Зом: здесь забота об общем, системообразующем, явно дов- леет над стремлением к знанию-власти или знанию-пользе.
Мы еще не знаем, способна ли в принципе западная про- изводящая система в тех или иных формах интегрироваться с восточной системой гармонизующего знания и тем самым породить структуру глобальной социокультурной револю- ции, далеко превосходящей научные революции, прежде протекающие внутри самого Запада Сама биполушарная, западно-восточная структура мира, о которой мне уже при- ходилось писать59, заставляет полагать, что такая интеграция заложена в структуре нашего планетарного социального ор- ганизма. Периодически активизирующийся обмен социо- культурной информацией между Востоком и Западом лежит в основе глобальных парадигмальных сдвигов, из которых, может быть, самым многозначительным было рождение хрис- тианства.
Сегодня назрел новый парадигмальный сдвиг, связан- ный с повышением самого статуса природной экосистемы до роли верховного законодателя производственных практик. Современные исследователи говорят в этой связи о коэволю- ционной парадигме, при которой научно-производственная система не стоит над природной, третируемой как резервуар и источник ресурсов, а вписана в нее и учитывает ее внутрен- ние нормативы в качестве предварительного условия органи- зации технологических практик.
Спасти прогресс можно только на этом пути: посредст- вом парадигмальной перестройки отношений в рамках пары
«цивилизация — природа». Только перестроившись на осно- ве коэволюционной программы, модерн может избежать са- моубийства — вместе с убийством живой природы — и про- должить свою эпопею в качественно новых формах. Настаи- вать на увековечивании его нынешней «нормальной» (для западной традиции) формы — значит готовить почву для взрыва, способного обернуться либо гибелью человечества, либо полным реваншем фундаменталистского контрмодерна.
По сути, мы сегодня имеем дело с двумя типами фунда- ментализма- агрессивным фундаментализмом Запада, не же- лающим качественно менять планетарную программу фаус-
Искушение глобализмом 301
товской культуры, и ответным фундаментализмом Востока (в частности, мусульманского), не видящим иного выхода, кроме разрушения западной цивилизации как главного ис- точника планетарной дестабилизации. Преодолеть это столк- новение двух типов фундаментализма (из которых западный сегодня находится в активном наступлении, а восточный — в глухой обороне) можно только посредством новой интегра- ции восточной социокультурной подсистемы, выполняющей роль внепроизводственной среды, с западной «производствен- ной», пока что сопротивляющейся вторжению архаической
«богемы» извне.
Такая интеграция может стать успешной при условии, если Запад выделит из своей интеллектуальной элиты осо- бую подструктуру «гения», генерирующего глобальные ин- новационные идеи. Специфической функцией этой под- структуры станет ре интерпретация больших восточных идей, преобразуемых в программу парадигмальной перестройки. Сегодня на Западе объявлена смерть интеллигенции как ру- диментарного образования, чудом уцелевшего от старой,
«метафизической» эпохи. Интеллигента в качестве свобод- ного художника или вдохновенного пророка и моралиста сменяет деловой человек, прагматик, эксперт и менеджер. При такой «перестройке» интеллектуальной структуры боль- шие идеи вообще могут исчезнуть, — между тем, именно в них сегодня появилась особая нужда.
Следовательно, если Запад не желает закоснеть в качест- ве имперской системы, отныне способной только на экспан- сивный рост, а значит — на захваты и завоевания, вместо прорывов в новое историческое измерение, ему предстоит возродить интеллигенцию. Но это будет особая интеллиген- ция. Основным отличительным признаком ее будет откры- тость Востоку как источнику альтернативных социокультур- ных практик. Восприятие, перенос и реконструкция общих идей, относящихся к большой восточной традиции, с целью преобразования традиции самого Запада — вот задача этой новой интеллигенции.
А. С. Панарин
Глава вторая
ГЛОБАЛЬНАЯ ЧУВСТВЕННОСТЬ В ЭПОХ У ИНФОРМАЦИОННО Й РЕВОЛЮЦИ И
ЭЛИТЫ И МАССЫ В ГЛОБАЛЬНОЙ РЕВОЛЮЦИИ: ПО РАЗНЫЕ СТОРОНЫ БАРРИКАДЫ
Для выявления альтернативного демократического по- тенциала современной глобальной революции надо по воз- можности точно отделить в ней то, что относится к объек- тивным универсалиям прогресса, от того, что несет на себе печать незаконных узурпации и привилегий.
Все, подробно описанное в первой части, относится к привилегиям. Глобализация в этом смысле означает бунт привилегированных групп общества против тех ограниче- ний, которые были наложены на них на предыдущем исто- рическом этапе модернизации и демократизации.
Начнем с буржуазии. Что для нее означает глобализация? Она означает попытку сбросить узы национального демокра- тического контроля, отказаться от обязательств, налагаемых социальным государством, порвать общенациональный кон- сенсус, за который предпринимательскому классу пришлось платить высокими налогами, признанием прав профсоюзов, социального и трудового законодательства и другими огра- ничениями. Экономическая глобализация в этом смысле оз- начала для капитала освобождение от национальной и соци- альной ответственности. Отныне капитал получает возмож- ность отказаться от обременительных социальных обязательств и свободно мигрировать туда, где налоги и заработная плата ниже, социальное страхование не развито, а общая ответст- венность буржуазного класса сведена к додемократическому минимуму.
Мало того: капиталисты теперь получают возможность шантажировать собственные правительства, заставляя их де- монтировать социал-демократические завоевания предшест- вующей эпохи, угрожая в противном случае массовой мигра- цией в более покладистую среду.