Образ Прекрасной Дамы в романе
Огромное место в жизни и сознании любого человека эпохи расцвета Средневековья, занимала церковь.
XII век- это расцвет материанского культа, единственной и неповторимой Девой Марией, связанное с церковной догмой вознесения Богоматери.[51]
Уважительное отношение к женщине, ее возвеличивание и почитание, воспевавшееся в поэтических произведениях бардов того времени, создали культ Прекрасной Дамы и идеи служения ей.
Рассмотрим, какой представлена Прекрасная Дама в романе.
Начать, думаю, стоит прежде всего с социального положения. Изольда не простая служанка или ещё кто-либо, она - королева, снискавшая любовь своих подданных.
Выбор имени для главной героини романа тоже не прост: «Изольда», в переводе с кельтского, означает «красавица».
Имя во многом определяет характер человека, его качества. Если верить гороскопу, то Изольды очень чувственны, сладострастны, порою коварны, горды. [52] Именно такой, по характеру, предстаёт перед нами Изольда Белокурая: она полностью отдаётся своей любви, очень трепетна, чувственна( в одном эпизоде даже теряет сознание от переизбытка чувств, увидев, наконец, своего Тристана[53]), но в тоже время горда и неприступна, когда Тристан, переодевшись в лохмотья униженно просит её признать себя, она отворачивается[54].
Внешний любимой образ также имеет большое значение. Во многих романах этого периода он стереотипен, трубадуры воспевают прекрасные светлые волосы, белизну лба, длинные тонкие пальцы.[55] Такой же внешностью обладает Изольда в романе. Она прекрасна станом, с лицом белее снега[56]; когда она выехала на своём коне из чащи, засветилась вся дорога от её красоты.
Дама сердца должна была и одета подобающим образом. Изольда носит шикарные украшения, под стать своему социальному статусу, одевается в платья из дорогой пурпурной ткани. Почему именно пурпурной? Потому что этот цвет означает величие, знатность, его могли себе позволить короли, знать, чтобы отличаться и тем самым показывать своё социальное положение. А в христианстве пурпурный цвет означает спокойствие души и чистую совесть[57], что, возможно, не совсем относится к нашей героине, но упускать этот факт из внимания, учитывая тенденции того времени по установлению образа идеальной дамы, не будем.
То, что главная героиня блондинка, а не шатенка, брюнетка или рыжая обусловлено всё тем же материанским культом, на который и ориентировался образ Идеальной Дамы. Взгляните на изображения Девы Марии- она блондинка!
«На ней было богатое платье, стан ее был изящен, глаза блестели, волосы были светлы, как солнечные лучи»[58].
Ещё одним немаловажным составляющим образа прекрасной дамы являются навыки и умения, которыми она обладает. Так как обычно и в нашем случае тоже это дама из высшего сословия, то она обязана знать правила придворного этикета, обращаться с музыкальными инструментами, петь и танцевать, обращаться с изящным слогом.[59] Исполнение этих придворных обязанностей было заложено с детства и в Изольде.
Но, помимо того, чтобы уметь быть милой и обходительной при дворе, даме, в то неспокойное время нужны были знания в области медицины. Она должна была разбираться во всевозможных кореньях, листьях, порошках, травах; уметь составлять различные снадобья и мази, чтобы в случае болезни или ранения своего рыцаря помочь ему. И не только ему.
Изольда в совершенстве умела врачевать, несколько раз в романе она спасает жизни. Первая встреча с Тристаном происходит у них тогда, когда она единственная из лекарей помогла раненому отравленным копьём в схватке с Марольдом Тристану залечить рану и не умереть.[60]
Роман даёт нам обобщённый и собирательный образ прекрасной дамы, можно проследить основные моральные качества, внешность и навыки жизнедеятельности, которыми должна обладать женщина, забирающая сердце рыцаря. Образ этот построен на представлениях и видении прекрасного в XII веке, основанного, повторюсь, на культе богоматери, её почитания и восхваления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги вышесказанному, можно отметить следующее.
Говоря об образе "идеального рыцаря", можно установить целый ряд нравственно-психологических категорий образующих этот образ, отраженный в романе. Среди них первое место занимает доблесть. Это качество рыцаря определяется его социальным бытием профессионального воина. Получает в первую очередь этическое оправдание и непосредственно увязывается с идеей нравственного совершенства. Доблесть мотивирует поступки рыцаря, заставляет его искать приключений - "авантюр".
Кодекс рыцарства требовал от человека много достоинств, ибо рыцарь - это тот, кто благородно поступает и ведет благородный образ жизни. Странствующий рыцарь должен был подчиняться четырем законам: никогда не отказываться от поединка; в турнире выступать на стороне слабых; помогать каждому, дело которого справедливо; в случае войны поддерживать справедливое дело. Тристан ни разу не нарушил ни одно положение этого кодекса.
