Первый прогностический сценарий: восстановление гражданского консенсуса на основе исключения кочевнической диаспоры
При разработке такого сценария важно не сбиться на су- губо политический «конструкционализм» и учесть влияние общих социокультурных факторов. Сценарный тип прогно- зирования является контрастным по преимуществу — он предполагает разбегание «культурных галактик» после про- хождения точки бифуркации или, что тоже самое, действие законов поляризации. Для того, чтобы мобилизовать соци- альную энергию в борьбе со спекулятивно-финансовым комплексом, грозящим вернуть капитализм из продуктив- ной фазы к старому ростовщичеству, необходимо обратиться к наиболее последовательным и непримиримым оппонентам виртуальной экономики. Этому признаку отвечает тип на- родного капитализма — вышедших из низов «трудоголиков», которым удалось организовать свое небольшое самостоя- тельное дело.
Искушение глобализмом 363
Собственно, если иметь в виду классическую рыночную теорию, то такого рода мелкие и средние предприниматели являются ее эталоном. Настоящий рынок — это стохастичес- кая (не контролируемая из какого-либо центра) система, где множество независимых производителей конкурируют перед лицом независимого потребителя, являющегося единствен- ной инстанцией, наделенной правом поощрять и наказы- вать. Западный капитализм стал утрачивать эти черты уже в последней третий XIX века, вместе с появлением крупных корпораций, тяготеющих к монополизму, к контролю над рынком и над самим потребителем. Классическому рыноч- ному принципу «потребитель всегда прав» неокапитализм крупных корпораций противопоставляет принцип «произ- водства новых потребностей» — эффективного манипулиро- вания массовым потребительским сознанием. Здесь уже не потребитель законодательствует, поощряя угождающую ему производительную добросовестность; законодательствует финансируемая производителями реклама, которая руково- дит потребителем, одновременно и льстя ему и запугивая его участью презираемого простака, не допущенного в престиж- ную современность. А пропуском в современность является приобретение товаров наиболее престижных фирм, эксплуа- тирующих «имиджмейкерскую» интеллектуальную ренту.
Вся новейшая «экономика спроса» построена на альянсе капитализма с богемой — и той, что создает призрачные об- разы мира, и той, что не может жить без их наркотического эффекта. В историческом и социокультурном отношении здесь поляризованы два мира. На одной стороне мы имеем добрый старый рынок, основанный на союзе патриархально- го производителя с патриархальным потребителем. В одном случае под патриархальностью понимается специфический социокультурный комплекс, замешанный на старинном тру- долюбии, прилежании и ответственности — всем том, что в свое время «капитализировал» М. Вебер в работе «Протес- тантская этика и дух капитализма». Во втором случае патри- архальность олицетворяется осмотрительными покупками, рассчитанными на естественные («здоровые») потребности и длительную службу. От товара требуется не внешний блеск и
А. С. Панарин
Символическая насыщенность аллюзиями на престижность и раскованность, а добротное качество и ясность функции.
На другой стороне мы сталкиваемся с «постмодернист- ским» рынком, где сторона производителя представлена ис- кус ительным лукавством, торгующим не столько товарами в прямом смысле, сколько знаками престижной современнос- ти. Здесь на долю прямой функции, удовлетворяющей необ- ходимые потребности, приходится совсем немного — большая часть усилий (как и создаваемой ими цены) тратит- ся на то, чтобы распознать «комплексы» потребителя и сыг- рать на них. Эта лукавая психоаналитика рынка предполага- ет скрытую от нас перестройку в рядах производителя.
Носители строгого фальсифицируемого знания — меха- ник, физик, химик и биохимик, создающие новые технологии, как и те, кто реализует это знание в повседневных производ- ственных практиках, — грамотный инженер и_дисциплини- рованный, дорожащий профессиональной честью рабочий, оказываются существенно потесненными специалистами виртуального мира — всякого рода дизайнерами, вкладыва- ющими в товар разнообразную гамму сугубо символического содержания. Вместо ожидаемой демократами и социалиста- ми старого закала гуманизации капиталистического произ- водства произошла его гуманитаризация. На долю гуманита- риев — создателей символической «интеллектуальной ренты», связанной с манипулятивными свойствами товара, прихо- дится более половины создаваемой в производстве прибыли и, соответственно, столь же высокая доля получаемых гоно- раров.
