К социальной гармонии и сотрудничеству

только с помощью демократии можно подготовить к демократии”

С.Френе

Не менее знаменитая и своеобразная система свободного воспитания была предложена С.Френе, приверженцем международного движения Нового воспитания (Р.Кузине), не воспринимавшем, впрочем, его как догму.

Поиск собственных путей уже в середине 20-х гг. сделал его известным учителем и привел к нему последователей, объединившихся в Кооператив сторонников свободной школы к 1927 г. (впоследствии преобразован в Институт современной школы). Постепенно кооператив вырос в Международную федерацию сторонников Новой школы, лидером которой он стал.

Говоря об истинном воспитании, мечтая, что “школа завтрашнего дня будет сориентирована на ребенка”[48], Френе обозначил своей целью содействие максимальному развитию личности ребенка в разумно организованном школьном обществе, которое будет служить ему, создавая условия для “познания на ощупь”[49], более важного, чем все научные методы.

Мы “ратуем за воспитание трудом, за культуру, основанную на трудовой деятельности самих детей, за знания, полученные посредством собственного опыта, за мысль, которая оттачивается в процессе работы, поэтому мастерские, общий класс и помощь учителя – составные части единого целого: воспитания ребенка, формирования человека и гражданина нового общества… Мы восстаем … против искусственного разделения общего образования и трудового обучения, умственной деятельности и физической работы”, – заявил он[50].

Поэтому в его школе было организовано действительно принципиально новое обучение, как бы “вырастающее” из жизни и приносящее реальные плоды детского труда. Математика, география, природоведение, история оживали в самостоятельных исследованиях детей.

Приняв педагогику кооперативного труда, Френе сделал школу большой мастерской, состоящей из множества специализированных мастерских и общих комнат, порядок в которых поддерживали сами ученики. Учитель же сменил традиционную “барьерную” роль на компенсирующую “опорную” и принял на себя роль помощника и советчика. Занятия в школе тоже претерпели изменения, превратившись из череды скучных уроков и последовательных заданий в творческую индивидуальную деятельность детей с карточками, исследовательскую работу, работу в мастерских.

Традиционные же методы были им адаптированы в соответствии с главными целями школы:

1) сохранение и преумножение здоровья ребенка, его естественного стремления к знаниям, развитие его индивидуальных творческих возможностей, присущее его природе желание постоянно двигаться вперед, к максимально полной самореализации;

2) создание для ребенка благоприятной среды саморазвития;

3) предоставление ему технических средств, реально обеспечивающих естественный, живой и всесторонний образовательный процесс, который должен строиться на труде.

Собственно своеобразие работы Френе заключалось не столь в разработке концептуальных положениях свободного воспитания, уже более или менее устоявшихся, сколько в методической стороне вопроса, и не столько с точки зрения новых методов работы с детьми, а с позиции разработки и применения новых материальных средств обучения и воспитания.

Перечислим их, наряду с традиционными методами.

ü Организуется самоуправление учащихся, создание школьного кооператива, во главе которого совет, состоящий из нескольких учеников и учителя. Собрание кооператива проводится каждую субботу.

ü Четко планируется учебный процесс. Разрабатывается план работы на месяц для каждого класса, содержащий перечень тем по каждому предмету, в соответствии с которым каждый ученик с помощью учителя составляет для себя индивидуальный недельный план, при этом ясно понимая стоящие перед ним задачи, учится распоряжаться свои временем. План вывешивается на видном месте, чтобы по мере выполнения ученик мог заштриховать выполненные клеточки.

ü Учениками создаются и используются картотеки нумерованных карточек, содержащих часть учебного материала или конкретное задание. С помощью учителя ученик сам составляет для себя определенный набор карточек для занятий. Но они же являются и авторами этого учебного пособия, поскольку сами выбирают и вырезают из журналов картинки, наклеивают их на картонные карточки и раскладывают по ящичкам.

ü Детьми пишутся свободные тексты, представляющие собой их сочинения-впечатления. После обсуждения эти тексты печатаются и также играют роль учебных пособий для других учеников. Эта работа является как социально-психологическим тестом, так и способом обучения родному языку.

ü На столе учителя постоянно находится блокнот, каждый лист которого отражает один день. В нем учитель записывает темы докладов, задания для работы в мастерских и т.п. Но этим блокнотом может воспользоваться и любой ребенок, записав в него вопросы учителю, привыкнув к правилу “Запишешь в блокнот – получишь ответ”.

ü Проводится еженедельная выставка лучших работ за неделю: поделок, свободных текстов и т.п.

ü Контролируется успешность ребенка совместно с ним самим и, в основном, по субботам. Главная его задача – составить план дальнейшей работы, наметить ее периоды и время отдыха. При этом суммируются результаты работы по карточкам, учитывается дисциплина, чистота, умение вести себя в коллективе. Оценка проставляется в диаграмму, которая затем подписывается родителями и вклеивается в дневник. Причем школьный дневник имеет специальные страницы для имен, фамилий, фотографий и ученика, и его родителей, братьев и сестер и с чистыми страницами, куда наклеиваются следующие диаграммы.

Естественно, вся эта деятельность требует определенного обеспечения. Это школьная типография, позволяющая выпускать школьную стенную газету, печатать сочинения и карточки. Это экспериментальная лаборатория, в которой проводятся всевозможные исследования. Это библиотека, необходимая в ситуации полного отсутствия учебников, исключающих возможность индивидуализации обучения и замены их на книги, где дети могут найти ответы на все вопросы. Это классы, в которых можно было свободно передвигать школьные столы и вдоль стен которых расположены шкафчики для книг и личных вещей ребят.

