Людмила Петрушевская. МУЖСКАЯ ЗОНА
Кабаре
Действующие лица
Надсмотрщик
Ленин
Гитлер
Бетховен
Эйнштейн
Действие происходит в античном театре.
Надсмотрщик (сидит за столиком как режиссер). Так. Как всем нам тут уже известно, пьесы Шекспира написала одна графиня, кличка "Голубка". Ну и Бог с ней. Играем наш мужской вариант. Начинаем. Где у меня Ромео, где Джульетта?
Гитлер. Я... Джульетта.
Надсмотрщик. Был же Бетховен.
Гитлер. Он же не слышит ни кляпа. Глухой.
Надсмотрщик. Бетховен!
Ленин толкает Бетховена.
Бетховен. Я! (Вдевает слуховой аппарат.)
Надсмотрщик. Ты Джульетта.
Бетховен. Я лес. Нет, я луна.
Надсмотрщик. А кто Гитлера назначил?
Гитлер. Вы сами вчера.
Надсмотрщик (читает список). Ничего подобного.
Ленин. Было, было.
Надсмотрщик. Я пока не с ума соскочил. Гитлер не может быть Джульеттой.
Гитлер (складывая ручки, женским голосом). Могу! Ромео! Поди сюда!
Надсмотрщик. Ромео... Ромео у нас Эйнштейн. А ты, Гитлер... Ты будешь у нас кормилицей. Так. Джульетта Бетховен. Так. Репетируем с цифры пять, Джульетта с кормилицей.
Бетховен (беспокойно). Что он сказал?
Ленин. Джульетта с кормилицей.
Бетховен. А роль?
Л е н и н. А ты не выучил?
Бетховен. Ась?
Ленин. Глухой, что ли? Как глухой оборотень сидит.
Надсмотрщик. С пятой цифры.
Бетховен. А.
Гитлер. Что-то я, Джульетта, беспокоюсь.
Бетховен. А что?
Гитлер. Мне не нравится твое состояние.
Бетховен. А что?
Гитлер. Я сдаю в стирку твои простыни...
Бетховен. И что?
Гитлер. И уже два месяца они чистые.
Бетховен. Ну и что?
Гитлер. Я не поверю ни за что, что ты стала такая аккуратная девица.
Бетховен (беспокойно). И что дальше?
Гитлер. Раньше одну неделю в месяц я меняла тебе простыни каждый день.
Бетховен. А в чем дело?
Гитлер. Я знаю тебя, ты сильная по своей натуре, у тебя происходят обильные месячные, ты вся заливаешься по ночам...
Бетховен. И что теперь?
Гитлер. А теперь уже два месяца все чисто.
Бетховен. И что из этого?
Гитлер. Надо выйти замуж как можно скорее, сегодня или завтра.
Бетховен. Зачем?
Гитлер. Семимесячные, видишь ли, рождаются крепкие, но уже шестимесячные... шестимесячные выживают плохо, это может вызвать ажиотаж, если шестимесячный родится четыре кило весом. Надо выйти замуж сегодня.
Бетховен (искренне). Почему это?
Гитлер. Тогда хотя бы твой ребенок родится через семь месяцев.
Бетховен. Кто сказал?
Гитлер. Господи, она совершенно невинна! Ничего не понимает, что с ней.
Бетховен (угрюмо). Что бормочет, не знает. (Трясет слуховой аппарат.) Але.
Гитлер. Так. Сегодня бал, сегодня приведешь прямо сюда отца этого ребенка.
Бетховен. Я слушаю, але. Я не могу отца ребенка привести сюда, але.
Гитлер. Могла с ним переспать, теперь выйди за него.
Бетховен. Нет.
Гитлер. Ну не упрямься.
Б е т х о в е н. Я не могу, але.
Гитлер. Ну почему?
Бетховен. Нас никто не обвенчает.
Гитлер. Я договорюсь с братом Лоренцо, по-моему, я с ним спала.
Бетховен. Нет! Нет, але.
Гитлер. Ав чем дело, але?
Бетховен. Так. (Смотрит в сторону, бьет носком об пол. Стесняется.)
Г и т л е р. А кто он? Кто отец?
Бетховен. А?
Гитлер. Але!
Бетховен. Отца не выдам, але.
Гитлер. Повторите, плохо слышно. Перезвоните.
Бетховен. Как слышите, прием. Я Ромашка!
Гитлер. Ромашка, вас слышу хорошо. Диктую по буквам, к-т-о о-т-е-ц! Ольга Тимур Еремей Цецилия кто?
Бетховен. Отец?
Гитлер. Константин Тимур Огульберды! Кто!
Бетховен. В. И. Ленин. Вася Ира Ленин.
Ленин. Нет.
Гитлер. Так... Я же с тебя глаз не спускала с тех пор, как ты начала путаться с братом... Это что, от него?
Ленин. Если он про вчерашнее, то я просто потрепал его по руке.
Гитлер. Это будет у тебя племянник от брата?
Бетховен. Нет. (Пинает носком пол. Стесняется.)
Гитлер. А кто?
Бетховен. Я ничего и никогда тебе про отца не скажу. Запомни. Ничего про отца, про папу ни слова.
Гитлер (ахает). Ах он сволочь! Мало что он спит со своими сыновьями, теперь и на дочь перешел! Так... Ничего себе: ты родишь от отца, тебе это будет брат, а ему внук, и сам себе этот ребенок будет дядя! Сам себе дядя.
Ленин. Но не от меня дядя.
Надсмотрщик (просыпаясь). Пятая цифра!
Бетховен. Оставь меня, кормилица, ты дура.
Гитлер. Меня несчастной сделал, а жену
толкает вообще на пакости какие...
Ах мы пропащие, але, а вообще
Какой хороший человек твой папа,
Когда он вне семьи или, але,
Когда он спит зубами к стенке.
Бетховен. Я папку люблю.
