Становление идеи педагогической поддержки
Как видим, большинство моделей свободного образования так или иначе обращаются к необходимости введения в штатное расписание школ должности освобожденного классного руководителя. Основой становления концепции личностно-ориентированной системы деятельности освобожденного классного руководителя в России явились работы Олега Семеновича Газмана[85]. Ключевым термином этой должности стало понятие “педагогическая поддержка”.
Мы приводим здесь лишь несколько его определений и характеристик, обсуждавшихся на Первой всероссийской конференции-семинаре, состоявшейся в конце октября 1995 г. в подмосковном Зеленограде и далее в публикациях.
Итак, педагогическая поддержка:
- процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни (О.С.Газман)[86];
- способ организации взаимодействия педагога и ученика (воспитателя и воспитанника) по выявлению, анализу реальных или потенциальных проблем ребенка, совместному проектированию возможного выхода из них (Н.Н.Михайлова, С.М.Юсфин);
- деятельность профессиональных педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении и, наконец, с жизненным и профессиональным самоопределением (Т.В.Фролова)[87];
- педагогические действия, ставящие своей целью помощь школьникам в саморазвитии, в решении различных жизненных, образовательных проблем (И.Д.Фрумин);
- система педагогической деятельности, раскрывающей личностный потенциал человека, включающей помощь ученикам, учителям, родителям в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей (В.П.Бедерханова)[88];
- система разноплановых мероприятий, проводимых в целях дифференциации детей по интересам, склонностям, жизненным устремлениям; направленных на их выявление и поддержку (И.С.Якиманская);
- совместная деятельность участников воспитательного процесса, создающая условия для самопознания и самореализации воспитанника, направленная на принятие себя и другого, на конструктивное построение межличностных отношений (И.В.Воронкова)[89];
- система средств, которые обеспечивают помощь детям в самостоятельном индивидуальном выборе – нравственном, гражданском, профессиональном, экзистенцальном самоопределении, а также помощь в преодолении препятствий (трудностей, проблем) самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельности (Т.В.Анохина)[90].
- помощь школьнику в затруднительной ситуации для того, чтобы он научился самостоятельно решать собственные проблемы и справляться с повседневными трудностями, что предполагает помощь в познании себя и адекватном восприятии окружающей среды (К.Валстром, К.МакЛафлин, П.Зваал, П.Понте, Д.Романо).
Участники конференции-семинара, в числе других вопросов, рассматривали и содержание деятельности педагога в этой связи.
Ими был сделан вывод о том, что педагогическая поддержка отличается от традиционных форм деятельности педагога в рамках авторитарной педагогики. И в первую очередь это отличие выражается тем, что первоочередное внимание педагога обращается на личность подростка, ее индивидуальные особенности; что максимально учитываются проблемы, склонности, воззрения ученика, его качественные характеристики.
Проблему педагогической поддержки образовательное сообщество сегодня рассматривает с разных точек зрения, например, связывая ее с деятельностью различных служб общества, которые заинтересованы в охране и защите социальных прав детей.
В других случаях она понимается как система разноплановых мероприятий, проводимых с целью дифференциации учеников по интересам, способностям и жизненным устремлениям, направленным на их выявление.
Интерпретация феномена педагогической поддержки предполагает ее рассмотрение и как принципа всей гуманистически ориентированной системы образования (всех ее субъектов).
Если существующая или проектируемая воспитательная система ориентирована на реализацию гуманистического подхода к взаимодействию взрослых и детей, поддержка в ней обретает смысл принципа педагогической деятельности (Н.Н.Михайлова, С.М.Юсфин), то есть становится важнейшим педагогическим кредо людей, работающих с детьми[91].
Изучение работ О.С.Газмана и Н.Б.Крыловой показывает, что педагогическая поддержка как особая сфера педагогической деятельности включает в себя “процессы СО и САМО”, позволяющие решить постоянно возникающие у детей проблемы.
Но Н.Б.Крылова видит ее в более широком социокультурном контексте как элемент любого СО=трудничества и взаимодействия, поскольку считает педподдержку проявлением позитивного отношения к деятельности человека и готовности СО=действия его начинаниям и самореализации.
Анализ представленных подходов позволил Е.А.Игнатьевой и Г.К.Париновой сделать вывод о том, что все авторы в определении сущности поддержки включают 3 основных позиции: проблема-препятствие, сотрудничество, самостоятельность.
В этой связи они определили ее как процесс педагогического сотрудничества (защита, договор, диалог) детей и взрослых, направленное на развитие и становление самодеятельности ребенка, ведущее к реализации творческого потенциала в преодолении проблем-препятствий для успешного осуществления жизненных планов.
