
Достаточно эффективно управлять образовательно-воспитательным процессом возможно лишь в том случае, если опираться не только на традиционные способы достижения цели, а разработать определяющие направления программы (оздоровительное, воспитательное, образовательное) и на их основе реализовать комплексный подход к разработке физического воспитания дошкольников. В практике физического воспитания лишь в том случае удается достаточно эффективно управлять процессом двигательной деятельности детей и на этой основе целенаправленно развивать умения и способности личности ребенка, когда мы опираемся не только на имеющиеся средства, методы и принципы, а разрабатываем системы нетрадиционных средств, методов и принципов, применяемых в условиях направленного использования оздоровительного, воспитательного и образовательного направлений программы.
Оптимальный объем развития двигательных качеств - одно из условий сохранения и укрепления здоровья детей 5-7 лет. Уровень физической подготовленности принято определять в основном по степени развития мышечной силы, быстроты и выносливости. Однако различных сторон двигательных качеств детей 5-7 лет деятельности гораздо больше и их в равной мере следует принимать во внимание. Выявление базовых двигательных координации в совокупности с физическими качествами способствует решению важных задач по совершенствованию двигательных качеств.
Базовыми двигательными качествами детей являются: ловкость, меткость, точность, подвижность, равновесие, ритмичность, быстрота реакции. В данной работе показано их значение, раскрываются содержание, методика стимулируемого развития, критерии оценки двигательных качеств.
В методике их формирования большое внимание уделяется характеристике доступных средств, предусматриваются задания, стимулирующие самостоятельную деятельность детей. Для этого в данной работе проанализированы методики по подбору и использованию новых вариантов двигательных заданий в зависимости от задач и конкретных условий занятий.
В методике формирования двигательных качеств большое внимание уделяется также упражнениям для оценки исходного уровня двигательных качеств детей 5-7 лет, раскрывается методика их целенаправленного развития и совершенствования с учетов особенностей каждой возрастной группы на основе анализа программы по физическому воспитанию детей 5-7 лет.
Объектом исследования в данной работе является процесс развитие и формирования двигательных качеств.
Предметом исследования в данной работе является методика стандартной программы для развития двигательных качеств.
Целью данной работы является совершенствование методики развития двигательных качеств, двигательных способностей.
Научная новизна данного исследования является тот факт, что при правильном подборе упражнений и с учётом индивидуальных особенностей ребёнка
выявляются положительные результаты при развитии двигательных качеств детей 5-7 лет.
Достижение поставленной цели обусловило решение следующих задач исследования:
1. Проанализировать состояние проблемы в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить уровень развития физических качеств старших дошкольников и их физической подготовленности.
3. Разработать методику развития физических качеств старших дошкольников, основанную на использовании подвижных игр.
Оценить эффективность разработанной методики развития физических качеств старших дошкольников.
Методы исследования.
Теоретические:
- анализ педагогической литературы по теме исследования;
- интерпретация литературных источников;
- обобщение.
Эмпирические:
- наблюдение;
- тестирование;
- беседа;
- методы математической обработки данных эксперимента.
Практическая значимость исследования.
Составлен диагностический инструментарий для оценки уровня развития физических качеств старших дошкольников и их физической подготовленности.
1. Предложена система подвижных игр, направленных определенных физических качеств старших дошкольников, разработаны конспекты их проведения.
2. Разработаны методические рекомендации для педагогов ДОУ по использованию подвижных игр с целью развития физических качеств старших дошкольников.
3. Результаты экспериментального исследования дают возможность усовершенствовать процесс повышения уровня физических качеств у детей старшего дошкольного возраста и могут быть использованы в работе педагогов ДОУ.
На защиту выносится:
1. Методика развития физических качеств старших дошкольников, включающая целенаправленное применение системы подвижных игр, ориентированная на развитие определенных физических качеств;расширенный объем подвижных игр по сравнению с традиционной методикой.
2. Результаты педагогического эксперимента, подтверждающие эффективность разработанной методики.
