Прежде это называлось борьбой с буржуазными пере- житками, теперь это называется борьбой с пережитками то- талитаризма. Таким образом, в основе и прежнего, и нового
«очистительного мифа» лежит редукционистская процедура упрощения С позиций большевистского комиссара богатей- шие и разнообразнейшие пласты культуры оказывались све- денными к одной «буржуазной» составляющей. Вся старая культура ставилась на подозрение в качестве породительни- цы страшного исторического ублюдка — буржуазии. Теперь вся эта культура находится под подозрением как породитель- ница тоталитаризма.
Не случайно труд Г. Алмонда и С. Вербы «Гражданская культура» превратился в манифест современного американ- ского культуртрегерства, насаждающего свой образец по все- му миру. В этом труде вся мировая культурная традиция, по сути дела, делится на две части: американскую и неамери- канскую. Из подозрения в тоталитарных поползновениях выведена только американская культура. Остальные расце- ниваются как более или менее обремененные микробами ав- торитаризма и тоталитаризма. Словом, в полном соответст- вии с манихейскими установками идеологического прогрес- сизма мир рассматривается как находящийся на марше — от тоталитарного прошлого к американоподобному либераль- ному будущему. Как и водится в таких случаях, здесь разли- чают непримиримых врагов и идеологических попутчиков. Одни подлежат устранению, другие — классификации и от- бору на возможную пригодность.
Культуры великих цивилизаций Востока и России отно- сят к первой категории — как подлежащие окончательной выбраковке в ходе эпохального перехода от тоталитаризма к глобальной демократии. Что касается западноевропейской культуры, то она рассматривается не в своем самодостаточ- ном значении, а только как «попутническая» и промежуточ- ная — в контексте указанного глобального перехода
Каков же критерий, позволяющий оценить и измерить степень демократической доброкачественности той или
Искушение глобализмом 107
Иной культуры? Анализируя новейшие манифесты амери- канского либерализма, мы с изумлением открываем, что критерий здесь — чисто отрицательный. Оказывается, мерой инструментальной пригодности культуры в глобальном об- ществе будущего является пустота — освобожденность от прежних норм и догм, в том числе и моральных.
МЕТАФИЗИКА «ПУСТОТЫ» КАК ОСНОВАНИЕ АМЕРИКАНСКОГО ГЛОБАЛИЗМА
«Пустота» имеет в американской культуре два взаимодо- полняющих значения — внутреннее и внешнее. В первом значении американец выступает как образец вольтеровского
«дикаря» — носителя естественного начала, которое в других культурах оказывается подавленным грузом традиций и мо- ральных предрассудков. Этот стереотип американская куль- тура унаследовала от эпохи Просвещения, которая противо- поставила безнадежной «запутанности» феодальных обществ простоту естественного человека с его разумным эгоизмом.
Добуржуазное общество порабощало индивида, требуя подчинения различным коллективным ритуалам и мифам. Самоуверенность просветителей и их оптимизм были связа- ны с их антропологией — оценкой старого порядка как ис- кусственного, навязанного человеку неразумно устроенным обществом. Разумное же общество здесь выступало не в ка- честве умозрительной и усложненной конструкции, а как возвращение к естественному порядку, в центре которого выступает естественный человек. Буржуазный разумный эго- ист, покончивший с традиционными предрассудками, требу- ющими от него жертвенности, отождествлялся с естествен- ным человеком, а буржуазные революции выступали как ре- ванш естественного порядка над вымученной феодальной искусственностью. Этот наивный просвещенческий миф ни- где не сохранялся и не оберегался с таким тщанием, как в Америке.
Собственно, он принадлежит к конституирующим эле- ментам Нового Света: эмигранты, устремившиеся сюда, чув- ствовали себя в роли тех самых «естественных» людей, кото-
А. С. Панарнн
Рым мешала раскрыться сплетенная в ходе тысячелетий пау- тина традиций и «искусственных» кодексов. Американский континент рассматривался как культурный вакуум — пустое пространство, которому надлежит стать ареной действия
«новых людей».