Гитлер (горячо). Его все любят, окромя Монтекки. Слушай, а за кого тебе выйти-то? Все кругом ходят обрученные с семи лет! А твой жених такая гадость!
Бетховен. Фу. Потный, жирный, от него пахнет рыбой. Засыпает сразу, и храпеть, храпеть!
Гитлер. Ая и не подумала. Придется тебе за него выходить. Он у тебя часто бывает?
Бетховен. Каждый день как на дежурство. Но я его не хочу.
Гитлер. Уж придется. Может быть, это его ребенок. .
Бетховен. Нет, я что, дурочка! Я ему не разрешаю. Обходится сам. Противный!..
Гитлер. Ну мало ли... Припишешь... Он не понимает, небось.
Бетховен. Я его больше не хочу, слышишь? Найди мне кого-нибудь.
Гитлер. Ну все, вот звуки музыки, начинается бал. Переоденься во все белое, я тебе сейчас кого-нибудь приведу.
Надсмотрщик (просыпаясь). Так. Где у нас Луна? Ленин, ты Луна?
Ленин. Я Луна. (Сворачивает рот на сторону.)
Надсмотрщик (зевая). Кто у нас Ромео? Эйнштейн!
Эйнштейн. Я. (Вытаскивает скрипку.)
Надсмотрщик. А вот этого не надо. Ты что, начнешь играть на скрипке, вас с Джульеттой сразу застукают. Танцуй пока на балу с кормилицей. Гитлер! Танцуешь с Эйнштейном. Ромео танцует с кормилицей. Джульетта вся в белом!
Гитлер и Кормилица танцуют, Бетховен тем временем переодевается во все белое, т. е. остается в кальсонах и майке. Эйнштейн с Гитлером танцуют "Кумпарситу" с резкими поворотами головы. Гитлер прячет скрипку за кулисами.
Гитлер (прижимая Эйнштейна). Такой молоденький! Первоходка, небось?
Эйнштейн (хрипло). Ты ошибаешься, тетка! Мне далеко уже не четырнадцать!
Гитлер. Пойдем ко мне?
Эйнштейн. А если меня с тобой увидят?
Гитлер. Ну и увидят, але. А я тебя зато познакомлю с Джульеттой.
Идут к Бетховену.
Бетховен. Ох! (Стоит в подштанниках, дрожа.) Гитлер. Джульетта, ты так хотела познакомиться с Ромео! Бетховен. Ох. Эйнштейн. Это... Джульетта? Г и т л е р. А кто же еще?
Эйнштейн. Я ее себе представлял не такой.
Гитлер. Что, оказалась много лучше?
Эйнштейн. Ой, я скрипку позабыл. Щас вернусь. (Поворачивается уходить.)
Гитлер. Ты, еврейская морда! Стой здесь. Скрипка вам двоим ни к чеМу сейчас.
Эйнштейн. Я больше ни секунды здесь не останусь, меня давно звали в Америку!
Гитлер. А в Освенцим не хо? А по ха не хо?
Эйнштейн. Ты дикая, некультурная женщина, я не желаю иметь с вами ничего общего, ты настоящий Гитлер в юбке!
Гитлер. Я ща приду. (Выходит крадучись.)
Бетховен. Вы что, играете на скрипке?
Эйнштейн. Да, с семи лет. Я еще не умел говорить, думали, что идиот, и решили хотя бы научить меня играть на скрипке, мало ли, можно на улице заработать... Что еще возьмешь с идиота.
Бетховен (загораясь). А меня, знаешь, учил играть... знаешь такого Сальери? Композитора такого?
Эйнштейн (осторожно). В седьмом бараке?
Бетховен (туманно). Нет, он не здесь.
Эйнштейн. Это та история с Моцартом?
Бетховен. Там много клеветы. У Моцарта всегда было плохо со стулом.
Эйнштейн. Принесу скрипку, сыграем?
Бетховен. У меня есть скрипичный концерт, ля-ля-ля. (Поет.)
Эйнштейн. Скрипку Гитлер у меня спрятал, олух.
Бетховен. А меня он любит. Гитлер любил Бетховена.
Эйнштейн. И Ленин тебя любит, соната Аппассионата.
Ленин отрицательно трясет головой, потом спохватывается и снова кривится.
Бетховен. Меня многие любят.
Эйнштейн. Пока этот (в сторону Надсмотрщика) спит, я скажу: меня тут никто не может оценить, а зарабатываю я скрипкой, начну играть, они сразу суют мне кубок с амброзией и просят: здесь больше не играй. А в остальном — ну кто здесь знает, кто я и что такое е равно мц квадрат!
Бетховен. А че это?
Эйнштейн. Долго объяснять.
Ленин (внезапно). Да, здесь, в этих условиях, никто не обращает внимания. Кок в эмиграции. Идешь — никто не узнает, даже в твою сторону не глядят. А дома, в России, приходилось натягивать парик, брить все лицо, так на меня кидались. Из-за этого мы и совершили переворот, чтобы все узнавали, кидались, но при этом не ссылали
опять в Шушенское. Там тоже всем все равно, Ленин, Ульянов, фиг-люянов... Ходят крестьяне, они не въезжают, кто я.
Надсмотрщик (просыпаясь). Луна! Едрит твою в ноздрю.
Ленин. Я Луна. (Бессмысленно кривится.)
Входит Гитлер.
Бетховен (Гитлеру). А ты вообще что сюда затесался, блин! Мы еще не кончили.
Надсмотрщик. С пятой цифры! Луна плывет по небесам!
Ленин, кривясь, загребает саженками.
Бетховен. Ромео, ты как мороженый окунь, глаза с поволокой, а сам фригидный такой.
Гитлер (Эйнштейну). Надо, Алик, надо.
Бетховен. Ну его. Няня! Нам вдвоем лучше. Открой окно да ляг ко мне.