Работа состоит из трёх глав. Для лучшего восприятия каждая глава разбивается на отдельные части, которые включают в себя такие вопросы как понятие и виды двигательных качеств, возможности их развития детей 5-7 лет и т.д.
Здоровье»
Охрана жизни, укрепление физического и психического здоровья детей. Подвижные игры с дыхательными упражнениями («Лётчик и самолёты», «Пузырь», «Снежинки и ветерок», «Сугробы»).
Познание»
Развитие двигательной активности как способа усвоения ребенком предметных действий, активизация мышления детей, усвоение нового материала, закрепление знаний об окружающем мире через подвижные игры и упражнения.
«Найди свой цветок», «День-ночь», «Кто попадет», «Всё дальше и выше», «На птичьем дворе», «Солнышко и дождик». Комплексы упражнений с речевым сопровождением («Дружная семья», «Разноцветные мячи», «Пришла снежная зима»). Подвижно-дидактические игры на прогулке («Найди дерево», «Ребята и зверята», «С горки на горку»).
Музыка»
Развитие музыкально-ритмической деятельности на основе физических качеств и основных движений детей. Подвижные игры-песенки для детей из авторской методики Сергея и Екатерины Железновых («Мышь и часы», «Обезьянки», «Вот левая, вот правая», «Тук-ток-туки-ток», «У жирафа»). Игры-пляски с предметами («Пляска с платочками», «Танец с флажками», «Танец с лентами», «Танец с погремушками»). Игры-пляски («Мы в кружочек встали», «Дождик», «Снежок», «Ножки и ладошки»).
Социализация»
Приобщение к ценностям физической культуры, формирование первичных ценностных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной активности, воспитание элементарной дисциплинированности.
Подвижные игры-песенки для детей из авторской методики Сергея и Екатерины Железновых («Топ-топ, хлоп-хлоп», «Где же ручки», «Мишка пляшет», «Каблучок»). «Лохматый пёс», «Гуси, гуси», «Кот и мыши», «Санки», «За грибами». Комплекс упражнений «Дружная семья», «Очень маму я люблю», «На скамеечке с друзьями»).
Коммуникация»
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми, вкуса и интереса к художественному слову, речевой активности, обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи при выполнении подвижных игр и игровых упражнений. «Карусели», «У медведя во бору», «Вышла курочка-хохлатка», «Поезд», «Три медведя шли домой», «Буратино потянулся», «Часы», «Да-да-да! ».
Труд»
Накопление опыта двигательной активности при овладении детьми навыков по уходу за физкультурным инвентарем. «Саша шёл, шёл, шёл», «У медведя во бору»,
Безопасность»
Формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, прыжках, лазании, подбрасывании и перебрасывании мяча разными способами, ходьбе и беге, при пользовании спортивным инвентарем.
Подвижные игры с бегом («Догоните меня!», «Птички летают»). С прыжками («Через ручеек», «Поймай комара»). С подлезанием и лазаньем («Проползти в воротца», «Мыши в кладовой»). С бросанием и ловлей («Кто бросит дальше мешочек») [12, c. 32].
Ориентировку в пространстве («Найди свое место»).
Таким образом, интеграция образовательных областей позволяет расширить познавательный материал, даёт возможность сочетать различные виды деятельности, направленные на обогащение знаний, умений и навыков детей, развивает их творческие способности, способствуют накоплению и обогащению двигательного опыта детей.
Согласно принципу интеграции, двигательную деятельность детей младшего дошкольного возраста осуществляю не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений, развлечений и НОД, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки с речевым сопровождением, подвижно-дидактические игры, игры-пляски с предметами, подвижные игры с элементами развития речи, музыкально-ритмические игры, подвижные игры с дыхательными упражнениями, игры с атрибутами, игровую дыхательную гимнастику, игровые упражнения, игры-пляски, подвижно-дидактические игры на прогулке.