Пришельцы вряд ли стали бы внимать предостережени- ям этнографии, которая учит, что настоящих пустот на пла- нете не бывает (за исключением Антарктиды) — все они на поверку оказываются ареалами той или иной культуры. Встретив американских аборигенов, белые пришельцы вос- приняли их не в качестве законных хозяев континента, с ко- торыми предстояло вступить в диалог, а как досадный бал- ласт, мешающий воздвигать здание новой цивилизации. Аборигены не вписывались в контекст «американской» меч- ты, где «новому человеку» мир открывается как «чистая дос- ка», на которой он без помехи начертает свои проекты. Поэ- тому краснокожие были уничтожены вместе со своей само- бытной культурой, и пространство континента было приведено в соответствие с искомым образом «чистой доски».
Таким образом, демографическая и культурная катастро- фа, постигшая туземное население, была связана с филосо- фией «пустого» пространства, ни к чему не обязывающего пришедшего «нового человека». В глобальную эпоху подоб- ная катастрофа может принять глобальный характер. За ли- беральной идеологемой «открытого общества», вчера еще выступавшего как синоним социума, свободного от тотали- тарных ограничений, сегодня все отчетливее вырисовывает- ся старый американский архетип, требующий очищения ок- ружающего мирового пространства для того, чтобы американ- ский «новый человек» смог беспрепятственно осуществить свою планетарную миссию.
Отношение современной Америки — победителя в «хо- лодной войне» к другим культурам все откровеннее сближа- ется с тем отношением, которое первопроходцы-флибустье- ры продемонстрировали применительно к туземной культуре американских индейцев. Лозунг «всемирной либерализа- ции» и «американского века» означает полное раскрепоще- ние американского архетипа, связанного с закланием старых
Искушение глобализмом 109
Культур во имя торжества янки как нового человека. Под влиянием американоцентричного либерализма статус древ- них культур на всех континентах непрерывно занижается и все они ставятся под подозрение в качестве помехи насту- пающей экономической и политической революции, кото- рую несет миру американский авангард. Борьба «экономики с антиэкономикой» как кредо данной революции означает растущее обесценение культурного наследия и культурных ценностей по сравнению с материальными ресурсами. Наро- ды — носители устаревших культур в силу исторической слу- чайности оказались владельцами природных богатств, кото- рыми они не умеют правильно распорядиться.
Так «антитоталитарная» критика чужих культур раскры- вает свои подтексты, связанные с планетарным перераспре- делением ресурсов в пользу «победителя».
Как известно, «американская мечта» неразрывно связана с образом «отодвигаемого фронтира» — границы на западе США, где вплоть до 90-х годов XIX века еще сохранялись не- занятые земли. Именно здесь можно было все начать снача- ла, перерешить свою судьбу, освободиться от прежних пут. Принято считать, что капитализм в его развитой, индустри- альной стадии подчиняется модели интенсивного развития, не нуждающегося в пространственных расширениях. Исто- рия Соединенных Штатов это опровергает. Уже отцы-осно- ватели США мыслили имперскими категориями. «К 1783 году Вашингтон уже назвал новорожденную республику «подни- мающейся империей». «Расширять сферу» призывал и Мэ- дисон в 10-м номере «Федералиста»; в 14-м номере он гово- рил о «расширенной в своих пределах республике» как о
«единой великой, уважаемой и процветающей империи»12.
Сегодня стандарты нового «великого учения» обязывают отождествлять захватническую политику с тоталитарными режимами. Пример США убеждает в обратном: эта респуб- лика изначально осознавала свою имперскую роль в качестве
«нового Рима». Территориальная экспансия является усло- вием, без которого американская достижительная мораль те- ряет свои основания. Не случайно окончание заселения сво- бодных земель на Западном побережье совпало с решитель-
ПО А. С. Панарин