Содержание анализируемого романа подтверждает тот факт, что Тристан - благородный рыцарь, истинный герой. Вся недолгая жизнь его была посвящена тем принципам, которым научил его некогда приемный отец- Горвенал: рыцарь - это тот, кто благородно поступает и ведет благородный образ жизни.
Помимо нравственно- психологического портрета воина, роман дает общее представление о тактике боя, вооружении и облачении рыцаря в указанную эпоху.
Но прежде всего роман о Тристане и Изольде- это повествование о любви, которая сильнее смерти, о вине любимого и любящего перед нелюбимым, миф о вечном возвращении Тристана и о горьком счастье королевы, о великодушии и жестокости короля Марка.
Представления о доблести, чести, верности, взаимном уважении, благородных нравах и культе дамы очаровывали людей иных культурных эпох. Роман даёт общее представление и приводит собирательный образ идеальной дамы, достойной поклонения великого воина. Этот образ является отражением эпохи, культом почитания Богоматери.
"Роман воплощает мечту о счастье, ощущение силы, волю к победе над злом. Именно в этом, вне всякого сомнения, состояла его первичная социальная функция: она на многие века пережила условия, которые вызвали ее к жизни"[61].
Источник
Бедье Ж. Тристан и Изольда/Ж. Бедье . - М.: Азбука Аттикус, 2011. – с. 160
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреев М. Л. Поэтика прошлого / М. Л. Андреев // Феномен прошлого / отв. ред. И. М. Савельева, А. В. Полетаев. - М., 2005. - С. 67 - 98.
2. Андреев М. Л. Рыцарский роман в эпоху Возрождения / М. Л. Андреев. //От мифа к литературе: Сборник в честь 75-летия Е. М. Мелетинского. - М., 1993. - С. 312 - 320.
3. Андреев М. Л. Средневековая европейская драма: происхождение и становление (X - XIII вв.) / М. Л. Андреев. - М.: Искусство, 1989. – 212 с.
4. Артамонов С. Д. Литература Средних веков: кн. для учащ. ст. классов / С. Д. Артамонов. - М.: Просвещение, 1992. - 240 с.
5. Брескина Ф. М. Пособие по зарубежной литературе средних веков (до эпохи Возрождения) для студентов-заочников 1, 2 и 3 курсов факультетов русского языка и литературы педагогических институтов / Ф. Брескина - Иваново, 1959. - 93 с.
6. Ведерников С. Образ Мерлина / С. Ведерников //Вологодский государственный педагогический университет. Вестник НСО. - Серия "Гуманитарные науки". - Вологда. - Вып. 9. - 2011. - С. 10 - 13.
7. Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: в 10 т. Т. 8 / В. Г. Власов. - СПб.: Азбука-классика, 2008. - 848 с.
8. Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: в 10 т. Т. 9 / В. Г. Власов. - СПб.: Азбука-классика, 2008. - 768 с.
9. Высоцкий В. Сочинения: в 2 т. Т. 1 / В. Высоцкий - М., 1991. - 639 с.
10. Гуревич А. Я. Категории Средневековой культуры классов /А. Я. Гуревич. - М.: Исскуство, 1984. – 348 с.
11. Диль Шарль. Византийские портреты: пер. с фр. / Шарль Диль. - М.: Искусство, 1994. - 448 с.
12. Дроздов Никита. Куртуазное и общечеловеческое в романе Кретьена де Труа "Эрек и Энида" / Никита Дроздов // "Рождается первый звук...". - Вологда. - Вып. 1. - 2001. - С. 6 - 10.
13. Дюби Ж. Куртуазная любовь и перемены положения женщин во Франции XII в. / Ж. Дюби// Одиссей. Человек в истории. - М.: 1990. С. 90-96.
14. Елиферова М. Английская Илиада / М. Елиферова // Первое сентября. - История. - № 6. - 2008. - С. 22 - 27.
15. Зюмтор П. Опыт построения средневековой поэтики: пер. с фр. / П. Зюмтор. - СПб., 2002. - 546 с.
16. Капеллан Андре. О любви: пер. с фр. /Андре Капеллан // Жизнеописания трубадуров. Жан де Нострдам. Жизнеописания древних и наиславнейших провансальского пиитов, во времена графов провансских процветших. - М: Наука, 1993, с. 383 - 401.
17. Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства: пер. с итал. / Ф. Кардини. - М., 1987. - 384 с.
18. Карсавин Л. П. Культура средних веков / Л. П. Карсавин. - М., 1995, 264 с.
19. Куликова Марина Валентиновна. "Средневековья мир волшебный": обобщающий урок по разделу "западноевропейская средневековая культура". VI класс / Куликова Марина Валентиновна //Литература в школе. - № 12. - 2015. - С. 34 - 36.
