Глава 3. Тень как хранитель границ
Мудрец говорит:
Усилия, необходимые для удержания тьмы, – напрасные усилия. Чтобы удержать тьму в узде, потребовалась бы сила, превосходящая силу всего сущего во Вселенной, ибо тьма – аспект великого всеобъемлющего космоса! Попробуй-ка удержать солнце от заката! Как ни старайся, все равно окажешься в темноте. Сопротивляясь тьме, ты невольно проникаешься ею.
И еще: прежде чем открыть лицо великой тьме собственного духа, ты должен знать все о себе. Не пытайся одурачить себя детскими сказками в изложении простаков вроде «Во тьме нет ничего такого, чего бы уже не было на свету». Нет смысла отправляться в собственную тьму неподготовленным и безоружным. Задача, состоящая в том, чтобы преодолеть темные лабиринты духа, удивительна и полна неожиданностей – но это исцеляющее, а не пугающее путешествие. Начав свой путь в страхе, ты пойдешь со сжавшимся сердцем; но тебе понадобится именно сила сердца, ибо оно есть тайное хранилище великого знания.
Тьма будет задавать много вопросов твоему сердцу, но знай: там, где есть вопросы, должны быть и ответы.
За пределами существования тени простирается неизвестное, пугающее ничто пустоты, и тень использует страх перед этим себе на пользу. Она удерживает нас в рамках удобных и хорошо известных моделей поведения, которые, по выражению Джозефа Кэмпбелла, являются «путями сообщества»1. Эти пути сообщества ведут нас ярко освещенными дорогами, хотя того, кто стремится к завершенности и силе, эти дороги приведут в никуда. Работа ведьмы или шамана в основном сфокусирована не на проблемах сообщества. Очутившись в плену сообщества, вы почувствуете, насколько трудно избавиться от этих пут даже тогда, когда ясно, что его цели не соответствуют вашим интересам.
Сила ведьмы, шамана или мистика заключена не в том, чтобы жить исключительно в пределах своего исконного поселения, постоянно повторяя известные модели жизни. Сообщество отстаивает порядок, заведенный человеком. В племенных культурах шаманы и ведьмы выходят за рамки границ, установленных другими для удовлетворения собственных духовных потребностей, чтобы ничто не мешало их путешествию к силе.
Безусловно, это не значит, что наилучшим способом жизни в сообществе является отсутствие всякого порядка. Однако шаман – это именно тот человек, который сознательно исследует навязанные другими границы и нередко выходит за пределы этих границ, чтобы возвратиться с новой информацией. Разница между шаманом и юродивым в том, что шаман может вернуться из своего путешествия за пределы культурных ограничений и возобновить выполнение своих функциональных обязанностей в рамках данного сообщества. Шаман или ведьма очень гибки в том смысле; они способны перемещаться «между мирами» установленного человеком порядка и порядка космического. Юродивый также исследует границы приемлемого в культуре, но он делает это бессознательно и не способен вернуться обратно по собственной воле.
В любой сказке или мифе, созданных где бы то ни было, герой или героиня вначале выступают членами такого «сообщества»; однако затем они отправляются в мир непознанного, преступая установленные рамки. В начале сказки главные персонажи, как правило, действуют в пределах ограничений, условностей и законов того или иного селения (либо королевства). Этим символично передается идея существования в основном в обыкновенном мирке, созданном усилиями общества, нередко действующего без внимания к духовным проблемам. Именно здесь обыкновенно и начинаются проблемы (завязка): то пропадет золотой мяч, то каждую ночь начнут исчезать принцессы, то корова перестанет давать молоко и приходится продавать ее за бобы и т. д.
Как только на горизонте появляется проблема, перед героем (героиней) возникает необходимость лично столкнуться с периодом перехода, когда необходимо преодолеть существующие заграждения. Собственно, заграждением является «пограничная полоса» между познанным и тем, что еще не познано. Сложности или проблемы, толкающие смельчака на встречу с силами непознанного, и есть проявления тени2.