Эйнштейн (с постели). Такая себе невеста, подштанники несвежие.
Гитлер. Ты думаешь только о том, Джульетта, с кем бы переспать, а о деле забыла. Я могу, конечно, я всегда мою доцу люблю, но замуж я тебя не возьму, ребенка на себя не запишу. Тут мужчина нужен.
Бетховен. С ним не спится, няня, здесь так душно. Какой-то неказистый мужчина, а я ведь четырнадцатилетняя и в белом.
Эйнштейн (вставая с постели). Мне пора, луна вроде заходит.
Ленин делает попытку зайти, т. е. опускается, крутя туловищем как в твисте.
Надсмотрщик (просыпаясь). Еще не зашла!
Ленин подымается, улыбается, рот на сторону, делает пассы руками.
Бетховен. Держите руки при себе, нахал!
Надсмотрщик. Ну не ожидал я от вас такой халтуры. Как будем вечность проводить? Бездарно будем проводить?
Эйнштейн. Потому что играют одни мужчины.
Надсмотрщик. Да ну... в женской зоне Ромео тоже играет какая-нибудь... Голда Меир.
Гитлер. Бабы бездарный состав. И жиды. И инвалиды.
Эйнштейн хочет уехать в Америку.
Бетховен (Эйнштейну). Я сам Алик. (Гитлеру.) Я инвалид второй группы со слуховым аппаратом, ща, блин, кровянкой умоешься!
Надсмотрщик. Гитлер сейчас пойдет на общак, если так будет играть.
Эйнштейн. Что такое общак, не пойму юмора. Надсмотрщик. Он у нас вообще кипит в котле, берем его играть как первоклассного актера. Гитлер. Не верю!
Джульетта, доца, чем тебе не муж Сей отпрыск рода знатного Ромео? Признайся, согласись, что будет лучше уж. Бетховен. Я боюсь ужей.
Л е н и н. Уж полночь близится, а все луна проходит
Свой вечный путь,
как смена караула
у мавзолея Ленина меня.
Надсмотрщик. Луна заходит. Утро.
Ленин уходит, как часовой, печатая шаг под звон курантов.
Бетховен. Ромео, никогда мне не было так хорошо, ни с родителями, ни с братом, ни с папой.
Эйнштейн (смущен). Чего там! Моя мамочка тоже мной довольна, недавно родила мне сестренку с двумя рожками и хвостом. Папа ее хорошенько заспиртовал, на Новый год будет настойка.
Надсмотрщик. Ленин, так луна не заходит!
Ленин, семеня, изображает танец маленьких лебедей.
Гитлер. Сейчас сыграем свадьбу, у Джульетты родится дочь с рогами!
Надсмотрщик. Так, Ленин, Гитлер обратно на общак, остальные свободны!
Бетховен. Кипяток только рака красит!
Финал
Литература
ЦИТИРУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Авдиев И. [О Вен. Ерофееве] // Театр. 1991. № 9.
2. Аверинцев С. С. Примечания к кн. О. Шпенглера "Закат Европы". Т. 2 // Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. — М.: Политиздат, 1991.
3. Айги Г. [Предисловие к подборке: Вс. Некрасов. Стихи разных лет] // Дружба народов. 1989. № 8.
4. Айзенберг М. Вокруг концептуализма // Арион. 1995. № 4.
5. Айзенберг М. Некоторые другие... Вариант хроники: первая версия // Театр. 1991. №4.
6. Айзенберг М. [Предисловие] // Зиник 3. Лорд и егерь. — М.: Изд-во Сов.-Британ. СП СЛОВО/SLOVO, 1991.
7. Aksyonov V. Профессор Зет среди Иксов и Игреков // Жолковский А. НРЗБ: Рассказы. — М.: Лит.-худож. агентство "Тоза", 1991.
8. Арабов Ю. Ответ на анкету "Литературной газеты": Литература, камо гряде-ши? // Лит. газ. 1993. 12 янв. № 1-2.
9. Ахматова А. А. Соч.: В 2 т. - М.: Панорама, 1990. Т. 1.
10. Бабель И. Э. Избранное: Для юношества. — Фрунзе: Адабият, 1990.
11. Бабетов А. Мишель Фуко: видеть и говорить // Лабиринт/ЭксЦентр. 1991. № 3.
12. Бакусев В. К.Г.Юнг: парадоксы жизни и творчества // Юнг К.Г. Психология бессознательного. — М.: Канон, 1996.
13. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. — М.: Изд. группа "Прогресс", "Универс", 1994.
14. Барт Р. Критика и истина // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX—XX вв.: Трактаты. Статьи. Эссе. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.
15. Барт Р. Лабрюйер: от мифа к письму (фрагменты) // Памятные книжные даты. 1988. -М.: Книга, 1988.
16. Барт Р. Лицо Гарбо // Киновед. записки. 1991. № 9.
17. Барт Р. Маркиз де Сад — Пазолини // Киновед. записки. 1991. № 12.
18. Барт Р. Метафора глаза // Танатография Эроса. — Спб.: Мифрил, 1994.
19. Барт Р. Мифология рекламы // Greatis. 1994. nq 3.
20. Барт Р. Нулевая степень письма // Семиотика. — М.: Радуга, 1983.
21. Барт Р. От произведения к тексту // Вопр. литературы. 1988. № 11.
22. *Барт P. S/Z. - М.: РИК "Культура". Ad Marginem, 1994.
23. Барт Р. Сад - I // Маркиз де Сад и XX век. - М.: РИК "Культура". Ad Marginem, 1992.
24. Барт Р. Семиология как приключение. "Писать" — непереходный глагол? // Arbor Mundi / Мировое древо. 1993. Вып. 2.
25. Барт Р. Текстовой анализ // Новое в зарубежной лингвистике. — М.: Прогресс, 1980. Вып. 9.
26. Барт Р. Третий смысл // Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западноевропейской литературы XX века. - М.: Прогресс, 1986.
