Зя остановить репрессивными мерами. Культура сохраняет статус независимой церкви — ей дано право отлучать силь- ных.
Думается, главной реакцией культуры, которой следует ожидать в ближайшем будущем, является реакция на непод- линность. Квинтэссенцией этой неподлинности является мир виртуальной экономики. Уже сегодня формируется школа так называемой физической экономики68, прямо противопо- ставляющая дутым величинам новейшей банковской эконо- мики натуральные показатели, связанные с расходованием вещества природы и трудовых усилий. Очевидно, что в бли- жайшем будущем физическая экономика обретет не мень- шее идейное влияние в стане поверженных, чем некогда — марксистская политическая экономия.
Вероятнее всего, она получит название континентальной школы или даже континентального движения. Выше уже гово- рилось о геополитическом противостоянии Моря и Конти- нента, в котором сегодня именно Море инициирует вирту- альные процессы и манипулятивное — нефальсифицируе- мое знание. Инициаторами здесь всегда будут выступать те, у кого меньше физических ресурсов и меньше готовности при- лагать реальные трудовые усилия для обеспечения своих за- вышенных притязаний. Сегодня атлантизм — не только со- циокультурное и геополитическое понятие. Он обозначает также особую среду, податливую на виртуальные ухищрения и мифы.
Напротив, евразийский континент призван отстаивать
«принцип реальности», противопоставляя его атлантическо- му «принципу удовольствия». Реальность континента — это огромные природные ресурсы и, если брать Индию и Китай, несметные трудовые ресурсы.
Что касается России и новых индустриальных государств АТР, то особым экономическим шансом является дешевая, но при этом высокообразованная и квалифицированная ра- бочая сила. Сочетание гигантского природного и человечес- кого капитала — вот основа физической экономики континен- та, противостоящей паразитарной экономике глобальных финансовых спекулянтов.
Искушение глобализмом 347
Главный вопрос здесь — является ли физическая эконо- мика, по высшему счету культуры, архаичной или, напротив, суперсовременной. Я предвижу образование новой натурфи- лософской школы, объединяющей естествоиспытателей, эко- номистов, специалистов в области маркетинга и гуманита- риев — создателей престижной и заманчивой образности, которая свое назначение найдет в развенчании индустрии подделок и заменителей, вредных и для физического, и для нравственного здоровья человека. Эта школа раскроет до- стоинство натуральных продуктов в их таинственной соотне- сенности с запросами человеческого тела и духа, равно как и с общими запросами эпохи на достоверность и подлинность. Подобно тому как поздние стоики вспоминали милетцев — натурфилософскую школу ранней античности, находя в ней противоядие от зыбкости эллинистического декаданса, на- шей эпохе предстоит вспомнить натурфилософов Ренессан- са, беря их в союзники в борьбе с нынешним «виртуальным миром».
И здесь натурфилософской школе предстоит напрямую столкнуться с мастерами виртуального жанра — многочис- ленными создателями «интеллектуальной ренты», позволяю- щей многократно завышать цену тех поделок и суррогатов, которыми Запад, «полезный промысел избрав», удовлетво- ряет «вкус голодный» наивных современных туземцев, отда- ющих за «престижные» безделушки реальное богатство. Со- здатели современной «интеллектуальной ренты» в большин- стве случаев не имеют никакого отношения к тем подвигам творческого воображения, которые обеспечили научно-тех- нический взлет классического модерна. Фундаментальная фаустовская пытливость, проникающая в тайны природы, давно подменена манипулятивной изворотливостью, пытаю- щей уже не природу, а неустойчивую психику современни- ков.
Надо сказать, современный спекулятивный тип буржуа основательно раздружился с исследовательской средой фаус- товского типа, предпочтя ей альянс с сонмищем дизайнеров и имиджмейкеров, назначение которых — подсунуть потре- бителю плохой товар в сверкающей упаковке. Напор на этот
А. С. Панарин
Альянс снизу, со стороны возмущенных потребителей и доб- росовестных производителей, еще недостаточен для его со- крушения. Для того чтобы выиграть битву с виртуальным миром, необходимо размежевание в стане творческой интел- лигенции. Той ее части, которая еще сохранила фаустовский порыв и настоящую профессиональную этику, предстоит от- стаивать действительно научное, соответствующее принципу фальсификации знание от напора новой магии, обслужи- вающей чародеев манипулятивной индустрии образов, и тех, кто с мазохистским сладострастием отдается им в руки.
Будущая натурфилософская школа создаст свой культур- ный стиль, характеризующийся неприятием всего искусст- венного — и в продуктах повседневного спроса, и в челове- ческих отношениях, и в экономических и политических практиках. Адептами этой школы станут все те, кому внуша- ют отвращение манипуляторы и «кукловоды», кто дорожит трезвостью своего сознания, своим здравым смыслом и до- стоинством. Ибо современная манипулятивная индустрия покушается одновременно и на наше здравомыслие, и на на- ше достоинство, так как в основе ее лежит тезис о том, что у не принадлежащих к избранным достоинства быть не должно.
Здесь противостоят друг другу две антропологических ка- тегории: здоровая чувственность, взыскующая подлинного контакта с миром, и чувственность декадентская, неврасте- ническая, жаждущая наркотических эффектов и самообма- на. Первая тяготеет к светлому космизму, к природе, как ис- точнику всего гармонического и достоверного; вторая — к виртуальному миру, создающему наркотические эффекты. Соответственная дифференциация должна затронуть эконо- мическую и научную элиты. Предстоит реабилитация тех ко- мандиров производства, специалистов и организаторов, ко- торые связали свою судьбу с физической экономикой, по- ставляющей реальные товары и услуги, а теперь загоняются в гетто дельцами виртуальной экономики В научной сфере предстоит новое пробуждение той исследовательской среды, которая призвана выпытывать глубинные тайны космоса и
Искушение глобализмом 349