В целях повышения интереса и желания детей заниматься двигательной деятельностью, улучшения осанки, совершенствования координация движений, повышения жизненного тонуса, создания у малышей бодрого, радостного настроения, благоприятно влияющего на состоянии организма в целом, использую авторскую методику Сергея и Екатерины Железновых. Эта методика интересна тем, что включает в себя музыкальное сопровождение, что способствует развитию музыкального слуха, чувства ритма, восприятию музыки.
При проведении подвижных игр и игровых упражнений с детьми, использую различные атрибуты (шапочки, ленточки, флажки, платочки, медальоны, мячи, обручи, кегли, палочки, мешочки с песком, погремушки, таким образом, стимулирую активный интерес малышей к двигательной деятельности.
На прогулках с детьми провожу разнообразные подвижные игры и игровые упражнения, например, «У медведя в бору», «Зайка беленький сидит», «Пузырь», «Солнышко и дождик», которые способствуют оздоровлению детей, а также активизируют творческую деятельность, самостоятельность, способствуют проявлению раскованности, свободы, формируют умение действовать в коллективе, учат согласовывать свои действия с действиями педагога и других детей, вселяют уверенность в собственных силах, вырабатывают смелость и выдержку.
Дети с большим желанием стали играть в игры с речевым и музыкальным сопровождением, атрибутами, проявляют яркие эмоции, стараются выполнять правила, адекватно вести себя и, конечно, ищут любые возможности, чтобы перенести усвоенные игровые умения и навыки в самостоятельную деятельность. Умение дошкольника самостоятельно организовать знакомую игру и выполнять различные игровые упражнения - показатель высокого уровня развития ребёнка.
Полное удовлетворение потребности в движении особенно важно в младшем дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Двигательные навыки, полученные в детстве, облегчат знакомство с внешним миром, помогут как в игре, так и в жизни. Потому, работая в группах с младшими дошкольниками, ставлю перед собой задачу: «Развивать и обогащать двигательную активность детей младшего дошкольного возраста с учётом интеграции образовательных областей».
Для детей старшего дошкольного возраста характерна высокая потребность в двигательной деятельности. Двигательная активность в этом возрасте становится все более целенаправленной, в значительной мере зависимой от эмоционального состояния детей и от мотивов, которыми они руководствуются в своей деятельности. Самостоятельность, уверенность в себе, чувство удовлетворения являются хорошими стимулами для целенаправленной двигательной деятельности старших дошкольников.
В этом возрасте детям доступно овладение сложными видами движений и способами их выполнения, а также совершенствование некоторых элементов техники выполнения. Они способны достичь сравнительно высоких результатов в выполнении движений, совершая их в различном темпе, с разной амплитудой, проявляя значительные скоростно-силовые качества и выносливость [13, c. 85].
На основе совершенствования всех видов движений и развития физических качеств происходит качественное преобразование моторной сферы. На шестом году жизни детям доступно произвольное регулирование двигательных движений, для них все большее значение приобретает стремление достичь положительного результата, появляется осознанное отношение к выбору способов и качеству выполнения движений.
Дети 5-7 лет способны получать удовлетворение в результате успешного достижения цели и преодоления трудностей. Им свойственен широкий круг специальных знаний, умение анализировать свои действия, изменять и перестраивать их в зависимости от ситуации и получаемого результата. Все это содействует активизации двигательных качеств детей, проявлению инициативы, волевых качеств, способствует развитию интереса к занятиям по физической культуре.
Потребность детей старшего дошкольного возраста в двигательной деятельности достаточно высока, но не всегда она реализуется на должном уровне. Все больше ограничивается самостоятельная двигательная активность детей как в семье, так и в детском саду - увеличивается продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз, дети все больше времени проводят за компьютерными играми, конструированием, просмотром телепередач и т.д.
По данным констатирующего исследования, средний объем двигательный движений детей за время пребывания в дошкольном учреждении у мальчиков 5 лет составил 12 650 движений, девочек - 11 080 движений; мальчиков 6 лет - 13 800 движений, девочек - 13 200; у детей 7 лет соответственно 14 250 и 13 600 движений.