20. Кудина Г. "Который час? Не близок ли рассвет?" Поэзия миннезингеров / Г. Кудина, З. Новлянская // Искусство в школе. - № 2. - 2012. - С. 38 - 45.
21. Кунс Д. Ф. Драгоценные камни в мифах и легендах[Электронный ресурс]//http://librebook.ru/dragocennye_kamni_v_mifah_i_legendah// режим доступа: 03.05.2017
22. Луков В. А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней: уч. пособие для студ. высш. учебн. заведений / В. А. Луков. - М.: Академия, 2008. - 512 с.
23. Малиновская Н. Р. Голуби встреч и орлы разлук / Н. Р. Малиновская // Литература. - Первое сентября. - 2014. - N 3. - С. 26 - 30.
24. Матюшина И. Г. Поэтика рыцарской саги / И. Г. Матюшина. - М., 2002. - 296 с.
25. Мелетинский Е.М. Средневековый роман / Е. М. Мелетинский. - М., 1984. - 303 с.
26. Михайлов А. Д. Французский рыцарский роман и вопросы типологии жанра в средневековой литературе / А. Д. Михайлов. - М.: Наука, 1976. - 351 с.
27. Роман о Тристане и Изольде: Средневековый роман: пер. с фр. - Калининград: Янтар. Сказ, 2000. - 136 с.
28. Самарин Р. М., Михайлов А. Д. Общие черты куртуазной лирики / Р. М. Самарин, А. Д. Михайлов // История всемирной литературы: В 8 т. Т.2. - М.: Наука, 1984. - С. 530 - 531.
29. Средневековый роман и повесть / под ред. А.Д. Михайлова. - М., 1974. - 640 с.
30. Стадников Геннадий Владимирович. Зарубежная литература и культура Средних веков, Возрождения, XVII века: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению "Филологическое образование" / Г. В. Стадников. - Москва: Академия, 2008. - 165 с.
31. Цимбалова Л. Тайна имени / Л. Цимбалова . - М., Рипол Классик, 2004.- С. 360
[1] Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: в 10 т. Т. 8. - СПб.: Азбука-классика, 2008. - с. 147 -148.
[2] Малиновская Н. Р. Голуби встреч и орлы разлук / Н. Р. Малиновская // Литература. - Первое сентября. - 2014. - N 3. - с. 26.
[3] Высоцкий В. Сочинения: в 2 т. Т. 1 / В. Высоцкий - М., 1991. - с. 489.
[4] Роман о Тристане и Изольде: Средневековый роман: пер. с фр. - Калининград: Янтар. Сказ, 2000. - 136 с.
[5] Мелетинский Е.М. Средневековый роман / Е. М. Мелетинский. - М., 1984. - 303 с.
[6] Матюшина И. Г. Поэтика рыцарской саги / И. Г. Матюшина. - М., 2002. - 296 с.
[7] Андреев М. Л. Поэтика прошлого / М. Л. Андреев // Феномен прошлого / отв. ред. И. М. Савельева, А. В. Полетаев. - М., 2005. - С. 67 - 98; Рыцарский роман в эпоху Возрождения / М. Л. Андреев. //От мифа к литературе: Сборник в честь 75-летия Е. М. Мелетинского. - М., 1993. - С. 312 - 320; Средневековая европейская драма: происхождение и становление (X - XIII вв.) / М. Л. Андреев. - М.: Искусство, 1989. – 212 с.; Михайлов А. Д. Французский рыцарский роман и вопросы типологии жанра в средневековой литературе / А. Д. Михайлов. - М.: Наука, 1976. - 351 с.
[8] Диль Шарль. Византийские портреты: пер. с фр. / Шарль Диль. - М.: Искусство, 1994. - 448 с.; Зюмтор П. Опыт построения средневековой поэтики: пер. с фр. / П. Зюмтор. - СПб., 2002. - 546 с.
[9] Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства: пер. с итал. / Ф. Кардини. - М., 1987. - 384 с.; Карсавин Л.
[10] Луков В. А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней: уч. пособие для студ. высш. учебн. заведений / В. А. Луков. - М.: Академия, 2008. - с. 72.
[11] Михайлов А. Д. Французский рыцарский роман и вопросы типологии жанра в средневековой литературе / А. Д. Михайлов. - М.: Наука, 1976. - с. 191.
[12] Артамонов С. Д. Литература Средних веков: кн. для учащ. ст. классов / С. Д. Артамонов. - М.: Просвещение, 1992. - с. 149; Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: в 10 т. Т. 9. - СПб.: Азбука-классика, 2008. - с. 201.
[13] Бедье Ж. Тристан и Изольда/Ж. Бедье . - М.: Азбука Аттикус, 2011- с. 7.
[14] Бедье Ж. Тристан и Изольда/Ж. Бедье . - М.: Азбука Аттикус, 2011- с. 9.
