Пользу союза с победителями и господами мира сего чреват не только политическим риском.
Этот разрыв чреват утратой того духовного первородства, тех откровений пророческо-экстатического сознания, с ко- торыми были связаны столь частые случаи духовного води- тельства евреев в мире
По сути дела это означает утрату идентичности, восходя- щей к библейской традиции, к ветхозаветному тексту, про- рочествующему конечное торжество не тех, кто причислялся к господам мира сего, с надеждой разделить их успехи, а тех, кто в который раз не испугался своего изгойства и умеет ждать.
Евреи, приспосабливающиеся к ситуации американского господства в мире, рискуют большим, чем обыкновенный прагматический риск, — они рискуют банализацией всей ев- рейской истории, смертью еврейского мифа в культуре Ве- ковая дилемма еврейской истории достигла сегодня предель- ной остроты. Либо окончательная и бесповоротная натурали- зация в стане победителей, господ мира сего, либо сохранение своей идентичности, связанной не столько с эмпирическими признаками языка и расы, сколько с определенным решени- ем вопроса о призвании. Если господство Америки в мире оказалось бы действительно глобальным, всепроникающим, то евреям, сделавшим свой выбор в ее пользу, предстояло бы раствориться среди победителей. Всякие рецидивы обособ- ленности, всякое дистанцирование были бы крайне опасны- ми ввиду возмущения массами завоеванной периферии дей- ствиями известной «пятой колонны». Пресловутый «пятый пункт», отождествляемый отныне с действиями «пятой ко- лонны», не оставлял бы евреям иного выбора, как саморас- творение без остатка в среде победителей, американизация внешняя и внутренняя. Некоторые симптомы этой стилиза- ции евреев под американскую «расу господ» уже сегодня на- блюдаются. Кому-то это кажется возрождением, но если иметь в виду ту планку, которая задана большой пророчес- кой традицией еврейства, то более уместно говорить об угро- зе вырождения.
Надо, однако, сказать, что столь массовая «американиза-
76 А. С. Панарин
ция» еврейского сознания имеет свои предпосылки надын- дивидуального или структурного свойства. Дело в том, что на сегодня мы имеем удивительное совпадение процессов раз- двоения структур сознания, захвативших и официальную Америку и еврейский «либеральный авангард» в разных странах мира. Это раздвоение имеет место в тот самый мо- мент, когда решается судьба величайшего из наследий чело- вечества — наследия Просвещения (модерна).
Из трех возможных уровней эволюционной динамики человечества — глобального (планетарного), национального (суперэтнического) и племенного (этнического) Просвеще- ние связало свою судьбу со вторым уровнем. Эпоха Просве- щения стала эпохой формирования единых крупных наций посредством переплавки соседских этносов и субкультур в крупные социально-исторические общности, обретающие единое большое экономическое, политико-правовое и ин- формационно-образовательное пространство. Если сочета- ние глобального, национального и местного уровней обозна- чить заглавными буквами Г-Н-М, то формула Просвещения, в особенности в ее классическом французском выражении, будет выглядеть так: 1-Н-1 (глобальный и местный уровни выносятся за скобки, и полноту выражения получает сред- ний уровень — национальный).
Немецкая культурная и политическая история выработа- ла свою, несколько мутированную форму: 1-Н-м (глобаль- ный уровень выносится за скобки в качестве абстракции, а практическое выражение получает сочетание национального и местного, этнорегионального уровней, при безусловном доминировании национального). Добавим сразу же, что даже эта частная уступка местному, этнорегиональному началу сыграла свою драматическую роль в политической и духов- ной истории немецкого народа.
И вот сегодня мы наблюдаем попытку преобразовать саму структуру модерна посредством смещения всех усилий прогресса со среднего, национального уровня на глобаль- ный. В этой попытке активистами являются американский имперский комплекс и поддерживающая его на местах ев- рейская диаспора Американцы таранят национальные твер-
Искушение глобализмом 77
Дыни больших суверенных государств посредством своей военно-промышленной, финансовой и дипломатической машины. Еврейская диаспора подтачивает их посредством своей всепроникающей и всеразлагающей «иронии». Эта ев- рейская ирония когда-то надежно служила Просвещению, хотя мотив ее был, может быть, не столько просветитель- ским, сколько связанным с древней презумпцией избранни- чества. Просвещению в свое время нужны были деятели, энергично восстающие против старых кумиров, а также про- тив всего затхлого, провинциального, местнического. Про- свещенческая «ирония» расчищала место для универсалий прогресса — единых больших пространств, предназначен- ных для самореализации нового человека, представляющего уже не этнорегиональную, местническую специфику, а еди- ную в своих основах, динамичную, глядящую не в прошлое, а в будущее политическую нацию.
Еврейские интеллектуалы, по определению не привязан- ные к местной этнической среде и ее обычаям, стали самыми активными подмастерьями Просвещения в этой его очисти- тельной работе. Ревнивый Бог Израиля категорически за- прещает кланяться другим богам и сотворять кумиры. Поэ- тому еврейская ирония, искони направленная против чуж- дых еврейству иноязычных кумиров, по-своему питалась ветхозаветными комплексами превосходства и избранниче- ства. Евреям было не жаль чужих кумиров; к тому же они ис- пытывали к ним ревность, как люди, традиционно претен- дующие на монополию в качестве идеологических жрецов и наставников человечества — наследников касты левитов.
Вряд ли очистительная работа Просвещения, обращен- ная против всех старых кумиров, была бы столь всепрони- кающей и бескомпромиссной, если бы не темперамент ев- рейского авангарда, придающего любым новациям модерна радикально-максималистскую форму. Однако здесь и кры- лась своя опасность, связанная с двойственностью самой структуры еврейского сознания. Еврейскому прогрессист- скому авангарду крайне трудно было удержаться на золотой середине Просвещения — на уровне государства-нации. В ка- честве космополитической диаспоры, не связанной рамками
78 А. С. Панарин