Методика изучения культурной направленности личности
“Составь свой бюджет”
Изучение культурных запросов и потребностей учеников можно проводить как у одного респондента, так и у группы, в зависимости от целей экспериментатора. В последнем случае ответы на поставленные вопросы и решение поставленной педагогом проблемы записывается испытуемыми на одном, общем листе бумаги, после предварительного общего обсуждения.
Наблюдение, которое может провести педагог в ходе выполнения группой или парой учеников задания, позволит ему получить параллельно информацию социометрического характера.
Инструкция зачитывается два раза с небольшим (30 сек.) интервалом для предварительного осмысления задания, после чего педагог отвечает на возникшие вопросы по прояснению хода выполнения задания.
Инструкция
Экспериментатор просит испытуемых представить, что они уже начали самостоятельно зарабатывать деньги и планировать свой собственный бюджет. Затем респондентам предлагается обозначить на листе бумаги:
1) фамилию и имя;
2) предполагаемый возраст, в котором возможно самостоятельное материальное обеспечение;
3) предполагаемое образование, профессию, место работы и должность;
4) приблизительную сумму денег, составляющую месячный доход;
5) основные и второстепенные статьи расходов;
6) содержание этих статей с указанием предполагаемой суммы денег на каждый пункт расхода в месяц.
Обработка данных
Методика носит достаточно субъективный характер.
Рассматривается следующие данные:
- возраст, в котором респондент планирует начать самостоятельную жизнь;
- предполагаемое образование (среднее, высшее, аспирантура и т.д.);
- профессиональная ориентация респондента, его установка на социальную роль в коллективе;
- качественное и количественное деление статей расходов на основные и второстепенные;
- учтены ли респондентом в списке статьи расходов на удовлетворение культурных нужд (посещение театров, музеев, покупка книг и т.п.);
- какая доля бюджета отведена на обеспечение самообразования и повышения культурного уровня.
Полученные данные могут служить исходным материалом как для индивидуальных бесед с учащимися, так и для групповых бесед, классных часов, ролевых игр, обеспечивающих помощь и поддержку самоопределения учащегося в культуре.
Проведение повторного обследования позволит как педагогу, так и ученикам проследить динамику культурных потребностей, что даст дополнительный материал для самопознания личности.
[1] Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х г.г.) /Сост. П.А.Лебедев. М.: Педагогика, 1987. С.91.
[2] Крылова Н.Б. Ребенок в пространстве культуры М.: Инноватор, 1994. С.6.
[3] Листвина Е.В. Современная социокультурная ситуация: сущность и тенденции развития / Под ред. В.Б.Устьянцева. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001. С.30.
[4] Домострой. 3-е изд., испр. СПб, 1911. С.16.
[5] Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Сост. и авт. вводных статей А.И.Пискунов. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1981. С.105.
[6] Хрестоматия по истории педагогики /Под ред. С.А.Каменева. М.: Учпедгиз, 1935. Т.1, С.178.
[7] Там же. С.221.
[8] Там же.
[9] Хрестоматия по истории педагогики / Под ред. С.А.Каменева. М.: Учпедгиз, 1935. Т.1, С.336.
[10] Цит. по: Пинский А. Идея свободы в педагогике и образовательной политике / Школа сотрудничества. М.: Первое сентября, 2000. С.15.
[11] Хрестоматия по истории педагогики / Под ред. С.А.Каменева. М.: Учпедгиз, 1935. Т.1, С.337.
[12] Там же.
[13] Хрестоматия по истории педагогики / Под ред. С.А.Каменева. М.: Учпедгиз, 1935. Т.1, С.530.
[14] Хрестоматия по истории педагогики / Под ред. С.А.Каменева. М.: Учпедгиз, 1935. Т.1, С.530.
[15] Там же.
[16] Песталоцци И.Г. Речь 12 января 1818года / Песталоцции И.Г. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1998. С.29.