Выявленные показатели примерно совпадают с данными других исследований. Однако конкретные величины этих показателей могут быть иными, так как двигательная активность определяется не столько биологической потребностью ребенка в движении, сколько факторами социального характера: организацией педагогического процесса, условиями внешней среды, воспитанием и обучением.
Исследованием выявлены значительные различия в индивидуальных показателях двигательных качеств детей 5-7 лет вовремя самостоятельной двигательной деятельности на утренней прогулке в разное время года. Так, у детей 6 лет диапазон индивидуальных показателей объема двигательной деятельности 1800 до 4500 движений, 7 лет - от 2000 до 5800 движений.
Движения детей 6 лет становится более осознанными и разнообразными. По мере овладения двигательными навыками и умениями у шестилеток проявляется значительный интерес к спортивным играм и упражнениям. Овладевая новыми навыками и закрепляя старые, дети начинают активно применять их в своей самостоятельной деятельности. Мальчики и девочки берут на себя разные роли и в соответствии с сюжетами используют свой достаточно богатый двигательный опыт [14, c. 163].
Педагогические наблюдения показали, что в 6-летнем возрасте стирается резкая грань в содержании самостоятельной деятельности мальчиков и девочек, ярко выраженная у пятилетних детей. Шестилетки самостоятельно объединяются небольшими группами и вместе выполняют те или иные упражнения, такие как бросание мяча в кольцо, ходьба по бревну, прыжки через веревку и другие. В этих упражнениях участвуют как мальчики, так и девочки. Средний объем двигательных движений мальчиков 6 лет в самостоятельной деятельности составляет 2500 движений, девочек - 2210 движений.
У детей семилетнего возраста, обладающих более высокими двигательными возможностями по сравнению с предыдущей возрастной группой, показатели ДА увеличиваются за счет обогащения самостоятельной деятельности разнообразными играми и физическими упражнениями. Как у мальчиков, так и у девочек проявляется достаточно устойчивый интерес к одним и тем же спортивным играм, и упражнениям. В зимнее время года большим успехом у них пользуются такие спортивные упражнения, как катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах.
В теплое время года дети любят игры с мячом, обручем, со скакалкой. В этом возрасте у детей появляется самоконтроль и самооценка своих движений при выполнении тех или иных упражнений. Дети 7 лет часто самостоятельно упражняются в движениях, многократно повторяя упражнения, стремятся добиться хорошего результата. Можно нередко видеть, как девочки учат мальчиков прыгать через скакалку разными способами, а мальчики обучают девочек езде на велосипеде. Средний объем двигательной активности мальчиков и девочек 7 лет в самостоятельной деятельности составляет 3275 и 3040 движений соответственно [15, c. 90].
ВЫВОДЫ
В заключении исследования, можно сделать вывод, что цель работы достигнута, а гипотеза подтверждена.
Проблема развития физических качеств дошкольников как основа физической подготовленности решалась посредством следующих задач исследования:
1. Дана характеристика физическим качествам;
2. Рассмотрены двигательные навыки и возрастные анатомо - физиологические особенности развития детей дошкольного возраста;
3. Выявлены физическое развитие и физическая подготовленность в системе физического воспитания;
4. Проведена диагностика экспериментальной работы по физическим качествам дошкольников в процессе физической подготовленности;
5. Проанализированы и обработаны данные экспериментальной работы.
Изложенные понятия дают общее представление о физической подготовленности, воспитании, его особенностях, социальных функциях и взаимосвязях с другими явлениями. Совокупность этих понятий в первую очередь характеризует физическое воспитание как общественно-педагогическое явление. Являясь неотъемлемым компонентом воспитания в широком смысле слова, физическое воспитание играет существенную роль в реализации как общепедагогических, так и специфических образовательно-воспитательных задач, продиктованных потребностями общества в целесообразном воздействии на развитие человека, необходимостью подготовки его к трудовой и другим общественно значимым видам деятельности. Специфическое содержание физического воспитания составляют физическое образование и воспитание физических качеств человека.
