При этом забывают, что тем самым общество обрекает

280 А. С. Панарин

Себя на проедание основного капитала, каким является сама цивилизация со всей ее культурно-информационной, демо- графической, морально-этической и прочей инфраструкту- рой, обеспечивающей все наши легитимные практики. Ли- шенный подпитки со стороны общей социокультурной сфе- ры, лежащей за пределами предприятия и ныне безжалостно разрушаемой, этот капитал может быть «проеден» уже при жизни нашего поколения. Эта угроза полнее всего раскрыва- ется на уровне глобальных проблем.

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КАК ТОЧКА ОТСЧЕТА НОВОГО БУДУЩЕГО

Современный глобализм заслуживает парадоксального определения системы, призванной отвлечь от действитель- ного решения глобальных проблем. Глобальные проблемы требуют нового интенсивного рывка — качественного пре- образования наших практик на основе нового вторжения системы под названием «гений» (в кантовском смысле сло- ва) в систему под названием «производитель». Нынешние глобалисты, с одной стороны, разрушают систему «гения», опустошая кладовые национальных культур, и с другой сто- роны — занимаются перераспределением ресурсов мира для того, чтобы бросить эти дополнительные ресурсы в топку своей технической цивилизации и тем самым избавить ее от давно назревшей реконструкции.

Глобальные проблемы — это угроза разрушения природ- ной, социальной и духовной среды, подвергающейся небы- валому давлению со стороны технической цивилизации.

Эти проблемы выступают как результат следующих несо- ответствий:

— между неограниченным воспроизводством факторов, входящих в систему «техники», и ограниченными воспроиз- водящими возможностями системы под названием «при- рода»;

— между индустриальным, поставленным на поток, ти- ражированием техники и остающимся кустарным или полу- кустарным обеспечением системы под названием «человек»

Искушение глобализмом 281

Миллионы людей живут в условиях домашинного, кустарно- го быта, пользуются кустарными услугами устаревшей меди- цины, педагогики и т. п.;

— между уникальными продуктами высокой культуры и неограниченно тиражируемыми продуктами культуры мас- совой.

В результате вся сфера, относящаяся к технически тира- жируемому и поставленному на конвейер, теснит, деформи- рует и, наконец, грозит полным разрушением тех сфер, кото- рые относятся либо к уникальным дарам природы, либо к уникальным дарам культуры. Последние олицетворяют тот самый капитал цивилизации, который достался индустри- альному обществу даром и которым капитализм за всю свою теперь уже многовековую историю так и не научился аде- кватно распоряжаться. Сегодня этот капитал иссякает на наших глазах. Разрушается природа, будучи не в состоянии по-прежнему воспроизводить свои биоценозы, разорванные вторжением токсичной техники. Разрушается природный капитал человеческого здоровья и жизнелюбия — та специ- фическая витальность или пассионарность, которая отлича- ла прежние поколения от нынешнего, неврастенического и анемичного.

Разрушается моральный капитал человеческого законо- послушания, ответственности и взаимного доверия, ибо ны- нешние хозяева жизни не только систематически нарушают это доверие, но и в целом преподают современникам урок того, как вероломство и нечистоплотность неизменно торже- ствуют над добропорядочностью. Это ставит под сомнение все выгоды социальной коопераций и грозит разрушить ко- операцию как таковую. Об этом пишет Ф. Фукуяма: «. .Лю- ди, не испытывающие доверия друг к другу, станут взаимо- действовать лишь в рамках Системы формальных правил и положений, которые нужно постоянно вырабатывать, согла- совывать, отстаивать в суде, а потом обеспечивать их соблю- дение, в том числе и с помощью мер принуждения Все эти приемы, заменяющие доверие, приводят к росту того, что экономисты называют «трансакционными издержками» Иначе говоря, преобладание недоверия в обществе равно-

282 А. С. Панарин

Сильно введению дополнительного налога на все формы эко- номической деятельности, от которого избавлены общества с высоким уровнем доверия»54.

Учитывали ли это наши реформаторы, когда заявляли о готовности заменить архаику морального сознания, со всеми его «сантиментами», современным правовым сознанием, за- меняющим авансы доверия гражданскими исками?

Перед лицом глобальных проблем, затрагивающих сами основы человеческого существования на земле, цивилизаци- ям Востока и Запада предстоит заново мобилизовать весь свой культурный творческий потенциал — отмолчаться и от- сидеться более не удастся никому.

Первый вопрос, который напрашивается в этой связи: иссяк ли культурный потенциал западного модерна и, в принципе, насколько он годится для подготовки должного ответа на глобальный вызов? Второй вопрос: каковы пер- спективы подключения к этому ответу культурного потен- циала восточных цивилизаций?

Попытаемся по порядку рассмотреть эти вопросы.

Наши рекомендации