[17] Песталоцци И.Г. Письмо другу о пребывании в Станце / Песталоцци И.Г. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1998. С.41.
[18] Песталоцци И.Г. Письмо учителю Петерсену / Песталоцци И.Г. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1998. С.75.
[19] Бедерханова В.П. Становление личностно-ориентированной позиции педагога. Краснодар, 2001. 220 с.
[20] Крылова Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000. 272 с.
[21] Ломоносов М.В. Проект регламента московских гимназий / Ломоносов М.В. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1996. С.88.
[22] Ломоносов М.В. Всенижайшее мнение о исправлении Санкт-петербургской императорской Академии наук / Ломоносов М.В. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1996. С.102.
[23] Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х г.г.) / Сост. П.А. Лебедев. М.: Педагогика, 1987. С. 321.
[24] Там же. С.256.
[25] Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х г.г.) / Сост. П.А. Лебедев. М.: Педагогика, 1987. С.350.
[26] Там же. С.378.
[27] Там же. С.330.
[28] Там же. С.349.
[29] Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х г.г.) / Сост. П.А. Лебедев. М.: Педагогика, 1987. С.350.
[30]Антология педагогической мысли России второй половины XIX-начала XX в. / Сост. П.А. Лебедев. М.: Педагогика, 1987. С.49.
[31] Гаврилин А.В. Гимназия К.Мая: сохранение и развитие школьных традиций // Гуманитарные воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей) / Ред.-сост. Е.А.Соколова / Под общ. ред. д.п.н. Н.Л.Селивановой. М.: Педагогическое общество России, 1998. С.24.
[32] Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х г.г.) / Сост. П.А. Лебедев. М.: Педагогика, 1987. С.286.
[33] Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х г.г.) / Сост. П.А. Лебедев. М.: Педагогика, 1987. С.470.
[34] Антология педагогической мысли России второй половины XIX-начала XXв. / Сост. П.А. Лебедев. М.: Педагогика, 1987. С.165-166.
[35] Дж.Дьюи. Школа и общество / Пер. с англ. М., 1923. С.40-41, 42.
[36] Вентцель К.Н. Свободное воспитание: Сб. избр. трудов. М.: А.П.О., 1992. С.125.
[37] Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: в 90 т. М.-Л. 1928-1958. Т.12.
[38] Пинский А. Идея свободы в педагогике и образовательной политике // Школа сотрудничества. М.: Первое сентября, 2000. С.15.
[39] Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: в 90 т. М.-Л.: 1928-1958. Т.41.С.303.
[40] Толстой Л.Н. Пед. соч. М.: Педагогика, 1989. С.232.
[41] Антология педагогической мысли России второй половины XIX-начала XX в. / Сост. П.А.Лебедев. М.: Педагогика, 1987. С.102-103.
[42] Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П.В.Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995. С.60.
[43] Монтессори М. Помоги мне сделать это самому / Cост., вступ. статья М.В.Богуславского, Г.Б.Корнетова. М.: Издат. Дом “Карапуз”, 2000. С.71.
[44] Джуринский А.Н. Зарубежная школа: история и современность: Учеб. пособие. М.: Изд. Российского открытого ун-та, 1992. С.61.
[45] Нилл А. Саммерхилл: Воспитание свободой / Пер. с англ. М.: Педагогика-Пресс, 2000. С.7.
[46] Там же, С.12.
[47] Нилл А. Саммерхилл: Воспитание свободой / Пер. с англ. М.: Педагогика-Пресс, 2000. С.196.
[48] Френе С. Новая французская школа / Френе С. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1996. С.24.
[49] Там же. С.29.
[50] Там же. С.53.
[51] Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. М.: Издат. корп. “Логос”, 2000. С.206.
[52] Корчак Я. Как любить ребенка // Корчак. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1998. С.39.
[53] Корчак Я. Как любить ребенка // Корчак. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1998. С.75.
[54] Там же. С.136.
[55] Там же. С.15.