Безусловно, все встречающиеся в сказках символы применимы к нам. Эти встречи воплощают вторую фазу работы с маской тени. Когда мы осмеливаемся выйти за рамки познанного и приблизиться к непознанному – к крепостным стенам, – то всегда обнаруживаем, что наша тень охраняет ворота, открывающие путь к тому, что за пределами, – к любой силе, которую мы хотели бы найти за этими воротами родного поселения. Именно тень оказывается тем стражником, «привратником», который удерживает нас Она задает нам загадки сфинкса; она рассказывает нам, что там, за пределами, лежит то, что не имеет ответа. Она нашептывает нам на ухо все страхи иволнения, которые преследуют нас в течение всей нашей жизни. В этом своем аспекте тень заставляет нас сомневаться в себе. Несмотря на то что подобная перспектива может показаться несколько устрашающей, именно этот аспект вашей тени зачинает процесс обретения целостности, сплетения воедино ваших светлых и темных качеств.
Итак, перед вами сказка о вопрошении тени-охранительницы оплота.
Сказка о Рыжем Эттине
Давным-давно жили два брата. Жили они в далекой стране вместе со своей матерью. Пришло время старшему брату избрать себе путь в жизни. Прежде чем покинуть родной кров, он дал младшему брату волшебный нож и сказал: если лезвие ножа будет оставаться блестящим, значит, со старшим братом все в порядке; а если лезвие покроется ржавчиной, значит, старший брат в беде. И младший брат с благодарностью принял этот дар.
А старший брат попрощался со своей матушкой и отправился искать счастья. Однажды набрел он на старого пастуха. Отважный юноша опросил пастуха, кому принадлежат овцы, которых тот пасет, и пастух ответил, что владеет стадом страшное чудище, имя которому – Рыжий Эттин Ирландский. Еще пастух посоветовал парню остерегаться диких зверей, с которыми ему обязательно доведется встретиться на пути.
Юноша продолжил свой путь, вскоре он наткнулся на множество ужасных животных, каждое из них было с двумя головами и четырьмя рогами. Страх охватил юного путешественника, и тот решил спрятаться в укрытии, надеясь при первой же удобной возможности побыстрее убежать от чудищ. Наконец юноша улучил мгновение и с облегчением припустил оттуда подальше. Через некоторое время он увидел небольшой холм с замком на вершине. Подойдя к замку, путник заметил сидевшую у стены старуху. Обессилев после долгого пути, он спросил у старухи, можно ли ему заночевать в замке. «Отчего же нельзя? Можно, – ответила старуха, – да только замок этот принадлежит Рыжему Эттину – трехголовому страшилищу, не щадящему никого на своем пути». Это юноше не понравилось; но не меньше Эттина он боялся и тех чудовищ, что рыскали вокруг замка. Тогда он попросил старуху спрятать его получше и не говорить Рыжему Эттину о его присутствии.
Вскоре Эттин вернулся домой и учуял запах пришельца. В ярости Эттин принялся рыскать по всем комнатам замка, пока наконец не нашел юношу. Чудовище выволокло молодого странника из укрытия и прорычало: «Ты сохранишь свою жизнь, если отгадаешь три моих загадки!» Итак, первая голова спросила: «Какой предмет не имеет конца?» Но юноша не знал, что ответить. Тогда заговорила вторая голова: «Чем уже, тем опаснее – что это такое?» И снова парень промолчал. Наконец, настал черед третьей головы: «Что такое: мертвое, но живых везет?» И на этот вопрос юноша не ответил. Тогда Эттин взял деревянный молоток, ударил молодца по голове и превратил в каменную колонну.
А младший брат в тот день вернулся домой и видит: волшебный нож, подаренный старшим братом, покрылся ржавчиной. И понял младший брат, что старший брат в беде. Тогда он поскорее попрощался с матушкой и отправился на поиски старшего брата.
Встретилась ему на дороге старушка. Она попросила младшего брата поделиться с ней куском хлеба, что был у того в котомке. Он разделил со старухой ту малость, что имел, – и тут старуха превратилась в фею, сотканную из света! Преобразившаяся волшебница сказала юноше, что в награду за его доброту она подарит ему волшебный жезл, который поможет ему, если юноша будет использовать его только на добрые дела. Потом фея поведала младшему брату многое из того, что ожидало его в будущем, посоветовала, как ему надлежит поступить в том или ином случае, – и растаяла в воздухе.
Юноша продолжил свой путь. Подобно своему старшему брату, он также набрел на старого пастуха, который рассказал ему, что пасет стадо, принадлежащее жуткому чудовищу по имени Рыжий Эттин Ирландский. Как и старший брат, младший пошел по той же тропе, что привела его к ужасным зверям, рыскавшим неподалеку от замка Рыжего Эттина. Однако младший брат не испугался; вместо того чтобы прятаться, он смело прошел сквозь стадо кошмарных чудовищ.
