Тема№1: Физическая культура личности
Физическую культуру общества, являющуюся результатом многовековой деятельности человечества в этой области, составляют такие ценности, как:
ü Идеи, научные знания (теоретические и медико-практические) о закономерностях психофизического совершенствования человека;
ü Специфические средства – физические упражнения, различные по своей форме и содержанию; оздоровительные силы природы (солнце, воздух, вода и т.п.)
ü Условия применения этих знаний и средств (материально-технические, кадровые, информационное обеспечение, организационные формы и т.д.);
ü Позитивные результаты (общий уровень физического развития и подготовленности людей; спортивные рекорды и достижения; спортивные зрелища; этическое, эстетическое и материальное наследие; другие показатели, характеризующие степень сформированности физической культуры у людей).
Если вы сопоставите все три формы культуры по входящим в них элементам, то обнаружите вполне ясную картину их взаимосвязи. Так, в физическую культуру «втянута» часть элементов материальной культуры, например, здания и сооружения в виде спортивных дворцов, залов, стадионов; спортивное оборудование стадионов, залов, и инструменты (инвентарь) для всех видов спорта и физических упражнений; средства связи, управления и информации в виде устройств фотофиниша, аудио, видео и вычислительной техники, приборов нужд физкультурной науки и т.п.
Особо тесная взаимосвязь наблюдается между физической и духовной культурами, которые формируются в самом человеке и основой взаимопроникновения которых являются научные знания, умения, навыки, этика, эстетика. А это существеннейшие культурные ценности. Поэтому справедливо утверждение, что физическая культура затрагивает не только телесную, но и духовную сферу человека. Как это осуществляется практически? Через сознательно организуемое, управляемое воздействие на двигательно-познавательную активность человека. А через неё на внутренние биологические системы организма, на психические и мыслительные процессы, а, следовательно, на телесную и духовные стороны его личности (В.У. Агеевец, 1996). Это воздействие осуществляется через физическое воспитание.
Физическая культура - это сложное и многогранное социальное явление, выражающееся в деятельности человека по «возделыванию» своей собственной природы, по развитию и реализации заложенных в нём психофизических способностей. Указанная деятельность связна с физическим воспитанием (см. далее); спортом (см. далее); физической рекреацией ( это двигательно-активный отдых с использованием физических упражнений на основе принципов физического воспитания, результатом которого является полученное удовольствие, хорошее самочувствие, восстановленные умственная и физическая работоспособности); двигательной реабилитацией (это лечебная физическая культура и это адаптивная физическая культура для лиц с ограниченными двигательными возможностями).
В общем случае деятельность можно определить как специфически человеческую регулируемую сознанием «внутреннюю» (психическую) и «внешнюю» (двигательную) активность, направленную на достижение сознательно поставленной и имеющую общую значимость цели.
В конкретном случае, если например, и цели, которые ставит перед собой человек, и мотивы, их отражающие, имеют спортивную направленность (занятия спортом составляют предмет, содержание деятельности), то вызываемая ими активность называется спортивной деятельностью.
Исходя из такого определения деятельности, мы будем пользоваться широко употребляемыми в теории и практике физической культуры терминами «физкультурно-спортивная деятельность», «двигательная деятельность», «мышечная деятельность», «двигательная активность».
Спорт(от английского sport – игра, забава, развлечение» проявляется в специфической (соревновательной) деятельности человека, направленной на достижение самого высокого уровня своих психофизических способностей и в специальной (спортивные тренировки) подготовке к ней. Как источник передовых идей и научно-практических знаний, как арсенал эффективных средств, методов и как особая организационная форма физического воспитания, как пример результативной деятельности, он является уникальной частью физической культуры. Но некоторыми своими сторонами спорт выходит за рамки физической культуры. Особенно это относится, например, к так называемому «большому спорту», к техническим видам спорта (авиамодельный, автогонки и т.п.), видам спорта, не связанным напрямую с высокой двигательной активностью (стрельба, шахматы и т.п.). Поэтому можно утверждать, что физическая культура и спорт во многом едины, дополняют друг друга, но и тожденственны. Вот почему иногда можно встретить выражение «физическая культура и спорт».