[56] Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания // Кассиль Л. Три страны, которых нет на карте. М.: Дет. лит-ра, 1970. С.46.
[57] Там же. С.58.
[58] Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. Т.I. М., Изд-во АПН РСФСР, 1963.
[59] Блонский П.П. Задачи и методы новой народной школы. Пг., 1917.
[60] Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П.В.Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995. С.61.
[61] Вентцель К.Н. Свободное воспитание / Сб. избр. трудов. М.: А.П.О. 1992. С.7.
[62] Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. Т.I. М., Изд-во АПН РСФСР, 1963, С.202.
[63] Там же. С.224.
[64] Кислинская Т.И. Исключительная школа для “исключительных” детей (лечебно-воспитательное учреждение В.П. Кащенко) // Гуманитарные воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей). Редактор-составитель Е.А.Соколова /Под общ. ред. д.п.н. Н.Л.Селивановой. М.: Педагогическое общество России, 1998. С.127.
[65] Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте /Выготский. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1996. С.107.
[66] Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Народное образование. 1991.С. 81.
[67] Neues Berliner Schvlgesetz. .1998. 20 oct.
[68] Александрова Е.А. Структура учебного плана Продуктивного образования в берлинских школах // Школьные технологии. №3. М., 2001. С.90.
[69] Neues Berliner Schvlgesetz. 1998. 29 oct.
[70] Космина М. Идея школы Амонашвили // Школа сотрудничества. М.: Первое сентября, 2000. С.62.
[71] Якиманская И.С. Личностно-ориентированное образование. // Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. М.: Инноватор. 1995. С.113.
[72] Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Монография. Волгоград: Перемена, 1994. С.14.
[73] Пинский А. Идея свободы в педагогике и образовательной политике // Школа сотрудничества. М.: Первое сентября, 2000. С.18.
[74] Там же. С.20.
[75] Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы. // Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. М.: Инноватор. 1995. С.34.
[76] Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе: Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы М.: Сентябрь, 2001. 240 с.
[77] Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе М.: Сентябрь, 1996. 96 с.
[78] Семенцов В.В. Индивидуализация классно-урочного образования: проблемы и перспективы. М.: Сентябрь, 1998. 128 с.
[79] Поляков С.Д., Резник А.И., Морозова Г.В., Егорова И.Г. Управление развитием индивидуальности личности в учебном процессе. М.: Сентябрь, 1999. 144 с.
[80] Шадриков В.Д. Индивидуализация содержания образования // Школьные технологии. № 3. М., 2000. С. 72.
[81] Каменский А.М. Смирнова З.Ю. Индивидуальное развитие личности ребенка в условиях общеобразовательной школы // Школьные технологии. № 3. 2000, С. 93.
[82] Евстифеева О.В.. Живолун О.Ю., Кучменко Н.Г., Сиденко А.С., Слепцова В.Г. Индивидуализированный образовательный процесс в малокомплектной школе: эксперимент и реальность. Практическое руководство. М.: Фолиум, 2001. 52 с.
[83] Крылова Н.Б., Леонтьева О.М. Образование, ориентированное на свободу и самоопределение ребенка. Часть1 // Директор школы. № 2. М., 2001, С. 65; Часть 2 // Директор школы. № 3. М., 2001, С. 75.; Крылова Н.Б., Леонтьева О.М. Школы без стен: перспективы развития и организация продуктивных школ М.: Сентябрь, 2002. 176 с.
[84] Более подробно об этом см.: Крылова Н.Б., Александрова Е.А. Очерки понимающей педагогики. М.: Народное образование, 2003. 450 с.
[85] Вестник образования. 1991 г. август.
[86] Первое сентября. 1995 г. 21 ноября.
[87] Фролова Т.В. Индивидуальная поддержка школьников // Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки прагматической теории. М.: Сентябрь. 1997. С.44.
[88] Бедерханова В.П. Становление личностно-ориентированной позиции педагога. Краснодар: изд-во Краснодарского унт-та. 2001. С.87.