27. Барт Р. Фрагменты "Фрагментов любовной речи" // Комментарии. 1995. № 6.
28. Басинский П. Мерси! Мерси!.. — скажет русский реализм агентам постмодернизма, сложившим бедные головы на поле брани // Лит. газ. 1994. 7 сент. № 36.
29. Басинский П. Памяти Бульбы, который не любил постмодернистов // Лит. газ. 1994. 29 июня. № 26.
30. Басинский П. Почем нынче Шишкин? // Нов. мир. 1995. № 11.
31. Батай Ж. Гегель, смерть и жертвоприношение // Танатография Эроса. — Спб.: Мифрил, 1994.
32. Батай Ж. Жертвоприношения // Комментарии. 1993. № 2.
33. Батай Ж. Из "Внутреннего опыта" // Комментарии. 1994. № 3.
34. Батай Ж. Из "Внутреннего опыта" // Танатография Эроса. — Спб.: Мифрил, 1994.
35. Батай Ж. Из "Слез Эроса" // Танатография Эроса. — Спб.: Мифрил, 1994.
36. Батай Ж. Испытание культуры на разрыв: Фрагменты "Критического Словаря" // Независ. газ. 1992. 11 июня. № 110.
37. Батай Ж. Литература и зло. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.
38. Батай Ж. Письмо X., руководителю семинара по Гегелю // Танатография Эроса. - Спб.: Мифрил, 1994.
39. Батай Ж. Психологическая структура фашизма // Нов. лит. обозрение. 1995. № 13.
40. Батай Ж. Сад и обычный человек // Маркиз де Сад и XX век. — М.: РИК "Культура". Ad Morginem, 1992.
41. Баткин Л. "Как склеить историческую личность из гипсовых осколков?" // Коркия В. Черный человек, или Я бедный Coco Джугашвили: Паратрагедия. — М.: Моск. рабочий, 1989.
42. Баткин Л. Синявский, Пушкин и мы // Октябрь. 1991. № 1.
43. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. — М.: Худож. лит. 1975.
44. Белл Д. Культурные противоречия капитализма (Фрагмент из книги) // Современная философия: Словарь и хрестоматия. — Ростов н/Д: Феникс, 1995.
45. Бене К. Театр без спектакля: Заметки П. Клоссовски и др. — М.: ВТПО "Союзтеатр", СП "Офсет принт Москва", 1990.
46. Берг М. Тьмы низких истин мне дороже..." // Лит. газ. 1996. 10 июля. № 28.
47. Бердяев Н. А. Смысл истории. — М.: Мысль, 1990.
48. Бердяев Н. А. Христианство и классовая борьба // Искусство Ленинграда. 1989. № 3-6; 1990. № 1-3.
49. Берлянд И. Е. Игра как феномен сознания. — Кемерово: АЛЕФ, Гуманитарный центр, 1992.
50. Бидерманн Г. Энциклопедия символов. — М.: Республика, 1996.
51. Битов А. Комментарий // Битов А. Собр. соч.: В 3 т. — М.: Мол. гвардия, 1991. Т. 1.
52. Битов А. Г. Мы проснулись в незнакомой стране: Публицистика. — Л.: Сов. писатель, 1991.
53. Битов А. Г. Статьи из романа. — М.: Сов. писатель, 1986.
54. Бланшо М. Сад // Маркиз де Сад и XX век. — М.: РИК "Культура". Ad Marginem, 1992.
55. Блок А. А. Собр. соч.: В 8 т. - М.; Л.: Гослитиздат, 1960-1963.
56. Бодрийяр Ж. Венецианское преследование // Худож. журнал. 1995. № 8.
57. Бодрийяр Ж. Злой демон образов // Искусство кино. 1992. № 10.
58. [Бодрийяр Ж.]: Интервью Катрин Франблен с Жаном Бодрийяром // Искусство. 1993. № 1.
59. Бодрийяр Ж. Система вещей. — М.: Рудомино, 1995.
60. Бодрийяр Ж. Фрагменты из книги "О Соблазне" // Иностр. лит. 1994. № 1.
61. Борхес X. Л. Коллекция: Рассказы. Эссе. Стихотворения. — Спб.: Иэд-во Сев -Запад, 1992.
62. Бродский И. О Достоевском // Нева. 1991. № 11-12.
63. Бродский И. А. Нобелевская лекция // Бродский И. А. Форма времени: Стихотворения, эссе, пьесы: В 2 т. — Мн.: Эридан, 1992. Т. 2.
64. Булгаков М. А. Собр. соч.: В 5 т. — М.: Худож. лит., 1992.
65. Вайль П. Консерватор Сорокин в конце века // Лит. газ. 1995. 1 февр. № 5.
66. Вайль П., Генис А. Страсти по Ерофееву // Кн. обозрение. 1992. 14 февр. № 7.
67. Вайль П., Генис А. Цветник российского анахронизма // Октябрь. 1991. № 9.
68. Вайнштейн О. Б. Деррида и Платон: деконструкция Логоса // Arbor Mundi / Мировое древо. 1992. Вып. 1.
69. Вайнштейн О. Б. Постмодернизм: история или язык? // Вопр. Филлософии 1993. №3.
70. [Василевский А. Предисловие к кн. Д. Галковского "Бесконечный тупик"] // Нов. мир. 1992. № 9.
71. Васюшкин А. Петушки как Второй Рим? // Звезда. 1995. № 12.
72. Веллер М. Ножик Сережи Довлатова // Знамя. 1994. № 6.
73. *Вельш В. "Постмодерн": Генеалогия и значение одного спорного понятия // Путь. 1992. № 1.
74. Верховцева-Друбек Н. "Москва — Петушки" как parodia sacra // Соло. 1991. № 8.
75. Вильмонт Н. Примечания // Гете И. В. Фауст. — М.: Худож. лит., 1969.
