Анализ туристской инфраструктуры города ростова-на-дону
Туристическая инфраструктура Ростова-на-Дону сейчас в стадии активного роста. За последние годы в российском туризме произошел ряд перемен, которые затронули систему государственного управления, законодательство, информационно-рекламное освещение отрасли, ее инфраструктуру, характер инвестиционного процесса, систему подготовки туристских кадров. Но самое главное, произошло серьезное переосмысление роли туризма как направления экономического развития.
В 2008 году Д. А. Медведев на совещании в Угличе назвал туризм безусловной «точкой роста» российских городов.[12] Вполне закономерным стало решение об одобрении Стратегии развития туризма на период до 2015 года, в которой впервые были изменены акценты — развитие внутреннего туризма стало одним из приоритетных направлений отрасли. Таким образом, реализация долгосрочной городской программы «Развитие туристских ресурсов в городе Ростове-на-Дону» является логическим продолжением общей стратегии, проводимой в России.
Отправной точкой реализации программы стало проведение социологического исследования, диагностика состояния и перспектив развития въездного туризма в городе, проведенное Ростовской академией сервиса в 2008 году. Материалы исследования подтвердили правильность выбранной линии развития отрасли и действий администрации города. Главными направлениями развития сферы туризма стали:
– формирование туристских ресурсов города;
– формирование конкурентоспособных субъектов индустрии туризма;
– позиционирование ресурсного потенциала на рынке туристских услуг.
Кроме того, территориальными органами администрации города, Ростовским центром мониторинга туристских ресурсов «По Дону гуляем» была проведена инвентаризация туристских ресурсов, по результатам которой сформирован реестр расположенных на территории города достопримечательных и памятных мест. Совместно с Ростовской академией сервиса разработаны методические рекомендации по формированию туристских маршрутов.
Сегодня особенно актуальным для Ростова-на-Дону как города — центра научного потенциала Южного региона является развитие образовательного туризма. Возникновение и развитие делового, конгрессового туризма дало толчок для создания в структуре туристско-информационного центра подразделения «конгресс-бюро». Оно ориентировано на организацию и проведение конференций, конгрессов, выставок и других деловых форумов.
Рынок туристских услуг имеет тенденцию к дальнейшему расширению сферы деятельности и увеличению числа организаций, его представляющих. Ежегодно Ростов посещает более двух тысяч человек из 76 стран ближнего и дальнего зарубежья. Это граждане Великобритании, Германии, США, Франции, Италии, Польши, Украины и др. стран.
Ростов-на-Дону – это крупнейший центр юга России и город с богатой историей. Он был основан в середине XVIII века по указу Елизаветы Петровны и располагает множеством привлекательных достопримечательностей. Здесь более 400 памятников культурно-исторического наследия, включая археологические, множество разнообразных музеев. Фотографии Ростова-на-Дону свидетельствуют о богатых архитектурных традициях этого города.
Согласно данным статистики, Ростов-на-Дону занимает 8-е место в перечне городов, привлекательных для туристов. Однако развитие данной сферы происходит незначительными темпами. Главным сдерживающим фактором является недостаток современных условий для размещения. Аналогичные сложности возникают и с предприятиями общественного питания, которые при условии большого наплыва организованных туристских групп вряд ли справятся с их обслуживанием.
Но в связи с тем, что Ростов-на-Дону является городом-организатором Чемпионата мира по футболу, в нём активно продолжается подготовка к проведению матчей Чемпионата мира по футболу в 2018 года. В соответствии с требованиями, которые выдвигает FIFA к Чемпионата мира по футболу, количество номерного фонда городов Ростовской агломерации должно составлять 7760 номеров, из них 1760 номеров должно быть в гостиницах категорий 3-5 звезд.[13]
На сегодняшний день номерной фонд Ростова-на-Дону составляет порядка 3650 номеров. Кроме того, существует и номерной фонд прилегающих к городу территорий Ростовской агломерации. Наконец, в Ростове-на-Дону активно ведется строительство новых гостиничных объектов и комплексов в соответствии с планом мероприятий (дорожной карты) по подготовке города Ростова-на-Дону к проведению игр чемпионата мира по футболу 2018 года.
Завершена реализация двух инвестиционных проектов. Гостиница "Меркур" категории 4 звезды на 89 номеров (пр. Ворошиловский, 35) введена в эксплуатацию в мае 2014 года. Гостиница "Эрмитаж" категории 2 звезды на 31 номер (ул. Ульяновская, 52) также получила разрешение на ввод в эксплуатацию в ноябре 2014 года. Обе гостиницы работают в тестовом режиме.
В гостинице "Шератон" ("Sheraton", пр. Сиверса, 2е) категории 5 звезд и номерным фондом в 307 номеров ведутся отделочные работы, меблирование, работы по благоустройству территории. Открытие планируется на III-IV квартал 2016 года.
В рамках строительства гостиницы "Хаятт Ридженси Дон-Плаза-Ростов" ("Hyatt Regency Don-Plaza-Rostov" ул. Б. Садовая, 121) категории 5 звезд и номерным фондом 233 номера ведется остекление фасадов, монтаж инженерных систем здания, кровельные работы, отделочные работы. Вод гостиницы в эксплуатацию планируется в декабре 2015 года.
Открываются в городе и небольшие гостиницы. В декабре этого года планируется открытие небольшого, но уютного современного отеля "Березовый двор" ("Birch yard", переулок Газетный, 76), номерной фонд которого 19 номеров различных категорий.
Постепенно номерной фонд нашего города увеличивается, планируется, что коллективные средства размещения в 2016 году будут более активны в прохождении классификации, и город к 2018 году будет готов принять своих гостей.
Еще одним шагом к улучшению качества приема и обслуживания туристов, является создание в нашем городе туристско-информационного центра.
Первый туристско-информационный центр открыт компанией ООО "ТКФ "Рейна-Тур НТВ" в здании ростовского аэровокзала по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Шолохова, д. 270/1.
Туристско-информационные центры – абсолютно новый формат для нашего региона. Центры будут заниматься не только оказанием консультационных и информационных услуг, но и продвижением туристско-рекреационного потенциала Ростова-на-Дону, популяризацией внутреннего туризма и распространением сувенирной продукции.
В центрах жители и гости нашего городу смогут получить целый ряд услуг: заказ экскурсий по Ростову-на-Дону и области, услуги гидов-переводчиков, сопровождающих, бронирование гостиниц и других средств размещения, аренда пассажирского транспорта, трансферы, водные прогулки, аренда водного транспорта, продажа туристических карт, путеводителей, дисков, подарочные сертификаты на экскурсионное обслуживание и туристические услуги, продажа билетов в театры, на концерты и выставки Ростова и Ростовской области.
На современном этапе развития туризма туристско-информационные центры являются одним из главных элементов туристической инфраструктуры. Они способствуют взаимодействию различных ее составляющих: средств размещения и питания, местного транспорта, объектов торговли, развлекательных заведений, производства сувениров. Поэтому становление ТИЦ является одной из первоочередных мер, обусловленных необходимостью более эффективного использования туристических ресурсов и туристической сферы в целом.