Вскоре младший брат добрался до замка. Он постучал в ворота, и его пригласили войти. Внутри замка оказалась старуха, которая попыталась предупредить юношу о Рыжем Эттине, рассказав о судьбе, которая постигла старшего брата. Но это не остановило юношу, он твердо решил не сворачивать с избранного пути.
Вскоре Эттин вернулся домой. Он смерил юношу презрительным взглядом и снова предложил ему отгадать три загадки, чтобы спасти свою жизнь. И вот первая голова страшилища спросила: «Какой предмет не имеет конца?» Но фея подсказала младшему брату ответы на все загадки, и он сказал Эттину: «Это плошка». Тогда спросила вторая голова: «Чем уже, тем опаснее – что это такое?» Но и здесь младший брат ответил: «Мост». Тогда третья голова спросила: «Что такое: мертвое, но живых везет?», – а юноша в ответ: «Это корабль, плывущий по морю, а внутри у него люди». Услышав все три отгадки. Рыжий Эттин понял, что пришел конец его власти. А младший брат тут же схватил топор и отсек все три головы чудовища.
Потом он отправился по замку в поисках старшего брата и нашел его, превращенного в каменную колонну.
Младший брат вынул волшебный жезл, коснулся им колонны, и старший брат стал таким, как прежде. Взял младший брат несметные сокровища, что хранились в замке Рыжего Эттина, и вместе со старшим вернулся домой. И жили они долго и счастливо.3
Использование сказки "Рыжий Эттин"
История о Рыжем Эттине живописует встречу с тенью, которая охраняет оплот условностей, что вполне сходно с ролью инициатора. В духовных традициях инициацией называют поворотный пункт в духовном путешествии индивидуума. Эта точка перехода, как правило, включает в себя символические смерть и возрождение – точно так же, как преодоление оплота условностей предусматривает оставление одной сферы и проникновение в другую.
В сказке тень задает три вопроса (три загадки), которые, на первый взгляд, разгадать невозможно. Такой символизм говорит нам о том, что тень действительно испытывает нас Ваша маска тени – ваше поведение – точно так же будет задавать вам вопросы, пытаясь этим сохранить в вас иллюзию, будто там, за чертой, ничего нет. Она хочет, чтобы вы думали, будто вы не сможете прожить без нее. Она стремится озадачить вас настолько, чтобы вы продолжали сотрудничать с ней, оставаясь под ее властью. Она удерживает вас за воротами, скрывающими от вас то, что лежит вне культурных рамок. Она не хочет, чтобы вы выходили за пределы вашей прежней реальности, за рамки ваших прошлых поведенческих типов, за границы ваших традиций пребывания в этом мире.
Большинство масок тени обладает такой большой властью над нами, что решительное избавление от их влияния неизбежно воспринимается как нечто болезненное.
Эта роль тени как стража оплота условностей (и как того, кто выступает в роли посвящающего вас в силу) широко распространена в мировой мифологии, различных народных сказках и преданиях. К примеры, в одном из центральноафриканских племен рассказывают о видении, которое называют Чируви. В сказке этого племени говорится, что, встречая где-нибудь на равнине путника, Чируви предлагает ему помериться силами. Если путник оказывается сильнее, Чируви умоляет его: «Не убивай меня. Я покажу тебе взамен множество целебных трав». При этом путник становится человеком силы. Но если победа оказывается за Чируви, путник погибает4. Таким образом, тень дает нам только двоякий выбор: либо стать ее рабом, что в посвященном Чируви фольклоре символично представлено в виде физического «устранения», либо ответить на брошенный тенью вызов – и изменить себя.
Сказка о Рыжем Эттине недвусмысленно повторяет ту же идею о двух путях, которые можно избрать после того, как тень призвала вас к инициации. Первый путь заключается в отсутствии ответа – по сути, в признании отсутствия власти над тенью. В сказке этот путь избрал старший брат, который не смог ответить на три вопроса, заданные ему Эттиным. Результат такого пути – паралич, неспособность эффективно идти по жизни. Другими словами, человек становится рабом тени. Воплощением этого принципа и стал старший брат, превращенный в каменную колонну. Если вы не способны ответить тени, если вы не в состоянии ответить на брошенный вам вызов инициации, тогда вы подпадаете под чары Рыжего Эттина, а ваше сознание становится таким же негибким, как каменный столб.