76. Вирилио П. Бункер // Худож. журнал. 1995. № 8.
77. Выготский Л. С. Психология искусства. — М.: Педагогика, 1987.
78. Гаевский В. Памяти Жан-Луи Барро и Эжена Ионеско // Моск. Наблюдатель 1994. № 7-8.
79. Галинская И. Л. Загадки известных книг. — М.: Наука, 1986.
80. Галковский Д. Русские мифы: Интервью с Д. Галковским // Континент. 1993 №77.
81. Гальцева Р. А. Западноевропейская культурфилософия между мифом и игрой // Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. — М.: Политиздат, 1991.
82. Гандлевский С. Сочинения Тимура Кибирова // Кибиров Т. Сантименты: Восемь книг. — Белгород: Риск, 1994.
83. Гараджа А. Деконструкция — дерридаизм — в действии // Искусство. 1989. № 10.
84. Гараджа А. В. После времени: Французские философы постсовременности // Иностр. лит. 1994. № 1.
85. Гваттари Ф. Язык, сознание, общество // Логос. 1991. № 1.
86. Genereus jusqu au vice (Венецианские заметки Пьера Клоссовского) // Бене К. Театр без спектакля. — М.: ВТПО "Союэтеатр" СТД СССР, 1990.
87. Генис А. Андрей Синявский: эстетика архаического постмодернизма // Нов. лит. обозрение. 1994. № 7.
88. Генис А. Лук и капуста: Парадигмы современной культуры // Знамя. 1994. № 8.
89. Генон Р. Царь мира // Вопр. философии. 1993. № 3.
90. Гершуни В. На путях опальной словесности: Мемуарески // Русский мат: Антология. 1 [Для специалистов-филологов]. — М.: Изд. дом Лада М., 1994.
91. Гилинский Я. Мифологизированное сознание и тоталитаризм // Радуга (Vikerkааr). 1990. № 9.
92. Гиллеспи Д. Гласность и русский постмодернизм: Владимир Сорокин // Русский язык и литература в современном диалоге культур: VIII Междунар. конгресс МАПРЯЛ. Регенсбург/Германия. 22—26 авг. 1994 г. Тезисы докл. — Ре-генсбург, 1994.
93. Глэд Дж. Беседы в изгнании: Русское литературное зарубежье. — М.: Кн. палата, 1991.
94. Гоголь Н. В. Собр. соч.: В 8 т. — М.: Правда, 1984. Т. 7.
95. Голлербах Е. Прогулки с Терцем // Звезда. 1993. № 7.
96. Горячева Т. Православие и постмодернизм. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991.
97. Гранде М. Актер без театра // Бене К. Театр без спектакля. — М.: ВТПО •Союзтеатр" СТД СССР, 1990.
98. Гройс Б. Вечное возвращение нового // Искусство. 1989. № 10.
99. Гройс Б. Московский романтический концептуализм // Театр. 1990. № 4.
100. Гройс Б. Полуторный стиль: социалистический реализм, между модернизмом и постмодернизмом // Нов. лит. обозрение. 1995. № 15.
101. Гройс Б. Соц-арт // Искусство. 1990. №11.
102. Гуль Р. Прогулки хама с Пушкиным // Кубань. 1989. № 6.
103. Гуревич П. С. О жизни и смерти (вместо послесловия) // Жизнь земная и последующая. — М.: Политиздат, 1991.
104. Данте Алигьери. Божественная комедия. — Мн.: Маcт. лiт., 1986.
105. Дарк О. Мир может быть любой // Дружба народов. 1990. № 6.
106. Дарк О. Миф о прозе // Дружба народов. 1992. № 5.
107. Дарк О. Новая русская проза и западное средневековье // Нов. лит. обозрение. 1994. № 8.
108. Дарк О. Страшный суд Егора Радова // Радов Е. Змеесос. — М.: Таллинн: Гилея, 1992.
109. Дарк О. Три лика русской эротики // Стрелец. 1991. № 3.
110. Деготь Е. Искусство между букв // Личное дело № . — М.: В/О "Союзтеатр" СТД СССР, 1991.
111. Делез Ж. Логика смысла. — М.: Академия/Екатеринбург: ИПП Урал. рабочий, 1995.
112. Делез Ж. О смерти человека и сверхчеловека // Философия языка в границах и вне границ. — Харьков: Око, 1994.
113. Делеэ Ж. Платон и симулякр // Нов. лит. обозрение, 1993. № 5.
114. Делез Ж. Предисловие // Венера в мехах. Захер-Мазох Л. фон. Венера в мехах * Делез Ж. Представление Захер-Мазоха * Фрейд 3. Работы о мазохизме. - М.: РИК "Культура". Ad Marginem, 1992.
115. Делез Ж. Представление Захер-Мазоха (Холодное и жесткое) // Венера в мехах. Захер-Мазох Л. фон. Венера в мехах * Делез Ж. Представление Захер-Мазоха * Фрейд 3. Работы о мазохизме. — М.: РИК "Культура". Ad Marginem, 1992.
116. Делез Ж. Тайна Ариадны // Вопр. философии. 1993. № 4.
117. *Делез Ж., Гватари Ф. Капитализм и шизофрения. Анти-Эдип. — М.: ИНИОН, 1990.
118. Деррида Ж. Автопортрет и другие руины // Худож. журнал. 1995. № 8.
119. Деррида Ж. Back from Moscow, in the USSR // Жак Деррида в Москве: деконструкция путешествия. — М.: РИК "Культура". Ad Marginem, 1993.
120. Деррида Ж. Есть ли у философии свой язык? // Комментарии. 1993. № 2.
121. [Деррида Ж.] "Жить в языке": Архитектура и философия. Интервью Евы Майер с Жаком Дерридой // Родник (Рига). 1992. № 1 (61).
122. Деррида Ж. Золы угасшей прах (Из работы франц. философа) // Искусство кино. 1992. № 8.