[89] Воронкова И.В. Опыт построения модели педагогической поддержки детей в образовании // Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании / Под ред. чл.-корр. РАО О.С.Газмана: Материалы всероссийской конференции. М.: УВЦ “Инноватор”, 1996. С. 50.
[90] Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования. // Новые ценности образования: защита-помощь-поддержка. / Под ред. Н.Б. Крыловой, М.: Инноватор, 1996. С.71.
[91] Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки: Учеб-метод. пособие. М.: МИРОС. 2001. 208с.
[92] Алешина М.В. Педагогическая поддержка индивидуального стиля учения школьников: Дис. канд. пед. наук. Саратов, 1999.
[93] Газман О.С., Иванов А.В. Памятка освобожденному классному руководителю (классному воспитателю). М.: Классный руководитель, 1991. С.21.
[94] Анохина Т.В., Валстром К., Зваал П., Маклафлин К., Понте П., Романо Д. Идеи и технологии педагогической поддержки в образовании США, Великобритании, Голландии // Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании /Под ред. чл.-корр. РАО О.С.Газмана: Материалы всероссийской конференции. М.: УВЦ “Инноватор”, 1996. С. 60.
[95] Щедровицкий П.Г. Выступление на открытии конференции // Тьюторство: идея и идеология. Материалы 1 межрегиональной тьюторской конференции, Томск: изд-во Томского государственного педагогического ун-та? 1996. С.7.
[96] Газман О.С. Иванов А.В. Содержание и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя): Методические рекомендации. М.: Инноватор, 1992. С.68.
[97] Воронкова И.В. Опыт построения модели педагогической поддержки детей в образовании // Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. Под ред. чл.-корр. РАО О.С.Газмана: Материалы всероссийской конференции. М.: УВЦ Инноватор, 1996. С.50.
[98] Газман О.С. Профессия – гуманист // Директор школы. № 1. М., 1993.; Газман О.С.. Иванов А.В. Содержание и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя): Методические рекомендации. М.: Инноватор, 1992. С.68.; Газман О.С., Иванов А.В. Памятка освобожденному классному руководителю (классному воспитателю). М.: Классный руководитель, 1991. С.21.; Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки: Учеб-метод. пособие. М.: МИРОС, 2001.; Юсфин С.М., Коваленко Е. На взаимном интересе и доверии // Директор школы. № 5. М., 1996.; Фролова Т.В. Индивидуальная поддержка школьников // Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки прагматической теории. М.: Инноватор. 1997. С.44.; Анохина Т. Тьютор – это помощь, поддержка, защита // Директор школы. № 4. М., 1995.
[99] Методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях. Приложение к письму Минобразования России от 21 июня 2001 г. № 480/30 – 16
[100] Фролова Т.В. Человек, к которому могут обратиться дети // Директор школы. № 1. М., 1997. С.21.
[101] Божович., Славина Л.С. Психического развитие школьника и его воспитание. М.: Знание, 1987. С. 65.
[102] Авдуевская Е.П., Арканцева Т.А. Проблема юношеского самоопределения в практике школьной психологической службы // Введение в практическую социальную психологию: Уч. пос. для ВУЗов / Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.В.Соловьевой, М.: Наука, 1994. С.147.
[103] Юнг К.Г. Архетип и символ / Перевод, предисл. А.М.Руткевича, М.: Ренессанс, 1991. С.185.
[104] Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М.: ТОО “Горбунок”, 1992. С.47.
[105] Абульхонова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. С.138.
[106] Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Просвещение.1981. С.510.
[107] Фрумин И.Д., Эльконин В.Д. Образовательное пространство как пространство развития // Вопросы психологии. № 1. М., 1993. С.26.
[108] Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъектности. Уч. пос. для вузов. М.: Школа–Пресс, 1995. С.128.
[109] Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. С.370.