Сторона потребителя в этой новой символической систе- ме представлена психостениками, к которым едва ли приме- нима теория рационального выбора, — подлинными субъек- тами выбора здесь являются не они, а те, кто их наставля- ет, — бесчисленные учителя и поводыри «современности», одновременно и внушающими им страх неполноценности, вызванный отлучением от современности, и тут же предлага- ющими самую престижную продукцию, предназначенную отвести от-своих обладателей всякое подозрение в «неприоб- щенности».
Искушение глобализмом 365
В некотором смысле можно сказать, что новейшая эконо- мика представлена двумя специфическими «субкультурами» — находящимися в состоянии зависимости неврастениками, с одной стороны, и своекорыстными «психотерапевтами», за- интересованными в хроническом характере заболевания, — с другой
Неужто современность навсегда монополизирована эти- ми сомнительными типами? Если опираться на экономичес- кие аргументы, с некоторых пор считающиеся наиболее ве- сомыми, то положение не кажется таким уж безнадежным. Мало того: в отношении современной виртуальной эконо- мики, созданной гигантскими корпорациями и связанной с ними богемной субкультурой искусственных потребностей и искусственного спроса, существует подозрение в паразитар- ное™. Она существует за счет реальной продуктивной эко- номики — до тех пор, пока потенциал последней не будет до конца растрачен.
В конечном счете полная победа манипулятивной «ин- теллектуальной ренты» над производительной прибылью, создаваемой руками ученых, инженеров и рабочих, как и ор- ганизаторским усердием настоящих предпринимателей, означала бы, что всякое различие между производством нуж- ной, удовлетворяющей реальные запросы, и ненужной про- дукции исчезло. В этом случае рыночная экономика совер- шила бы самоубийство, и у нее не осталось бы никаких пре- имуществ перед административно-командной системой, в которой заказчиком выступает не независимый потребитель, а бюрократические и идеологические инстанции.
Как оказалось, устранение потребителя как решающей экономической инстанции, реализующей теорию предель- ной полезности и наделенной правом отделять экономичес- ки рациональное поведение от иррационального, возможно не только в ходе эскалации бюрократического социалисти- ческого планирования, но и в ходе эскалации манипулятив- ной индустрии спроса, в которой грань между реальными потребностями и потребностями внушенными окончательно теряется. Поэтому понятие реального спроса и реальных по- требностей в конечном счете неустранимо из экономики —
366 А. С. Панарин
Это тот ее «натурфилософский» референт, исчезновение ко- торого грозит провалом в виртуальный мир, что, судя по уже проявившимся признакам, будет пострашнее тоталитарного провала. По сути дела, на наших глазах возникает противо- стояние, которому суждено определять характер всей гряду- щей эпохи — между реальным и виртуальным, естественным и искусственным. Это противостояние в рамках предприни- мательского класса может оформиться как столкновение производителей реальной производственной прибыли с пред- ставителями спекулятивно-манипулятивного альянса — фи- нансовых игроков и создателей манипулятивной «интеллек- туальной ренты».
С учетом экономической и научно-технической пер- спективы дело представителей реальной экономики отнюдь не выглядит проигрышным. Научно-техническая и экологи- ческая революции современности заново реабилитируют на- туральный продукт. Новый научно-технический опыт засви- детельствовал принципиальные преимущества натурального сырья перед синтетическим и невозможность его полноцен- ной замены всякого рода суррогатами. Природные продук- ты, в которых воплощена бесконечная сложность и, в ряде случаев, бесконечная длительность естественных процессов, не могут быть полноценно продублированы процессами, ор- ганизованными человеком, — в которых воплощена про- странственно-временная ограниченность и одномерность конъюнктурного технологического замысла.
Точно так же новая экологическая экспертиза, вносящая свой вклад в формирование современности и ее деспотичес- ких критериев, в свою очередь свидетельствует о преимуще- стве натуральных продуктов, наделенных соответствующим потребительским престижем. Сегодня элитарный спрос тем и отличается от массового, что ориентируется на экологичес- кие показатели и включает специфический снобизм «неона- турализма». По закону имитации, свойственному массовым демократическим обществам, а также под давлением расту- щих «экологических ошибок» современной технической ци- вилизации натуралистический императив станет все больше
Искушение глобализмом 367