123. [Деррида Ж.]: Интервью с Жаком Деррида // Arbor Mundi / Мировое древо. 1992. Вып. 1.
124. Деррида Ж. Московские лекции. 1990. — Свердловск: Урал. рабочий, 1991.
125. Деррида Ж. Невоздержанное гегельянство // Танатография Эроса. — Слб.: Мифрил, 1994.
126. Деррида Ж. От экономии ограниченной к всеобщей экономии: Гегельянство без сдержанности // Комментарии. 1993. № 2.
127. * Деррида Ж. Письмо японскому другу // Вопр. философии. 1992. № 4.
128. [Деррида Ж.] Философия и литература: Беседа с франц. философом Ж. Деррида // Жак Деррида в Москве. — М.: РИК "Культура". Ad Marginem, 1993.
129. Деррида Ж. Шпоры: стили Ницше (Фрагмент из кн. франц. философа) // Философ. науки. 1991. № 2.
130. Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. — М.: Стройиздат, 1985.
131. Джонсон Бартон Д. Саша Соколов: Литературная биография // Глагол. 1992. №6.
132. Дмитриев А. Глаза боятся — руки делают // Знамя. 1995. № 10.
133. Дмитрий Александрович Пригов: Фойе поэта. Пригов как Пушкин. С Д А Приговым беседу ведет А. Зорин * Илья Кабаков. Большое сердце * Евгений Попов. Пригов: нагрудный знак 'остмодернизм' * Дмитрий Александрович Пригов. Произведения * Вячеслав Курицын. Пригова много * Алексей Медведев. Как правильно срубить сук, на котором сидишь // Театр. 1993. № 1.
134. Добренко Е. Me поддадимся на провокацию! // Октябрь. 1990. № 8.
135. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. - Л.: Наука, 1980. Т. 21.
136. Дюмуле К., Манганаро Ж.-П., Скала А. Театр Кармело Бене... // Бене К. Театр без спектакля. — М.: ВТПО "Союзтеатр" СТД СССР, 1990.
137. Евтушенко Е. А. Собр. соч.: В 3 т. - М.: Худож. лит., 1983. Т. 1.
138. Ермолин Е. Зона премиабельности // Континент. 1992. №73.
139. Ерофеев Вик. В лабиринте проклятых вопросов. — М.: Сов. писатель, 1990.
140. Ерофеев Вик. Крушение гуманизма № 2 // Ерофеев В. Страшный суд: Роман. Рассказы. Маленькие эссе. — М.: Союз фотохудожников России, 1996.
141. Ерофеев Вик. Памятник для хрестоматии // Театр, 1993. № 1.
142. Ерофеев Вик. Памятник прошедшему времени. Андрей Битов. Пушкинский дом: Роман // Октябрь. 1988. № 6.
143. Ерофеев Вик. Поминки по советской литературе // Лит. газ. 1990. № 12.
144. Ерофеев Вик. Разговор по душам о виртуальном будущем литературы // Ерофеев В. Страшный суд: Роман. Рассказы. Маленькие эссе. — М.: Союз фотохудожников России, 1996.
145. Ерофеев Вик. Эротической литературы не существует // Искусство кино. 1990. №6.
146. Жак Деррида в Москве: деконструкция путешествия. — М.: РИК "Культура". Ad Marginem, 1993.
147. Живолупова Н. В. Паломничество в Петушки, или Проблема метафизического бунта в исповеди Венички Ерофеева // Человек. 1992. № 1.
148. Жолковский А. К. 'Блуждающие сны' и другие работы. — М.: Наука, 1994.
149. Жолковский А. К. Ж/Z. Заметка бывшего пред-пост-структуралиста // Лит. обозрение. 1991. № 10.
150. Зенкин С. S/3, или Трактат о щегольстве // Лит. обозрение. 1991. № 10.
151. Захарова Л. Каждый дрочит, как он хочет (Об истории и происхождении некоторых нелитературных слов) // Русский мат: Антология. 1 [Для специалистов-филологов]. — М.: Изд. дом Лада М., 1994.
152. Зенкин С. В скриптории холодно // Лит обозрение. 1991. № 6.
153. Зенкин С. Жорж Батай. Литература и зло // Нов. лит. обозрение. 1995. № 13.
154. Зенкин С. Ролан Барт и проблема отчуждения культуры // Нов. лит. обозрение. 1993. № 5.
155. Зенкин С. Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века // Нов. лит. обозрение. 1995. № 13.
156. Зиник 3. Готический роман ужасов эмиграции: Небольшое интервью в качестве послесловия // Театр. 1991. № 5.
157. Зиник 3. Двуязычное меньшинство // Золотой вЪкь. 1992. № 2.
158. Зиник 3. [О В. Сорокине] // Сорокин В. Сборник рассказов. — М.: РУССЛИТ, 1992.
159. Зиник 3. Эмиграция как прием: С писателем 3. Зиником беседует обозреватель 'ЛГ' С. Тарощина // Лит. газ. 1991. 20 марта. № 11.
160. Золотоносов М. Второй конец романа: Петрушевская и другие // Стрелец. 1994. № 1.
161. Золотоносов М. Нежность не порок // Стрелец. 1993. № 1 (7).
162. Золотоносов М. Отдыхающий фонтан: Маленькая монография о постсоциалистическом реализме // Октябрь. 1991. № 4.
163. Золотоносов М. Постмодернизм и окрестности: Московские впечатления ленинградского критика // Согласие. 1991. № 7.
164. Зорин А. "Альманах" — взгляд из зала // Личное дело № . — М.: В/О "Союзтеатр" СТД СССР, 199).
165. Зорин А. Каталог // Лит. обозрение. 1989. № 10.
166. Зорин А. Круче, круче, круче... //-Знамя. 1992. № 10.
167. Зорин А. Музы языка и семеро поэтов // Дружба народов. 1990. № 4.