Физическое воспитание –это педагогически организованный процесс передачи и усвоения ценностей физической культуры в рамках системы образование-воспитание. Физическое воспитание в семье; в сфере образования (дошкольные и учебные заведения); в сфере спорта ( секции, клубы и т.д.); в сферах труда, отдыха, реабилитации (предприятия, дома отдыха, санатории и т.д.) служат специальными каналами передачи ценностей физической культуры от общества к личности.
Освоенные занимающимся в результате физического воспитания ценности физической культуры в виде приобретённых знаний, умений, навыков (образовательная сторона этого процесса) и развитых до определённой степени физических, психических, нравственных, эстетических и интеллектуальных свойств и качеств(воспитательная сторона этого процесса) будут составлять его индивидуальные личные ценности.
В теории физической культуры эти ценности и специализированные процессы их приобретения отражены в понятиях «физическое развитие», «функциональная подготовленность», «психофизическая подготовленность», «физическая подготовка» (общая и специальная).
Физическая развитие –это процесс изменения морфологических (от греческого morphe – форма) и функциональных (от латинского functio – исполнение) свойств организма человека в течение его жизни. Этот процесс естественен, т.к. он развёртывается на природной основе, передаваясь по наследству и подчиняясь многим биологическим законам и, в частности, законам взаимодействия наследственных тенденциях развития и тенденций, определяемых условиями жизни, постепенностью и возрастной сменяемостью периодов развития. Но этот процесс и социально обусловлен, т.е. действие всех биологических законов проявляется в зависимости от условий жизнедеятельности (воспитания, быта, труда и т.п.) Поэтому физическое развитие в значительной мере управляемо.В зависимости от всей совокупности факторов,
влияющих на физическое развитие, оно может приобретать различный характер: быть всесторонним и гармоничным, или ограниченным и дисгармоничным.
Внешними количественными показателями физического развития, характеризующими в основном конституцию человека и поддающимися относительно простому измерению, являются изменения роста, веса, величины спирометрии и др. Качественно же физическое развитие характеризуется, прежде всего, существенными изменениями функциональных возможностей. Оно выражается как в изменении уровня отдельных физических качеств человека (быстроты, силы, выносливости, гибкости, ловкости), так и, в целом, в уровне физической работоспособности и зависит от функционирова-ния всех систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, костно-мышечной и т.д.). Поэтому и выделяют понятие «функциональная подготовленность».
Более общим по отношению к предыдущим является понятие «физическая подготовленность». Она характеризуется и показателями физического развития, и уровнем функциональной подготовленности, а также степенью владения разнообразными двигательными умениями и навыками. Причём, освоение рациональных способов управления своими движениями умений и навыков, а также предпосылок для овладения любыми новыми двигательными действиями - важнейшая сторона физической подготовленности.
Наиболее же общим является понятие «психофизическая подготовленность», которая, включая в себя физическую подготовленность, характеризует ещё качественные изменения психических свойств личности, её нравственных сил, эстетического и интеллектуального уровней.
Специализированные процессы, направленные на достижение определённого вида подготовленности, носят одноимённые названия. Например, физическая подготовка, психофизическая подготовка. Существую понятия «общей физической подготовки»,направленной на достижение определённого уровня развития всех физических качеств и работоспособности, на овладение жизненно необходимым умениями и навыками (одна из важнейших сторон вашей двигательной деятельности на учебных занятиях» и «специальной физической подготовки»,направленной на определённый вид деятельности. Например, специальная физическая подготовка в спорте или для профессионального труда. Последняя называется профессионально-прикладной физической подготовкой(другая важная сторона вашей двигательной деятельности на занятиях). Все перечисленные процессы являются специализированными частями общих процессов физического воспитания или спортивной подготовки.
И так, мы с вами уже, наверное, можем понять, что сущность физической культуры в её действенных возможностях влияния на природу человекачерез развитие естественных сил организма, через преобразование (окультурирование) его личности, в результате способностей успешно реализовывать себя в здоровом и продуктивном стиле жизни, в профессиональной и любой другой деятельности. Иными словами, её суть в принципиальной возможности формирования социального человека. Ибо социализация – это и есть процесс превращения родившегося человеческого организма в полноправную личность, обладающую, как особыми индивидуально-психологическими чертами, так и набором социально-типических, социально-значимых черт, знаний и умений, позволяющих ей полноценно участвовать в общественной жизни.