Следует, что те социальные силы, которые уже освоили его как свою привилегию, не станут ожесточенно сопротивлять- ся и не спровоцируют тем самым новые гражданские и миро- вые конфликты и даже войны.

Для прогнозирования событий по данному сценарию важно оценить глобализацию по культурно-антропологичес- кому и социально-психологическому критериям Именно: какие человеческие типы легче становятся глобалистами, то есть достигают той степени пространственной и межгруппо- вой мобильности, которая лежит в основе всякого рода пла- нетарных интернационалов. По этому критерию наименее приспособленным к глобализации оказывается тип предпри- нимателя-трудоголика, сохранившего реликты патриархаль- ной морали и связь с «почвой». Этот тип правого национа- листа оказывается наиболее отлученным от всякого рода

«интернационалов». Сам язык его, лаконичный, прямой, привязанный к реальности, менее всего годится для следова- ния идеологической моде и эффектных манифестаций.

По антропологическому критерию к глобализации вос- приимчивы два типа: ростовщическо-спекулятивная среда с группирующейся вокруг нее потребительско-гедонистичес- кой «богемой» массового общества, с одной стороны, и ле- вый авангард с группирующейся вокруг него легковоспламе- нимой «революционной богемой» — с другой.

По сути дела, оба эти типа представляют разновидности

Кото 1ийеи8 («играющего» человека досуга) .

Задолго до того, как спекулятивная диаспора создала свои виртуальные миры в области экономики, левая револю- ционная диаспора стала создавать виртуальные миры поли- тики со всеми ее мифами «светлого будущего».

Посткоммунистическая фаза мирового социокультур- ного цикла, сменившая леворадикальную фазу, казалось, навсегда похоронила этот тип. Но, судя по тому, сколько злоупотреблений успели сделать либеральные активисты антикоммунизма, скольких богов они оскорбили, сколько святынь осквернили, нам следует ожидать возможной обрат- ной реакции. Сценарий, связанный с консервативно-патри-

А. С. Панарин

Архальной реакцией, был представлен выше. Он отражает и реакцию на процесс глобализации как таковой. Но весьма вероятно, что процесс глобализации будет продолжен и в следующей фазе мирового социокультурного цикла, связан- ной с возвращением к леворадикальной политической доми- нанте. Важно уяснить себе, кто именно будет воплощать эту фазу.

Было бы весьма наивным ожидать в этой связи очередно- го «конца истории», связанного с воплощением утопий «свет- лого будущего». Грядущая постлиберальная фаза, как и со- временная либеральная, будет подпитываться весьма земны- ми, грешными мотивами и энергиями, связанными с жаждой власти, престижа, влияния.

Парадокс глобализации в ее нынешней либеральной фа- зе состоит в ослаблении духовной власти как таковой. Раз- венчатели коммунистической утопии не заботились о том, чтобы люди отныне вообще не воспламенялись какой бы то ни было верой, оставались глухими к патетике как таковой, к харизматическому типу восприятия. Касту брахманов, ка- жется, решено было вообще упразднить навсегда, добившись атрофии религиозно-ценностного чувства. По этой части со- временный либеральный эксперимент надо признать не менее экстравагантным, чем марксистские эксперименты, связанные с упразднением рынка. Объявив «смерть идеоло- гического мифа», современные прагматики отдали челове- ческое сознание и чувственность на откуп мелким шарлата- нам экстрасенсорики, ведовства, астрологии и прочих поде- лок импровизированного неоязычества.

Последствия всего этого уже ощущаются. Наш дезориен- тированный современник, избавленный от всякой опеки со стороны признанной духовной власти, оказался столь уязви- мым перед стихией разнузданной чувственности, что это грозит подрывом всех сложившихся институтов цивилиза- ции. Мы убеждаемся, что современный либерально-позити- вистский миф о конце идеологий и ненужности духовной власти вообще оказывается еще более опасным и разруши-

Искушение глобализмом 401

Тельным, чем коммунистические мифы об отмирании госу- дарства и упразднении рыночных отношений.

Коммунистическими мифами в свое время воспользова- лись бесчисленные жрецы нового учения, а также чиновни- чья бюрократия. Современные либеральные мифы пришлись как нельзя кстати всем тем, кто организует разнообразные теневые практики и тяготится крепкой государственностью, равно как и цензурой нравственного сознания.

Великую криминальную революцию современности, гро- зящую размыть сами основы цивилизованного существова- ния, невозможно остановить, не восстановив крепкую госу- дарственную и не менее крепкую духовную власть. Крими- нализированные либералы на это в принципе не способны. Соответствующие надежды остается возлагать либо на пра- вых националистов, либо на левых радикалов будущего.

Однако в эпоху глобализации власти правого национа- лизма уже не суждено снискать настоящего признания и ле- гитимности. В нашу эпоху лишь та идея получает признание и легитимность, которая обращена не только к своим, сопле- менникам, а представляет собой версию общечеловеческого спасения. Правый максимализм печется только о своих, и потому ему не дается диалектика особенного и всеобщего: в том особенном, о котором он печется, не просматривается всеобщее, общечеловеческое. Именно потому правые нацио- налисты проигрывали великие идеологические и политичес- кие битвы эпохи модерна.

Их власть над умами соплеменников никогда не станови- лась универсальной духовной властью, имеющей прозелитов на стороне. Поэтому возрождение прерогатив духовной влас- ти, необходимой человечеству для того, чтобы отбить натиск всеразъедающего аморализма и бездуховности, может быть связано только с подъемом новых радикальных движений, выступающих в защиту всех приниженных, всех, кому либе- ральные социал-дарвинисты не оставили шансов.

Наши рекомендации