Впрочем, изучая литературу, мы столкнулись и с неожиданными для нас интерпретациями этого понятия.
Так, М.В.Алешина отмечает, что О.М.Кодатенко выделяет следующие типы педагогической поддержки: авторитарный, либеральный, непоследовательный и личностно-ориентированный.
Но если поддержка есть составляющая педагогики Свободы, то авторитарной она не может быть по определению.
Либерализм (читай – попустительство) являет собой, на наш взгляд, антипедагогическое понятие.
Заявленная непоследовательность поддержки противоречит одному из педагогических подходов к образованию – системному.
Личностно-ориентированный тип поддержки представляется нам тавтологией, так как поддержка – составная часть личностно-ориентированного подхода[92].
Таким образом, учитывая определения термина “педагогическая поддержка”, в следующих частях изложения материала мы будем под ним подразумевать систему педагогической деятельности, направленную на совместное с учеником, учителем, родителем создание условий для самостоятельного преодоления школьником личностных трудностей.
В этой связи позволим себе сделать промежуточное обобщение вышесказанного, одновременно определившись и в некоторых понятиях.
Обратим внимание на различие следующих понятий: защита – помощь – поддержка – сопровождение, поскольку опыт показывает их неоправданную взаимозаменяемость в лексиконе педагогических работников (табл. 2).
Таблица 2.
Основные понятия свободного воспитания
Защита | Помощь | Поддержка | Сопровождение | |
Что делаем? | Ограничиваем Ограждаем Отстаиваем интересы ребенка | Учим Воспитываем Показываем как сделать | Даем совет Поощряем Подбадриваем Настраиваем на успех Выступаем в роли “опоры” | Идем рядом |
В каком случае? | Опасность | Трудность | Тяжело, испуг, растерянность, волнение, досада, ситуация выбора. | Неуверенность нежелание быть одному |
Когда начинаем действовать? | Если последовал запрос со стороны ребенка; если ребенок однозначно сам не справляется и это может вызвать последствия, опасные для его здоровья и жизни, или представлять аналогичные последствия для окружающих. |
Следовательно:
Защита – процесс ограничения, ограждения, отстаивания интересов ребенка в случае физической и/или психической опасности при условии, если ребенок не справляется или просит о защите.
Помощь – процесс образования личности, зачастую с демонстрацией способов и приемов решения трудности при условии, если ребенок не справляется или просит о защите.
Поддержка – процесс создания условий для сознательного самостоятельного разрешения ребенком ситуации выбора при условии, если ребенок не справляется самостоятельно и обращается к взрослому.
Педагогическое сопровождение – процесс создания для ребенка эмоционального комфорта с целью максимально самостоятельного его выхода из проблемной ситуации при минимальном, по сравнению с поддержкой, участии педагога.
С возрастом ребенок в меньшей степени нуждается в защите, и в большей – в поддержке.
К основным методам педагогической поддержки отнесем:
превентивную педагогику – содействие полноценному становлению личности ученика, малых групп и коллективов, предупреждение возможных личностных и межличностных проблем и социально-психологических конфликтов, включая выработку педагогико-психологических рекомендаций по созданию условий самореализации личности, малых групп и коллективов с учетом их субкультурной принадлежности;
педагогическое консультирование – поддержка ученика в процессах “само” и в реализации им права проживать свой возрастной период по принципу “здесь и теперь”, что включает адаптацию в реальных жизненных условиях, формирование ценностно-мотивационной сферы, преодоление кризисных ситуаций;
психолого-педагогическую диагностику;
психолого-педагогический тренинг;
педагогическую коррекцию – взаимодействие с учеником, направленное на формирование способности его к адекватной оценке действительности, в том числе и своего “Я”, гармонизацию личности и межличностных отношений;
другие индивидуальные и групповые методы работы педагогов.
Содержание и методы педагогической поддержки определяются характером затруднений, испытываемых учеником в работе и общении. Вариативность, многообразие ее приемов зависят от профессионализма наставника, его искренней заинтересованности в судьбе каждого ученика.
Причем педагогическая поддержка отличается от воспитания в первую очередь тем, что в ней категорически неприемлемо манипулирование. Хотя, справедливости ради, позволим себе заметить, что некоторые представители педагогического сообщества рассматривают ее именно как проявление мягкого завуалированного манипулирования.
Естественно, что оказывать педагогическую поддержку и сопровождение можно с помощью самых разнообразных приемов. Их виды могут отличаться по степени участия взрослого, по времени и длительности их оказания (табл. 3).
Таблица 3.