Отсюда становится понятной та прямо-таки большевист- ская энергия, с какой проводники американского «нового
А. С. Панарин
Мира» приступили к борьбе с национальным культурным на- следием в странах бывшего «второго мира» и на постсовет- ском пространстве.
Как человек профессионально связанный с политологи- ческим сообществом, могу засвидетельствовать удивитель- ный феномен: превращение преподавателей научного ком- мунизма и пропагандистов советского образа жизни в пропа- гандистов «самой передовой» американской политической культуры и американского образа жизни. Дело не только в привычном конформизме людей, беспрекословно следую- щих новой установке сверху. Дело еще и в удивительном сходстве между «новым человеком» большевизма и «новым человеком» американизма: они обладают определенным един- ством ментальной структуры.
Большевистский «новый человек» завоевывал страну, полную «старых людей», обремененных грузом прошлой культуры и морали. Надо было всеми силами ускорить уход старого поколения, без которого в России не могла расцвес- ти новая жизнь, полная варварского энтузиазма и идеологи- ческой «взволнованности». Тотальные чистки, голод, гено- цид коллективизации и ГУЛАГа уменьшили физический объем «старого груза». К этому физическому геноциду доба- вился геноцид духовный: насильственное затопление старо- го континента культуры. Из всего прежнего наследия жрецы нового учения извлекли на свет «революционных демокра- тов» — несмотря на их культурную «сухоту» и бесплодие, — а все остальное должно было быть построено на основе буквы заемного «учения».
И вот на наших глазах история удивительным образом повторяется. «Чикагские мальчики», задумавшие в корне перестроить посткоммунистическую Россию, снова сетуют на культурное наследие, которое предстоит подвергнуть новой тотальной чистке. «Либеры» оказываются большими радикалами, чем коммунисты, ибо последних они обвиняют именно в том, что на деле они якобы оказались скрытыми традиционалистами, протаскивающими старые русские куль- турные и державные мифы в новой упаковке. Наши либера- лы также не стесняются заявлять, что «настоящая демокра-
Искушение глобализмом 105
Тия» и «настоящий рынок» в России воцарятся лишь тогда, когда все старое поколение сойдет со сцены.
Нынешняя социальная и экономическая политика явно направлена на то, чтобы помочь ему уйти как можно ско- рее...
И снова, как и в случае с большевистской индустриали- зацией и коллективизацией, либеральная приватизация со- провождается неслыханной культурной чисткой. «Мораль» и
«культура», как и «патриотизм» и «отечество», стали бранны- ми словами новой идеологии, воюющей с национальным менталитетом. Особенность «культурной революции» либе- рализма по сравнению с культурной революцией большевиз- ма заключается только в том, что тогда «новый человек» — завоеватель и разрушитель старого мира — должен был пе- рейти из будущего, которое предстояло наскоро сконструи- ровать; теперь же оказалось, что «новый человек» во всей красе и великолепии уже наличествует — он пришел к нам из-за океана как победитель в «холодной войне».
Задача либерального талмудизма по сравнению с талму- дизмом марксизма-ленинизма стала и проще, и приземлен- нее: вместо того чтобы искать черты нового общества и ново- го человека в текстах «учения», их теперь предстояло узреть наяву — в лице американского образца. Так марксистский доктринальныи утопизм превратился в раболепный «реа- лизм» копировальщиков заокеанского опыта. Политологи, вышедшие из научного коммунизма, сохранив установку на решительный и бесповоротный разрыв с проклятым про- шлым, идеологическую восторженность перед светлым буду- щим перенесли на Америку.
Американское политическое устройство, американская политическая культура и американский образ жизни, соглас- но кодексам «научного либерализма», требуют не менее скрупулезного изучения и неуклонного следования, чем тексты научного коммунизма.
И здесь и там главной мишенью оказываются «старая культура» и «старая мораль». Но теперь место большевист- ского комиссара занял американский комиссар — предста- витель «воинствующего либерализма», с неусыпной бдитель-
А. С. Панарин
Ностью и неистовым пылом выискивающий и искореняю- щий следы старого менталитета и старой морали.