168. Зорин А. Опознавательный знак // Театр. 1991. № 9.
169. Зорин А. "Осторожно, кавычки закрываются" (Послесловие к "прозе" Михаила Безродного "Конец цитаты") // Нов. лит. обозрение. 1995. № 12.
170. Зорин А. Пригородный поезд дальнего следования // Нов. мир. 1989. № 5.
171. Зощенко М. М. Собр. соч.: В 5 т. - М.: РУССЛИТ, 1994. Т. 5.
172. Зыбайлов Л., Шапинский В. Возвраты репрессированной историчности (Разговор по поводу книги Ф. Джеймисона "Постмодернизм, или Культурная логика позднего капитализма") // Худож. журнал. 1995. № 8.
173. Иваницкая Е. Постмодернизм=Модернизм? // Знамя. 1994. № 9.
174. Иванов Вяч. Два маяка // Пушкин в русской философской критике: конец XIX — первая половина XX в. — М.: Книга, 1990.
175. Иванов Вяч. К проблеме звукообраза у Пушкина // Пушкин в русской философской критике: конец XIX — первая половина XX в. — М.: Книга, 1990.
176. *Ивбулис В. Модернизм и постмодернизм: идейно-эстетические поиски на Западе. - М.: Знание. 1988. № 12.
177. Ивбулис В. Постструктурализм — что это? // Родник (Рига). 1989. № 1.
178. И. К. Начало речи. Михаил Безродный. Конец цитаты // Знамя. 1994. № 9.
179. ... И конец книжной культуры? Опять Генис // Лит. газ. 1994. 23 февр. № 8.
180. Илюшин А. Бранное слово русской поэзии // Комментарии. 1993. № 1—2.
181. Ильин И. П. Авторская маска // Современное зарубежное литературоведение (Страны Западной Европы и США). Концепции. Школы. Термины: Энциклопедический справочник. — М.: Интрада, 1996.
182. Ильин И. П. Двойной код // Современное зарубежное литературоведение (Страны Западной Европы и США). Концепции. Школы. Термины: Энциклопедический справочник. — М.: Интрада, 1996.
183. Ильин И. П. Деконструктивизм // Современное зарубежное литературоведение (Страны Западной Европы и США). Концепции. Школы. Термины: Энциклопедический справочник. — М.: Интрада, 1996.
184. Ильин И. П. Деконструкция // Современное зарубежное литературоведение (Страны Западной Европы и США). Концепции. Школы. Термины: Энциклопедический справочник. — М.: Интрада, 1996.
185. Ильин И. П. Децентрация // Современное зарубежное литературоведение (Страны Западной Европы и США). Концепции. Школы. Термины. Энциклопедический справочник. — М.: Интрада, 1996.
186. Ильин И. П. Дискурс // Современное зарубежное литературоведение (Страны Западной Европы и США). Концепции. Школы. Термины: Энциклопедический справочник. — М.: Интрада, 1996.
187. *Ильин И. П. Постмодернизм // Современное зарубежное литературоведение (Страны Западной Европы и США). Концепции. Школы. Термины: Энциклопедический справочник. — М.: Интрада, 1996.
188. Ильин И. П. Постмодернистская чувствительность // Современное зарубежное литературоведение (Страны Западной Европы и США). Концепции. Школы. Термины: Энциклопедический справочник. — М.: Интрада, 1996.
189. *Ильин И. П. Постструктурализм // Современное зарубежное литературоведение (Страны Западной Европы и США). Концепции. Школы. Термины: Энциклопедический справочник. — М.: Интрада, 1996.
190. * Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. — М • Интрада, 1996.
191. Ильин И. П. Различение // Современное зарубежное литературоведение (Страны Западной Европы и США). Концепции. Школы. Термины: Энциклопедический справочник. — М.: Интрада, 1996.
192. Ильин И. П. Ризома // Современное зарубежное литературоведение (Страны Западной Европы и США). Концепции. Школы. Термины: Энциклопедический справочник. — М.: Интрада, 1996.
193. Ильин И. П. След // Современное зарубежное литературоведение (Страны Западной Европы и США). Концепции. Школы. Термины: Энциклопедический справочник. — М.: Интрада, 1996.
194. Ионеско Э. Противоядия. — М.: Прогресс, 1992.
195. Искусство стать и быть человеком: Учебник Живой Духовности. — М • Изд МП ЮКИС ЦНИРПС. При участии "ИНТЕРГЕРМЕС К° ЛТД". 1991. Ч. 1.
196. Кабаков И. Концептуализм в России // Театр. 1990. № 4.
197. Кавадеев А. Сокровенный Венедикт // Соло. 1991. № 8.
198. Карабчиевский Ю. Точка боли: О романе Андрея Битова "Пушкинский дом" // Нов. мир. 1993. № 10.
199. Кенжеев Б. Антисоветчик Владимир Сорокин // Знамя. 1995. № 4.
200. Керимов Т. X. Деконструкция // Современный философский словарь. — М.; Бишкек; Екатеринбург: Одиссей, 1996.
201. Керимов Т. X. Интертекстуальность // Современный философский словарь. — М.; Бишкек; Екатеринбург: Одиссей, 1996.
202. Керимов Т. X. Письмо // Современный философский словарь. — М.; Бишкек; Екатеринбург: Одиссей, 1996.
203. *Керимов Т. X. Постстмодернизм // Современный философский словарь. — М.; Бишкек; Екатеринбург: Одиссей, 1996.
204. *Керимов Т. X. Постструктурализм // Современный философский словарь. — М.; Бишкек; Екатеринбург: Одиссей, 1996.
205. Керимов Т. X. Симулакрум // Современный философский словарь. — М.; Бишкек; Екатеринбург: Одиссей, 1996.
206. Керимов Т. X. След // Современный философский словарь. — М.; Бишкек; Екатеринбург: Одиссей, 1996.