Кроме того, школьники имели свободный доступ к кинокамере, проигрывателям, магнитофонам, пишущим машинкам.

Традицией школы было самостоятельное создание фильмов, которыми обменивались с другими школами, как и газетами; приглашение в школу гостей, не имеющих к педагогике никакого отношения, для бесед с детьми, практической работы; взаимные поездки учителей из разных школ для обмена опытом; переписка между школами.

Оригинальной и интересной, а, главное, способствующей реальному воплощению в жизнь идей высокой степени свободы и ответственности ребенка, глубокого уважения к его внутреннему миру, была и методическая сторона школы Б.Бетельгейма при Чикагском университете.

Кроме того, Бетельгейм был сторонником теории влияния культурного и социального окружения, в первую очередь, семьи, на процесс становления личности. Поэтому его методика большое внимание отводила изучению семейного окружения ребенка и созданию школьной атмосферы, выполняющей коррегирующе-компенсаторную функцию.

Педагоги и ученики придерживалась трех принципов организации школьной жизни: “ребенок может вставать и ложиться в постель в любое время; ученик может выходить из класса и входить в класс, когда ему захочется; в школе нет запертых дверей – каждый может зайти в любую комнату и открыть любой ящик”[51].

Важным было и уважительное отношение к школьной символике.

Учебный процесс имел свои особенности: в школе практиковался установленный набор предметов, фиксированные разновозрастные группы учеников, фиксированное расписание. Отметки не выставлялись, также как и не задавались домашние задания, а занятия детям разрешалось пропускать. Дети сами выбирали себе учителя, который помогал им планировать самостоятельную работу и учил разбивать глобальные цели на подцели для их поэтапного достижения. Такая работа важна для ребенка, так как предоставляет ему дополнительную возможность достичь успеха, уверовать в собственные возможности.

Учебная работа проходила также по выбору учеников в индивидуальной или групповой форме, причем зачастую роль учителя предлагалось играть ребенку. Педагоги школы давали детям возможность получить, при необходимости, поддержку от детей, имеющих сходные проблемы. Подобный прием помогает им почувствовать, сто они не одиноки в своей проблеме, что существуют пути выхода из нее, которые уже опробованы другими. Это снимает страх и “тупиковое” состояние перед проблемой и способствует конструктивному ее разрешению.

В школе примерно четыре раза в год проводились индивидуальные встречи педагогов с родителями, длившиеся обычно по два часа. Беседе помогали результаты подробных наблюдений педагогов за занятиями и играми детей. Ученикам разрешалось покидать территорию, выбирать себе прическу и одежду по вкусу. Каждый ученик имел право украшать стену над своей кроватью соответственно своим увлечениям.

“Нет детей – есть люди, но с иным масштабом понятий,

иным источником опыта, иными стремлениями,

иной игрой чувств.”

Я.Корчак

Работы Януша Корчака (Генрик Гольдшмидт) невозможно пересказывать и анализировать. Его надо читать и перечитывать. Книги Педагога претенденты, они пронизаны множеством примеров с комментариями, в которых демонстрируется и критикуется процесс воздействия взрослого на волю ребенка, “делание” его удобным себе. И здесь же он приводит свои примеры взаимодействия с ребенком, дает комментарий. Он предлагает не фразу, а дух свободного воспитания на примерах “от противного”. Уже в названии программной работы весь Корчак – “Право на уважение”.

Слова “право”, “свобода”, “договор”, “уважение” – основные в его педагогическом наследии: “свобода… это право владеть собой, располагать собой”[52]. Весь свой педагогический метод, по его словам, он изложил в одной фразе: “Ты вспыльчив, – говорю я мальчику. – Ладно, дерись, только не слишком больно, злись, но только раз в день”[53]. Он не запрещает, он заботиться о ребенке, не ставя глобальные цели воспитания, но живя с ребенком сегодня и помогая ему в эту минуту. Корчак вообще критично относился к часто провозглашаемым в педагогике высоким идеям и целям: “Обеспечить детям свободу гармонического развития всех духовных сил, высвободить всю полноту скрытых возможностей, воспитать в уважении к добру, к красоте, к свободе… Наивный, попробуй!”[54] – усмехался он.

В своей же работе он помогал воспитанникам наметить план действий – как познать себя, какие приложить усилия, как искать свой путь в жизни, используя при этом не деспотичные распоряжения и навязанную дисциплину, не недоверчивый контроль, а тактичную договоренность, веру в существующий опыт ребенка, сотрудничество и совместную жизнь[55].

В “Доме сирот” практиковался такой интересный опыт, как составление списков драк – на особых листах регулярно записывалось кто с кем дрался, просто для того, чтобы все это знали. Список драк помог установлению традиции заключения в присутствии воспитателя – советчика и секретаря – индивидуальных добровольных обязательств детей по отношению к самому себе. Существовал и метод письменного общения с детьми, предусматривающий существование доски объявлений, почтового ящика и дневника воспитателя. Дети имели право читать дневник, поэтому, описывая ситуации, он не называл ни одного имени.

Последователи Корчака открыли множество школ, развивающих его систему. Самой известной из них стала начальная школа имени Матиуша Первого, созданная уже в 1984 г. в Голландии. Ее отличие от Дома сирот состояло лишь в том, что педагоги придерживались принципа: “принимаем в школу не ребенка, а семью”. Но, как уже говорилось выше, обращение школы к семье является характерной чертой свободного воспитания XX века. Позиция уважения личности и справедливости развилась в этой школе еще в большей степени. Например, учителя при необходимости не считают зазорным извиниться перед учениками. Они приветствуют и культивируют всяческие проявления детского самоуправления, самообладания, самокритики и своеволия.

Наши рекомендации