Другие вооружаются изысканиями культурной антропо-
14 А. С. Панарин
Логии и настаивают на качественном отличии западного менталитета от всех прочих; прогресс с этой точки зрения выглядит не как продукт общечеловеческого развития, а как изначальная монополия западной цивилизации, породив- шей этот столь уникальный и в сущности мало доступный для других феномен. При этом нам дозированным образом приоткрывают эзотерику расизма, до недавнего времени прячущего свое лицо. Нас убеждают в том, что человечество не может многими дорогами идти к единому будущему — к нему ведет лишь тот путь, который органичен для западной цивилизации. Представители других цивилизаций и куль- тур — в лучшем случае лишь эпигоны западного прогресса, но не его творцы. Причем это эпигонство, как утверждается, дает все худшие результаты, так что в конце концов Открыва- ется та обескураживающая истина, что природные патологии незападных менталитетов (а все незападные менталитеты признаются патологическими) нельзя излечить Просвеще- нием. Сколько тех или иных «туземцев» ни просвещай, их наследственность возьмет свое и сведет на нет старания мис- сионеров.
Помилуйте, скажет читатель, но что же тогда остается от философии глобального мира? В том-то и дело, что «глоба- лизм» отсюда вытекает подозрительно однобокий и при- страстный. Западные глобалисты и их компрадорская аген- тура на местах пекутся об одном: чтобы ресурсы всего мира поскорее стали «глобальными», то есть доступными для из- бранного «золотого миллиарда». То, что они называют гло- бальным «открытым обществом» или глобальным рынком, означает запрет «прятать» свои национальные ресурсы от глобальной конкуренции, конечное назначение которой — передать их из рук тех, кто плохо ими пользуется, в руки более умелых. Само собой разумеется, что круг этих умелых ограничивается сегодняшними победителями мирового эко- номического соревнования (они же — победители в «холод- ной войне»).
Так, наши глобалисты из всего мыслимого содержания глобализма выделяют одну сторону — доступность планетар- ных ресурсов для призеров мирового первенства. В этой
Искушение глобализмом 15
связи говорят о так называемой трансакционистскои систе- ме или о системе свободного трасферта. Все это и означает создание таких процедур, которые, во-первых, обеспечили бы предельную мобильность планетарных ресурсов, во-вто- рых — их беспрепятственное движение от «неприспособлен- ных» к мировому рынку — к приспособленным, от «неуме- лых» — к «умелым».
Первое обеспечивается отделением финансового капита- ла от промышленного, архаичную особенность которого ус- матривают в сохранившейся привязке к местности, к нацио- нальному пространству. Второе — всемерным ослаблением национальных суверенитетов, теряющих способность защи- щать свои ресурсы от разграбления международными хищ- никами, а национальную экономику — от подрыва со сторо- ны глобальных финансовых спекулянтов. В своем стремлении дискредитировать национальные суверенитеты, препятствую- щие глобальному перераспределению ресурсов в пользу «уме- лого» меньшинства, нынешние глобалисты развернули не- бывалую по мощи пропаганду. Одно из главных направле- ний этой пропаганды — разоблачение принципиальной экономической неэффективности и экологической опаснос- ти национальных программ развития регионов, не попавших в круг «золотого миллиарда». Тезис о губительной сырьевой, энергетической, экологической расточительности нацио- нальных экономик не-Запада взят на вооружение как аксио- ма современного глобализма, которую только темные и злостные ретрограды могут оспаривать.
Второе направление касается уже собственно политичес- кой несостоятельности национальных суверенитетов. Про- пагандируется тезис о принципиальной неспособности на- циональных правительств, не ищущих покровительства со стороны носителей однополярной системы, справиться с по- литическим хаосом — с терроризмом, межэтническими вой- нами, эксцессами религиозного фундаментализма и нацио- нал-экстремизма. Чем нагляднее статистика всех этих экс- цессов, тем выше негодование «глобального сообщества» против тех, кто и сами неспособны навести у себя цивилизо-
А. С. Панарин
Ванный порядок и мешают это сделать другим, кто к этому призван.
Становится ясно, что несмотря на всю риторику, «глоба- листам» выгодно подрывать сложившийся порядок в про- странстве национальных государств. Отсюда и проистекают те удивительные парадоксы и двойные стандарты «цивили- зованного сообщества», которые мы наблюдаем сегодня. Кажется, что может быть предосудительней племенной ар- хаики — честолюбивого вождизма «самостийников», разру- шающих единые крупные национальные пространства — ис- пытанное условие прогресса — и заменяющих их карлико- выми этносуверенитетами?
В этой связи понятными становятся странности глоба- листов, не останавливающихся перед тем, чтобы начисто разрушать достижения модерна на уровне больших наций в пользу племенного сепаратизма и экстремизма, что мы на- блюдаем в постсоветском пространстве, на территории Юго- славии и вскоре, вероятно, будем наблюдать в Китае и Ин- дии. Дело в том, что единые крупные нации способны стать препятствием для соискателей глобальной власти над ми- ром; именно поэтому глобалисты берут себе в союзники и финансируют активистов этносепаратизма.
Итак, мы приближаемся к пониманию подлинной сути нынешнего глобализма. Его носители на Западе — в сущности, те же этнические провинциалы, которые не хотят общечело- веческого будущего; их глобализм не идет дальше присвое- ния глобальных (планетарных) ресурсов алчным меньшин- ством «избранных», считающих все остальное человечество не достойным этого богатства.
Глобальные ресурсы для узко эгоистических интересов мень- шинства — вот настоящее кредо «глобализма», о котором здесь идет речь.
«ПАЛОМНИКИ» И «ТУРИСТЫ»