Первое осуществляется путем обучения и связано преимущественно с формированием двигательных умений, навыков и специальных знаний; второе направлено на развитие жизненно важных свойств человеческого организма, относящихся к физическим качествам человека, которые лежат в основе его двигательных способностей (силовых, скоростных, выносливости, и т. д.) и определяют в комплексе общий уровень физический работоспособности.
В процессе смены поколений через физическое воспитание происходит передача накапливаемого человечеством рационального опыта использования двигательных возможностей, какими потенциально обладает человек, и обеспечивается в той или иной мере направленное физическое развитие людей.
Общим прикладным результатом физического воспитания, если рассматривать его относительно трудовой и других видов практической деятельности людей, является физическая подготовленность, воплощенная в повышенной работоспособности, двигательных умениях и навыках. В этом отношении физическое воспитание можно определить как процесс физической подготовки человека к полноценной жизнедеятельности.
Физическое воспитание дошкольников играет большую педагогическую роль. Оно воспитывает в дошкольнике здоровый дух, помогает ему в дальнейшем, добиться успехов, быть физически подготовленным к трудностям. Физически воспитанные дошкольники становятся здоровыми людьми и полноценными гражданами в обществе.
В процессе физического воспитания нельзя утратить прогрессивную, гуманистическую, личностную направленность физического воспитания. Проблемы физического воспитания должны занять подобающее место в Государственной программе по воспитанию молодежи. Должна произойти корректировка проблем физического воспитания и путей его реализации. Этот процесс должен быть перманентным, приводящим к действенным практическим шагам, способствующим повышению качества жизни и оздоровления детей.
В ходе изучения средств и методов развития физических качеств путем анализа литературных источников, мы выделили для себя один из наиболее доступных и на наш взгляд предположительно наиболее эффективный метод развития физических качеств в процессе физической подготовленности. В данном методе можно использовать различные средства, такие как сюжетные упражнения, игры, беговые упражнения и т.д.
В экспериментальной методике основной упор делается на применение метода развития физических качеств посредством физических упражнений для дошкольного возраста.
В процессе физического образования и воспитания, как неотъемлемой составляющей всестороннего развития личности дошкольника, необходимо создать такие условия для его развития, в которых его физические и духовные возможности раскроются во всей полноте. Особое внимание уделять возможностям ощущения детьми радости от активного участия в различных формах занятий физической культурой и спортом.
Обучение детей 5-7 лет двигательным качествам - важная составная часть процесса физического воспитания. Воспитатель может добиться решения различных задач, к основным из которых можно отнести реализацию основных потребностей детей (в самоутверждении, общении), воспитание некоторых черт характера, воли и др., воспитание положительной мотивации к развитию двигательных качеств. Построение учебно-воспитательного процесса развитию двигательных качеств детей 5-7 лет методом подвижных игр и может варьироваться с учетом насущных задач, стоящих перед воспитателем по физической культуре, с учетом физической подготовленности детей, индивидуальных особенностей и склонностей.
При развитии двигательных качеств необходимо основываться на потребностях детей, которые адекватны их возрасту: самоутверждение, расширение круга общения, выработка волевых черт характера.
Чтобы успешно обучить детей двигательным качествам воспитатель должен учитывать определенные соотношения, которые существуют между образами в сознании и определенными действиями. Например, образ красивого спортивного костюма вызывает желание выполнить какие-либо упражнения; образ сильного человека может вызвать стремление подражать ему в занятиях силовыми упражнениями и т. п. Однако связь между мысленным образом и стремлением выполнять какое-либо действие, может быть не только положительной, но и отрицательной. Например, если ребёнок мысленно представляет себе ситуацию, когда учитель незаслуженно отчитал его за плохо выполненное упражнение или плохой результат, то переживание обиды может стать сигналом к прекращению занятий развитию двигательных качеств. При обучении детей развитию двигательным качествам важно формулировать понятную им цель, соответствующую потребностям детей этого возраста. Как уже указывалось, основными потребностями в данный период являются потребности в самоутверждении, расширении круга общения и выработке черт характера волевой направленности (смелость, упорство, настойчивость в преодолении трудностей и т. п.).