[110] Шендрик И.Г. Психологические особенности самоопределения на этапе перехода от детства к взрослости: Дис… канд.псих.наук. М., 1989.
[111] Краснов С.И. Управление развитием образовательных систем на основе самоопределения неформальных групп // Новые ценности образования: образование и сообщество. М.: Инноватор, 1996. С.49.
[112] Там же.
[113] Газман О.С. Самоопределение // Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. М.: Инноватор, 1995. С.81.
[114] Газман О.С. Базовая культура и самоопределение личности // Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы: Сб. науч. тр. /Под ред. О.С.Газмана. М.: Изд. АПН СССР, 1989. С.19.
[115] Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Общ. ред. и вступ. ст. (с.5-24) В.Я.Пилиповского. М.: Прогресс, 1986. С.174.
[116] Бакштановский В.И., Потапова Е.П., Согомонов Ю.В. Выбор будущего: к новой воспитательной деонтологии. Томск: изд-во томск. ун-та, 1991. С.196.
[117] Человек и социокультурная среда. Специализированная информация по академической программе “Человек. Наука. Общество”. Комплексные исследования. М.: Прогресс, 1991. С.246.
[118] Розин В.М. Психология и культурное развитие человека. М.: РОУ, 1994. С.138.
[119] Гримак Л.П. Общения с собой. Начала психологии активности. 2-е изд., доп. М.: Политиздат, 1989. С. 267.
[120] Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. С. 127.
[121] Цит. по.: Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Общ. ред. и вступ. ст. [с.5-24] В.Я.Пилиповского. М.: Прогресс, 1986. С.202.
[122] Краснов С.И. Управление развитием образовательных систем на основе самоопределения неформальных групп // Новые ценности образования: образование и сообщество. М.: Инноватор, 1996. С.45.
[123] Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М.: ТОО “Горбунок”, 1992. С.129.
[124] Крылова Н.Б. Введение в круг культурологических проблем образования // Новые ценности образования: культурная и мультикультурная среда школы. М.: Инноватор, 1996. С.135.
[125] Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. Введение в культурологию. М.: Изд-во МГИК, 1992. С.8.
[126] Там же, С.60.
[127] Видт И.Е. Культурологические основы образования. Тюмень: изд-во ТГУ. 2002. С.16.
[128] Листвина Е.В. Современная социокультурная ситуация: сущность и тенденции развития. /Под ред. В.Б.Устьянцева. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001. С.21.
[129] Крылова Н.Б. Введение в круг культурологических проблем образования // Новые ценности образования: культурная и мультикультурная среда школы. М.: Инноватор, 1996. С.135.
[130] Там же.
[131] Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. М: Инноватор, 1995. С. 28.
[132] Цит. По: Листвина Е.В. Современная социокультурная ситуация: сущность и тенденции развития / Под ред. В.Б.Устьянцева. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001. С.7.
[133] Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Часть 1. Изд. Казанского ун-та, 1996. С.27.
[134] Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1955. С.27.
[135] Там же, С. 35.
[136] Видт И.Е. Культурологические основы образования. Тюмень: изд-во ТГУ.2002. С.16-17.
[137] Хиттен К. Культура и педагогика: О книге Я.Пэя “Культурные основы образования” // Новые ценности образования: культурная и мультикультурная среда школы. М.: Инноватор, 1996. С.104.
[138] Кант И. Сочинения. М.: Политиздат, 1964. С.351.
[139] Библер В.С. От наукоучения к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1991. С.64.
[140] Крылова Н.Б. Социокультурный контекст образования // Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. М.: Инноватор, 1995. С.92.
[141] Жирякова П. Внешкольные учреждения: компонент культурной среды школы // Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. М.: Инноватор, 1995. С.43.
[142] Фрумин И.Д., Эльконин В.Д. Образовательное пространство как пространство развития // Вопросы психологии. № 1. М., 1993. С.26.
[143] Человек и социокультурная среда. Специализированная информация по академической программе “Человек. Наука. Общество”. Комплексные исследования. М.: РИВОС, 1991. С.56.
