Тема №5: Развитие организма и личности человека под влиянием его двигательной деятельности.
П.Ф. Лесгафт обнаружил влияние мышечной деятельности на развитие скелета. Современные исследования говорят об изменениях химического состава костей (увеличение содержания кальция, фосфора) у юных спортсменов уже через 6-7 месяцев после начала тренировок, а также: формы (у штангистов меняется форма лопатки и ключицы), сроки роста костей и их окостенения и т.д. В суставах также происходят изменения формы и величины суставных поверхностей, структуры связок и мягких тканей, окружающей суставы.
Наиболее заметны изменения в мышечной системы. Увеличивается масса и объём скелетных мышц. Наблюдается большая гипертрофия мышц, выполняющих работу и статистического характера. При этом увеличивается число капилляров и тем самым улучшается кровоснабжение; разрастаются нервные окончания, увеличивая поверхность между мышечным волокном и нервом. Повышается содержание сократительных белков миозина, запасов креатинфосфата. Внутри каждой мышечной клетки увеличивается число митохондрий. Мышцы становятся функционально более подвижны, то есть способны быстрее отвечать на раздражение. Быстрее и полнее могут переходить от состояния сокращения к полному расслаблению.
Сердечно-сосудистая система реагирует морфофункциональными перестройками сердца, сосудов и крови. Увеличиваются размеры сердца за счёт увеличения полостей и гипертрофии сердечной мышцы (миокарда) – с 700 см3
до 900-1150 см3 .
Уряжается частота сердцебиений (пульс) в состоянии покоя (с 70-80 до 40-60 уд/мин).
Сердце тренированного человека может перекачивать в 2-2,5 раза больше крови за одну минуту, чем сердце нетренированного. Изменяется упругость сосудов. Увеличивается содержание эритроцитов и гемоглобина в крови, что обеспечивает повышенную кислородную её емкость, а также количество лимфоцитов.
Дыхательная система реагирует менее частым и более глубоким дыханием в состоянии покоя. Происходит развитие дыхательных мышц, увеличивается объём грудной клетки, что ведёт к увеличению ЖЕЛ (с 3-4 до 5-7л.). Возрастает и величина МВЛ (с 60-120 до 150-200л). Повышается время произвольной задержки дыхания. Становятся более высокими показатели максимально КД ( с 10 до 15-20л), МПК (с 3 до 5-6,5 л/мин) и коэффициент использования кислорода (с 3-4% до 5-6%).
Стимулируется работа пищеварительной системы ввиду повышенной потребности в питательных веществах, что благоприятно отражается на протекании всех пищеварительных процессов. Совершенствуются регуляционные механизмы, координирующие работу всех органов выделительной системы. И, конечно же, совершенствуется деятельность центральных и периферических отделов нервной системы.
Формируются новые координации в коре головного мозга, складывающиеся в динамические стереотипы. Увеличивается подвижность нервных процессов, вырабатывается более высокая степень уравновешенности нервных процессов.
Повышается устойчивость организма по отношению к действию целого ряда неблагоприятных факторов внешней среды: например, температурных колебаний, недостатка кислорода в воздухе и т.п. При этом различают два механизма повышения устойчивости организма. Специфический механизм сводится к тому, что повышение устойчивости к конкретному фактору развивается при повторяющемся действии этого фактора.
Неспецифический механизм повышения устойчивости обеспечивается явлением переноса, которое заключается в том, что тренировка одних систем приводит к одновременному укреплению других. Установлено, что тренированный человек, например, быстрее и лучше акклиматизируется в новой местности, более устойчив к различным инфекциям.
Итак, результатом двигательной деятельности в зависимости от специфики, а также от возраста, пола, индивидуальных особенностей занимающихся, и некоторых других условий, являются разнообразие биологических изменений на уровне всех систем организма в сторону развития их резервных возможностей. На базе этих частных изменений в организме происходят и общие. Вы становитесь более быстрыми, сильными, выносливыми, ловкими, гибкими. То есть происходит развитие вашего физического Я.
Необходимо также твёрдо усвоить, что развитие и организма, и личности станет возможным, если ваша двигательная деятельность будет проходить при строгом соблюдении всех биологических и педагогических закономерностей. В противном случае эти изменения могут носит и негативный характер. Эти закономерности отражены в общих и частных принципах физкультурно-спортивной деятельности. Надо знать, понимать и придерживаться их.
ü Принцип всестороннего гармонического развития личности.Основывается на естественном единстве физического и духовного развития человека, этот принцип требует от него как можно более полного совершенствования средствами физической культуры индивидуальных физических и интеллектуальных способностей, нравственных и эстетических качеств, приобретения достаточно богатого фонда жизненно важных умений и навыков, включая и привычку трудиться;
ü Принцип оздоровительной направленности.Он требует «Не вредить, а укреплять, улучшать, совершенствовать». На него надо опираться при выборе средств и при их применении, не завышая оптимальную меру нагрузки. При этом обязательны регулярный врачебный контроль и самоконтроль.
ü Принцип сознательности и активности. Он предполагает осмысленное отношение и устойчивый интерес, обязательной предпосылкой к которым является какая-либо мотивация.
ü Принцип наглядности.Он предполагает широкое использование ощущений, восприятий, образов с помощью не только зрения и слуха, но и всех других органов чувств. Особую роль в реализации этого принципа играют наглядные пособия, образное слово, идеомоторные упражнения;
ü Принцип доступности и индивидуализации.Он требует полного соответствия между вашими возможностями и объективными трудностями при выполнении того или иного двигательного действия. Нужно знать свои функциональные возможности на сегодняшний день, не превышая меру физической нагрузки в интересах собственного здоровья.
ü Принцип систематичности.Он диктует на основаниях процессов, происходящих в организме в результате занятий физическими упражнениями и связанных с функциональными и структурными изменениями в нём, регулярность двигательной деятельности, определённое чередование нагрузки и отдыха.
ü Принцип повышения требований (динамичности).Он выражает тенденцию к усложнению применяемых упражнений, постепенному нарастанию объёму и интенсивности.