Большую педагогическую ценность для формирования сознательного отношения к развитию двигательных качеств имеют посещения с детьми спортивных соревнований. Красочная обстановка, приподнятое настроение участников и зрителей, отточенные движения спортсменов и спортивная борьба являются сильными эмоциональными факторами, способствующими приобщению детей к занятиям развитию двигательных качеств. Для стимуляции спортивной деятельности детей можно использовать встречи со спортсменами, достигшими высоких показателей.
Таким образом, можно сказать, что сюжетные игры-упражнения являются важным видом деятельности в развитии физических качеств у детей дошкольных групп.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адашкявичене Э. И. Баскетбол для дошкольников. М.: Просвещение, 2004.
2. Адашкявичене Э. И. Спортивные игры и упражнения в детском саду. М.: Просвещение, 2005.
3. Бальсевич В.К., Болыценков В-Г, Седов К.М. Концепция физического воспитания с оздоровительной направленностью учащихся начальных классов общеобразовательных школ //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2003. - №2.- С.13-18.
4. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 4. С. 2 - 7.
5. Бернштейн Н. А. О построении движений. - М,: Медицина, 2006. - 255 с.
6. Боген М.М. Физическое совершенство как основное понятие теории физической культуры // Теория и практика физической культуры - 2005. - №5. - С. 18-21.
7. Бондаревский Е.Я. Возрастные особенности развития функций равновесия у детей дошкольного возраста. М., Просвещение 2004 г.
8. Бондаревский Е.Я., Кадетова А.В. О дошкольных программах по физической культуре // Физическая культура в школе. - 2006.
9. Буцинская П. П. Планирование основных движений на физкультурных занятиях // Педагогическая практика студентов по курсу «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста». М.: Просвещение, 1984.
10. Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость. М.: Просвещение,2005.
11. Волков В.М. К проблеме предпосылок развития двигательных способностей // Теория и практика физической культуры. - 2004.
12. Глазырина Л.Д. Физическое культура – дошкольникам // Программа и программные требования. М.: 2008.
13. Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А., Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М., 2007.
14. Голомазов С.В, Точность движений. - М.: ГЦОЛИФК, 2004. - 43 с.
15. Гужаловский А. А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: Автореф. дис. докт. пед. наук. - М., 1979. - 46 с.
16. Дьячков В.М. Ведущие параметры, фазы и элементы координации, и их отражение в ритме двигательного акта // Сб. науч. тр. ВНИИФК. " М. - 1972. - С. 77-131.
17. Зациорский В.М., Сергиенко Л.П- Влияние наследственности и среды на развитие двигательных качеств человека // Теория и практика физической культуры. - 2006, -№6. - С. 22-29.
18. Ильин Б.П. Ловкость - миф или реальность? // Теория и практика физической культуры, 2007, № 3- - С. 51-53-
19. Кирпичев В.И. Физиология и гигиена младшего школьника. Пособие для учителя М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009. - 144 с.
20. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в ДОУ. М.., 2008.
21. Козлов И.М. Прогрессирующая структура движений как принцип совершенствования спортивного мастерства // Принципиальные вопросы кинезиологии спорта: Сб. науч, тр, //Под ред. В.Б. Коренберга / Московский обл. гос., ин-т физ. культуры. - Малаховка, 2004 - С. 90-95.