[144] Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. С.136.
[145] Там же. С.141.
[146] Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. С.159.
[147] Мудрик А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1990. С.162.
[148] Там же. С.165.
[149] Мяло К. Уроки Эйзеля // Иностранная литература. №1. М., 1987. С.185.
[150] Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. Введение в культурологию. М.: Изд-во МГИК, 1992. С.195.
[151] Розин В.М. Психология и культурное развитие человека. М.: РОУ, 1994. С.70.
[152] Соколов К. Зачем нужно изучать культурную стратификацию общества // Социологические проблемы художественной жизни. М.: изд-во Российского ин-та искусствознания.1993. С.41.
[153] Саркитов Н.Д. Субкультура // Современная западная социология. М.: РОУ, 1990. С.336.
[154]Петрова Ю.В. Типология субкультур и классификация искусства // Социологические проблемы художественной жизни. М.: изд-во Российского ин-та искусствознания. 1993. С.78.
[155] цит. по.: Социологические проблемы художественной жизни: Сб.статей программы социологического исследования “Субкультурная стратификация и художественная жизнь общества”. М.: изд-во Российского ин-та искусствознания.1993. С.6.
[156] Князева М.М. Мультикультурное пространство образования //Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. М.: Инноватор, 1995. С.96.
[157] Социологические проблемы художественной жизни. Сб.статей программы социологического исследования “Субкультурная стратификация и художественная жизнь общества”. М.: изд-во Российского ин-та искусствознания. 1993. С.42, 69,126.
[158] Каругати Ф., Селлери П. Культура сверстников и научение // Новые ценности образования: культурная и мультикультурная среда школы. М.: Инноватор, 1996. С.34.
[159] Бородина О. О подходе к исследованию детской субкультуры // Социологические проблемы художественной жизни. М.: изд-во Российского ин-та искусствознания. 1993. С.128.
[160] Малова О. Молодежная субкультура: концептуальные основы и задачи анализа // Социологические проблемы художественной жизни. М.: изд-во Российского ин-та искусствознания. 1993.С.116.
[161] Крылова Н.Б. Ребенок в пространстве культуры. М.: Инноватор. 1994. С.91.
[162] Бородина О. О подходе к исследованию детской субкультуры // Социологические проблемы художественной жизни. М.: изд-во Российского ин-та искусствознания. 1993. С.128.
[163] Князева М.М. Мультикультурное пространство образования // Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. М.: Инноватор, 1995. С.96.
[164] Чернявский Р. Опыт типологизации молодежного потребителя масс-медиа. // Социологические проблемы художественной жизни. М.: изд-во Российского ин-та искусствознания. 1993. С.156.
[165] Соколов К. Зачем нужно изучать социокультурную стратификацию общества / Социологические проблемы художественной жизни. М.: изд-во Российского ин-та искусствознания. 1993. С.42.
[166] Каган М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. С.214.
[167] Александрова Е.А. Самоопределение подростков в молодежных субкультурах // Школьные технологии. № 5, М., 2000, С.96-108.
[168] Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М.: Просвещение, 1983. С.30.
[169] Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. С. 358.
[170] Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Часть 1. Казань: Изд. Казанского ун-та, 1996. С.190.
[171] Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. М.: Смысл, 1992.
[172] Алексеев А.А., Громова Л.А. Поймите меня правильно или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми. С.-Пб.: Экономическая школа, 1993. С.189.
[173] Александрова Е.А. Структура учебного плана Продуктивного образования в берлинских школах // Школьные технологии. №3. М., 2001, С.90-121.
[174] Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. М.: Смысл, 1992.
[175] Крылова Н.Б. Ребенок в пространстве культуры. М.: Инноватор, 1994. С.88.
[176] Крылова Н.Б. Ребенок в пространстве культуры. М.: Инноватор, 1994. С.84.
[177] Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М.: Прогресс, 1993.