207. Керимов Т. X. Феминизм // Современный философский словарь. — М.; Бишкек; Екатеринбург: Одиссей, 1996.
208. Керимов Т. X. Чтение // Современный философский словарь. — М.; Бишкек; Екатеринбург: Одиссей, 1996.
209. Керимов Т. X, Шизоанализ // Современный философский словарь. — М.; Бишкек; Екатеринбург: Одиссей, 1996.
210. Кибернетика, Бог и телевидение: Интервью с Полем Вирильо 21 окт. 1994 г. // Комментарии. 1995. № 10.
211. Кизельватер Г. Перфоманс и группа "Коллективные действия" // Театр. 1990 № 4.
212. Киплинг Р. Избранное. — Л.: Худож. лит., 1980.
213. Клоссовски П. О симулякре в сообщении Жоржа Батая // Комментарии. 1994. №3.
214. КМХ: Предисловие переводчиков к роману В. Набокова "Ада" // Вестник нов. литературы. 1991. № 3.
215. Когда культура растерялась, или Стиральный порошок иронии: Беседа с Вик. Ерофеевым// Столица. 1991. № 26.
216. Кожинов В. Жизнь в слове // Наш современник. 1992. № 1.
217. Косиков Г. Идеология. Коннотация. Текст (по поводу книги Р. Барта "S/Z") // Барт Р. S/Z. - М.: РИК "Культура" Ad Marginem, 1994.
218. Косиков Г. К. Ролан Барт — семиолог, литературовед // Барт Р. Избр. работы: Семиотика. Поэтика. — М.: Изд. группа "Прогресс", "Универс". 1994.
219. Костюков Л. Об американской культуре // Соло. 1994. № 3.
220. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций, пленумов ЦК. — М.: Гос. изд-во полит, лит., 1953. Ч. 2.
221. Кривулин В. Золотой век самиздата // Самиздат века. — М.; Мн.: Полифакт, 1997.
222. Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1993. №4.
223. Криствва Ю. Дискурс любви // Танатография Эроса. — Спб.: Мифрил, 1994.
224. Христова Ю. Разрушение поэтики // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9. Филол. 1994. № 5.
225. Кузмин М. А. Избранные произведения. — Л.: Худож. лит., 1990.
226. Кузнецов С. Эпоха невинности // Худож. журнал. 1995. № 6.
227. Кузьминский Б. Пост во время чумы (По поводу конференции "Постмодернизм и мы") // Лит. газ. 1991. 5 мая. №14.
228. Кулагин А. Тайная свобода: Заметки о "возвращенной" пушкинистике // Лит. обозрение. 1990. № 8.
229. Кулаков В. Заметки о неизданном // Лит. обозрение. 1989. № 8.
230. Кулаков В. Лианозово (История одной поэтической группы) // Вопр. литературы. 1991. №3.
231. Кулаков В. Свое и чужое в поэме М. Сухотина "Роза Яакова" // Нов. лит. обозрение. 1994. № 8.
232. Кулаков В. Стихи и время // Нов. мир. 1995. № 8.
233. Культурология [Учебн. пособие для студентов высш. учебен. заведений]. — Ростов н/Д Феникс, 1995.
234. Курицын В. Взгляд на отечественную словесность // Урал. 1991. № 2.
235. Курицын В. Гордыня как смирение: He-нормальный Галковский // Лит. газ. 1992. 5 авг. №32.
236. *Курицын В. К ситуации постмодернизма // Нов. лит. обозрение. 1995. №11.
237. Курицын В. Мы поедем с тобою на "А" и на "Ю" ("Москва — Петушки" Вен. Ерофеева) // Нов лит. обозрение, 1992. № 1.
238. Курицын В. Недержание имиджа // Вестник нов. литературы. 1994. № 7.
239. Курицын В. О сладчайших мирах // Знамя. 1995. № 4.
240. Курицын В. Отщепенец: Двадцать пять лет назад закончен роман "Пушкинский дом" // Лит. газ. 1996. 5 июня. № 23.
241. Курицын В. Очарование нейтрализации. Что же такое соц-арт? // Лит. газ. 1992. 11 марта. № 11.
242. Курицын В. Постмодернизм: новая первобытная культура // Нов. мир. 1992. № 2.
243. Курицын В. Пригова много // Театр. 1993. № 7.
244. Курицын В. Русский симулякр: К вопросу о транссексуальности // Лит. газ. 1994. 16 марта. № 11.
245. *Курицын В. Русский литературный постмодернизм. — М.: ОГИ, 2000.
246. Курицын В, "Странный опыт", или Жизнь в музее: Андрей Битов. Близкое ретро, или Комментарий к общеизвестному // Нов. мир. 1989. № 4.
247. Курицын В. Четверо из поколения дворников и сторожей // Урал. 1990. №5.
248. Кушнер А. Аполлон в снегу: Заметки на полях. — Л.: Сов. писатель. 1991.
249. Кушнер А. Стихотворения. - Л.: Худож. лит., 1986.
250. Кюнг X. Религия на переломе эпох:Тринадцать тезисов // Иностр. лит. 1990. № 11.
251. Лаврин А. К читателям // Коркия В. Черный человек, или Я бедный Coco Джугашвили: Паратрагедия. — М.: Моск. рабочий, 1989.
252. Лавров П. Л. Новая песня // Русские песни и романсы. — М.: Худож. лит., 1989.
253. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе: Доклад на Римском Конгрессе, читанный в Ин-те психологии Римского ун-та 26—27 сент. 1953 г. — М.: Гнозис, 1995.
254. Левин А, О влиянии солнечной активности на современную русскую поэзию: Тимур Кибиров. Сантименты: Восемь книг. — Белгород: Риск, 1994 // Знамя. 1995. № 10.
255. Левин Ю. Комментарий к поэме "Москва — Петушки" Венедикта Ерофеева. — Гр