В практическом отношении экстенсивный путь означает изоляцию производственной среды от внешне ей социокуль- турной беспокойной среды, в которой генерируются новей- шие творческие идеи.
Интенсификация, напротив, предполагает встречу этих двух разнокачественных тип среды: стандартизированно-за- конопослушной среды налаженного производства и среды
Искушение глобализмом 277
раскованного творческого воображения, не стесненного ни- каким жестким социальным заказом и институциональными регламентациями. При этом действует следующая законо- мерность: чем более удаленной от сферы непосредственного производственного исполнительства является та или иная деятельность, относящаяся к миру творческих идей, тем вы- ше эффект интенсификации производства в случае эффек- тивного подключения этой деятельности к производственно- му процессу. В этом проявляется кантианский парадокс ин- новационного процесса: он становится тем эффективней, чем меньше в нем заранее спланированных и укладываю- щихся в сложившуюся систему производственных ожиданий
«рационализаторских предложений».
Нулевую степень интенсификации мы имеем тогда, ког- да производственная сфера полностью предоставлена самой себе, защищена от вторжения идей со стороны менее орга- низованного социокультурного мира. А далее выстраивается следующая иерархия.
Подключение научно-информационного комплекса тех- нических наук к производственной сфере открывает нам первый, наиболее предсказуемый горизонт интенсификации.
Подключение естественнонаучного комплекса, включа- ющего фундаментальные открытия, относящиеся к структу- ре вещества и поля, открывает нам второй, более перспек- тивный горизонт. Еще более заманчивые горизонты откры- ваются вместе с подключением к производственному процессу биологического комплекса наук о жизни. Основывающиеся на этом прорывы в области биотехнологий обозначают мо- мент перехода от классического индустриального производ- ства, характеризующегося техноцентризмом, к постиндуст- риальному производству, воплощающему новую парадигму био- и антропоцентризма. Последняя особенность реализу- ется по мере подключения к производственно-технологичес- ким практикам всего комплекса наук о человеке — психоло- гии, культурной антропологии, лингвистики, теории соци- альной коммуникации и т. п
Надо подчеркнуть одну важнейшую особенность: чем выше мы поднимаемся по лестнице наук — от механики до
278А. С. Панарин
Биологии и антропологии, тем в большей степени мы сопри- касаемся с миром общих идей, происхождение которых оста- ется загадочным, спрятанным в поле культурного синкретиз- ма (элементы которого ведут себя прихотливо, индетерми- нистски). Это — в самом деле сфера кантовского «гения», который не может отдать себе отчет в том, где именно он по- черпнул те или иные идеи, каковы конечные источники его вдохновения.
Между тем рынок как система «приведения к пользе» и тестирования пользой предъявляет к «гению» общего социо- культурного творчества требования жесткого отчета, касаю- щегося того, как и где именно получена та или иная идея и какого обозримого практического эффекта от нее можно ожидать. Речь идет не об идеологическом или бюрократичес- ко-управленческом отчете, что было характерно для «реаль- ного социализма». Речь идет об экономической рациональ- ности, желающей знать, куда именно выгодно вкладывать деньги и на какой срок. Но запросы этой рациональности гений культуры, «гуляка праздный» при всем желании не может удовлетворить: он в самом деле не знает в точности ни того, чему он обязан своим открытием (конкретной отрасле- вой привязки творческое вдохновение не имеет), ни того, в какие прикладные и тем более коммерческие результаты оно выльется.
В ответ на такую «богемную» прихотливость у буржуа го- товы репрессии: отказать в финансировании всякой деятель- ности, не умеющей толково экономически отчитаться. И это мы говорим о буржуа лучшего, классического предпринима- тельского типа; о современном буржуа — спекулянте, ростов- щике и «джентльмене удачи» здесь лучше вообще не упоми- нать. Словом, горизонт рыночной системы в основном замкнут на том, что верифицируется в сегодняшнем экономическом опыте и гарантирует скорую отдачу.
Напротив, вся сфера больших фундаментальных идей, являющихся источником интенсивного роста, представляет собой экспансию будущего, приглашаемого в настоящее. Если общество не желает лишиться такого будущего, оно должно найти способ поддержания этой системы общего со-
Искушение глобализмом 279
Циокультурного накопления, не только предоставив ей вели- кодушные финансовые гарантии, но и гарантии свободы творчества. Сегодняшний опыт показывает, что выбор между тоталитарной цензурой и цензурой рынка является тупико- вым: оба типа цензуры подрывают общие условия духовного накопления, а тем самым — условия интенсивного роста, на- правленного в будущее.
На этой основе уже сегодня можно прогнозировать но- вый конфликт между буржуа и интеллектуальной элитой. В первый посттоталитарный период они помирились на сво- боде. Но, как оказалось, посттоталитарной свободой куда лучше в'оспользовались не профессиональные «знатоки сво- боды» из лагеря творческой интеллигенции, а вылезшие на свет подпольщики теневой экономики, которым нет никако- го дела до вопросов, касающихся условий сохранения и раз- вития культурной среды. Современная либеральная идеоло- гия оказалась союзником этого подполья, ибо ключевым программным пунктом этой идеологии является ограниче- ние государственного контроля и вмешательства.
Такое сугубо отрицательное определение свободы ничего не говорит нам о позитивных условиях развития современ- ного духовного производства, выступающего в функции об- щего информационного накопления. Накопление в духов- ной сфере, подобно экономическому накоплению, означает наращивание идей и разработок, предназначаемых не для немедленного «потребления», а служащих как инвестиции в будущее. Такое духовно-интеллектуальное инвестирование в будущее рынок сам по себе обеспечить не может. Система неопределенности, царящая в таких сферах, как общее обра- зование молодежи, досуг, фундаментальная наука и искусство, жизнеобеспечение групп, не относящихся к самодеятельно- му населению, но активно осваивающих новую социокуль- турную информацию, не может быть расшифрована рынком, все на свете тестирующим по критерию прибыльности Поэ- тому либеральные радикалы рыночного подхода готовы по- просту уничтожить весь этот «факультатив культуры», не умеющий отчитаться по финансовой ведомости