Второй путь, продемонстрированный младшим братом, заключается в том, чтобы принять брошенный тенью-стражницей вызов инициации и ответить на каверзные вопросы. Однако как же узнать ответы? Их дает нам нечто, называемое в сказке «феей».
Но кто эта сказочная «фея», которая готовит нас к смелому выходу на поединок? Чтобы лучше понять символическое значение образа феи, нам придется снова обратиться к изучению символики, сновидений и мифов, которые все зарождаются в одной и той же зоне психики – в бессознательном5. Толкователи сновидений и юнгианские фольклористы высказывают предположение, что один из способов толкования сна либо прочтения сказки заключается в трактовании каждого элемента как части спящего или читающего6. С этой точки зрения можно сказать, что два юноши из сказки – это ваши собственные аспекты.
Но если это так, значит, и Рыжий Эттин, и сказочная фея также принадлежат вашему сознанию. Фея – это аспект, который вы в состоянии обрести перед лицом тени, которая в данном случае выступает в роли вашего личного Эттина. Аспект феи – это ваша врожденная мудрость. Фея символически представляет ваше светлое сознание, ваше благотворное, утверждающее, конструктивное начало, вашу прирожденную мудрость7. Задаваемые тенью вопросы могут казаться не имеющими ответа; однако в действительности ответы на них вы уже давно знаете. Бессознательное содержит ваши светлые и темные качества, причем у вас есть доступ и к тем, и к другим на протяжении всего жизненного путешествия. Чтобы ответить : на вопросы вашей темной сущности, вам нужно призвать на помощь мудрость вашей светлой сущности – и тогда вы сможете преодолеть охраняемый тенью оплот инициации. Хорошо подготовленный персонажем, представленным в » сказке в виде феи, младший брат смог преодолеть испытания тени (в данном случае, Эттина), уничтожив ее власть над собой. Секрет прохождения инициации тени состоит в том, чтобы обрести доступ к вашей внутренней мудрости.
Есть один аспект тени-инициатора, о котором вы должны знать, прежде чем приступить к подготовительному путешествию: тень обладает аспектом самораскрытия. Хотя задача прохождения через врата тени может казаться невыполнимой, не стоит забывать, что ваш путь никогда не закрыт полностью. Тень подвергает вас испытанию, чтобы показать вам свою собственную слабость, и в этой слабости скрывается то самое «игольное ушко», через которое вы можете проникнуть. В практическом смысле это означает, что как только вы ответите на брошенный тенью вызов, отыскав ответы на внешне «безнадежные» вопросы, тем самым вы лишите тень ее власти над вами. Более того: предлагая пройти испытание, тень демонстрирует вам, что она может быть побеждена; таким вот окольным путем она предлагает себя вам. Раскрывая вам свою слабость, она намекает, что вы в состоянии стать ее хозяином.
Самораскрывающий аспект тени присутствует в некоторых обрядах инициации, существующих в различных странах мира. Например, в обрядах инициации у племен арунта, живущих в глубине австралийского материка, готовящуюся к инициации молодежь долгое время держат в заточении, причем кормят молодых кровью инициаторов8. Такой ритуал употребления крови очень распространен у аборигенных племен; он служит иллюстрацией идеи о том, что тень способна действительно быть источником духовного роста, если новичок способен ассимилировать ее присутствие в процессе обряда инициации.
Обряды инициации в некоторых традициях Викки иллюстрируют несколько иное проявление принципа тени (инициатора) в роли кормильца9. Так, в некоторых традициях существует церемония, называемая «передачей силы». В определенный период развития посвящаемого в Викку, когда он готов принять на себя большую ответственность и стать полноправным старейшиной, инициатор волевым движением передает свою силу новопосвященному10. Инициатор собственными руками питает дух посвящаемого, и таким образом, подобно обрядам аборигенов Австралии, молодой жрец (жрица) Викки переходит от наивной неопытности юности к мудрости, символизирующей зрелость.
Эттин, инициатор, или тень желают не столько пожрать вас, сколько исцелить и питать. Сказка о Рыжем Эттине несет в себе подсказку, которая призвана помочь вам выдержать питающую инициацию тени. После того как второй брат овладевает мудростью, символично представленной в образе старой нищенки-феи, он обретает способность ответить на вызов инициации. Именно фея подсказывает младшему брату, как успешно ответить на инициирующие вопросы Эттина и тем самым преодолеть заграждение оплота, получив в конце «вознаграждение». По сути, это тот же самый аспект вашего сознания, который будет направлять вас во время теневой инициации.