22. Коренберг В.Б, Проблемы физических и двигательных качеств// Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 7. - С. 2 - 5-
23. Коренберг В.Б. Двигательные умения и навыки (нетрадиционные кинезиодогические представления): Сб. науч. тр. //Под ред. В.Б. Коренберга/ Московский обл. гос. ин-т физ. культуры.- Малаховка,2003. - С. 28-49-
24. Костюков В.В. Научно-технологическая концепция использования спортивных игр при организации физической деятельности людей разного возраста // Теория и практика физической культуры, - 2005. - № 11, - С. 23 -
25. Куликов Л.М. Управление спортивной тренировкой: системность, адаптация, здоровье. - М. - ФОН. - 2007. - 395 с.
26. Курганский А.В. О возникновении и координации ритмических движений // Теория и практика физической культуры, 2007. - №11. - С. 44-49-
27. Любомирский Л,Е. Управление движениями у детей и подростков. - М. - 2008.- 232 с.
28. Лях В.И. Гибкость: основы измерения и методики развития // Физическая культур; в школе, 2003, Nal. - С. 4-10 с.
29. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. - М.: Терра-Спорт, 2000. - 192 с.
30. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДО.С, 2008. - 240 с.
31. Назаренко Л.Д. Развитие двигательно-координационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков. "М.: Изд. «Теория и практика физической культуры», 2009 - 332 с.
32. Назаренко Л-Д. физиология физическою воспитания и спорта. Учебно-метод. пособие / Ульяновск. - 2007.-144 с.
33. Озолин Н.Г. Гибкость // Физкультура и спорт, 2003. - №4. - С. 20-21.
34. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика Для детей дошкольного возраста. М., 2008.
35. Попова Е.В. Диагностика баллистических скоростно-силовых координационных способностей девочек 7-17 лет: Авторсф. дис. канд. пед. наук. - СПб. - 1997- 16 с.
36. Развитие двигательных качеств дошкольников / Под ред. З.И. Кузнецовой. - М.: Просвещение, 1987. - С.153-177
37. Ратов И. П. Двигательные возможности человека. Минск, 2005. - 116 с.
38. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. М.2002
39. Семенова Л.К., Сермеев Б.В. Суставы и гибкость, Одесса, 2007.-198 с.
40. Сермеев Б.В. Спортсменам о воспитании гибкости. - М.: Физкультура и спорт, 1970.
41. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Б.А- Ашмарина. - М.: Просвещение, 2009. - 287 с.
42. Холодов Ж.К., Кузнецов В - С. Теория и методика физического воспитания и спорта.- М.: Академия. - 2008. - 480 с.
43. Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. М., 2008.
Приложение 1
Примерные конспекты дифференцированных занятий, построенных с учетом уровня двигательных качеств.
Занятие 1. (обычного типа)
1. Вводная часть.
Ходьба в колонне по одному со сменой ведущего (по сигналу воспитателя); ходьба с высоким подниманием колен, руки на поясе; ходьба на четвереньках; обычная ходьба.
По команде - остановиться, руки за голову, прогнуться 3-4 раза.
Прыжки по залу, руки произвольно; ходьба друг за другом; непрерывный бег 2-2.5 мин.
Построение в 2 колонны правым боком к гимнастическим скамейкам.
2. Основная часть.
ОРУ на гимнастических скамейках
1. И.П.: сесть верхом на скамейку, ноги согнуть, руки вниз вдоль туловища. Поднять руки в стороны, вверх, посмотреть на них – вдох. Руки в стороны, вниз – выдох. 5-6 раз.
2. И.П.: то же, руки за голову. Выпрямить руки вверх, посмотреть на них.
Поворот туловища вправо, руки в стороны ладонями вверх. Вернуться в и.п. То же в лево. 5-7 раз.
3. И.П.Сесть на скамейку, ноги вместе прямые, руками держаться за край скамейки сзади. Подтянуть ноги к груди, руками обхватить колени, голову наклонить к ногам – выдох. Вернуться в и.п.- вдох.. 6-8 раз.
4. И.П. то же, руки за голову. Наклон вперед к ногам, руками коснуться носков ног – выдох. Вернуться в и.п. – вдох 5-6 раз.
5.И.П. Встать на скамейку, ноги вместе, руки вниз. Присесть , руки отвести назад, сп<