[15] Бедье Ж. Тристан и Изольда/Ж. Бедье . - М.: Азбука Аттикус, 2011- с. 18.
[16] Бедье Ж. Тристан и Изольда/Ж. Бедье . - М.: Азбука Аттикус, 2011- с. 39.
[17] Бедье Ж. Тристан и Изольда/Ж. Бедье . - М.: Азбука Аттикус, 2011- с. 23.
[18] Гуревич А. Я. Категории Средневековой культуры классов /А. Я. Гуревич. - М.: Исскуство, 1984. - с. 198
[19] Бедье Ж. Тристан и Изольда/Ж. Бедье . - М.: Азбука Аттикус, 2011- с. 22.
[20] Бедье Ж. Тристан и Изольда/Ж. Бедье . - М.: Азбука Аттикус, 2011- с. 25.
[21] Бедье Ж. Тристан и Изольда/Ж. Бедье . - М.: Азбука Аттикус, 2011- с. 123.
[22] Михайлов А. Д. Французский рыцарский роман... - с. 197
[23] Бедье Ж. Тристан и Изольда/Ж. Бедье . - М.: Азбука Аттикус, 2011- с. 23
[24] Бедье Ж. Тристан и Изольда/Ж. Бедье . - М.: Азбука Аттикус, 2011- с. 14
[25] Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства: пер. с итал. / Ф. Кардини. - М., 1987.- с 281
[26] Бедье Ж. Тристан и Изольда/Ж. Бедье . - М.: Азбука Аттикус, 2011- с. 74-86
[27] Бедье Ж. Тристан и Изольда/Ж. Бедье . - М.: Азбука Аттикус, 2011- с. 39
[28] Бедье Ж. Тристан и Изольда/Ж. Бедье . - М.: Азбука Аттикус, 2011- с. 154
[29] Бедье Ж. Тристан и Изольда/Ж. Бедье . - М.: Азбука Аттикус, 2011- с. 112
[30] Бедье Ж. Тристан и Изольда/Ж. Бедье . - М.: Азбука Аттикус, 2011- с. 65
[31] Бедье Ж. Тристан и Изольда/Ж. Бедье . - М.: Азбука Аттикус, 2011- с. 87
[32] Бедье Ж. Тристан и Изольда/Ж. Бедье . - М.: Азбука Аттикус, 2011- с. 65
[33] Бедье Ж. Тристан и Изольда/Ж. Бедье . - М.: Азбука Аттикус, 2011- с. 78-92, 121
[34] Бедье Ж. Тристан и Изольда/Ж. Бедье . - М.: Азбука Аттикус, 2011- с.69
[35] Бедье Ж. Тристан и Изольда/Ж. Бедье . - М.: Азбука Аттикус, 2011- с. 87.
[36] Самарин Р. М., Михайлов А. Д. Общие черты куртуазной лирики / Р. М. Самарин, А. Д. Михайлов // История всемирной литературы: В 8 т. Т.2. - М.: Наука, 1984. - С. 530 – 531.
[37] Дюби Ж. Куртуазная любовь и перемены положения женщин во Франции XII в. / Ж. Дюби// Одиссей. Человек в истории. - М.: 1990. С. 93
[38] Дюби Ж. Куртуазная любовь и перемены положения женщин во Франции XII в. / Ж. Дюби// Одиссей. Человек в истории. - М.: 1990. С.94
[39] Бедье Ж. Тристан и Изольда/Ж. Бедье . - М.: Азбука Аттикус, 2011- с. 83.
[40] Гуревич А. Я. Категории Средневековой культуры классов /А. Я. Гуревич. - М.: Исскуство, 1984. - с.204
[41] Гуревич А. Я. Категории Средневековой культуры классов /А. Я. Гуревич. - М.: Исскуство, 1984. - с.232
[42] Артамонов С. Д. Литература Средних веков. - с. 98.
[43] Кунс Д. Ф. Драгоценные камни в мифах и легендах[Электронный ресурс]//режим доступа http://librebook.ru/dragocennye_kamni_v_mifah_i_legendah// дата обращения 06.05.2017
[44] Бедье Ж. Тристан и Изольда/Ж. Бедье . - М.: Азбука Аттикус, 2011. - с. 39.
[45] Бедье Ж. Тристан и Изольда/Ж. Бедье . - М.: Азбука Аттикус, 2011. - с. 84.
[46] Бедье Ж. Тристан и Изольда/Ж. Бедье . - М.: Азбука Аттикус, 2011. - с. 61.
[47] Бедье Ж. Тристан и Изольда/Ж. Бедье . - М.: Азбука Аттикус, 2011. - с. 94.
[48] Бедье Ж. Тристан и Изольда/Ж. Бедье . - М.: Азбука Аттикус, 2011. - с. 54.
[49] Бедье Ж. Тристан и Изольда/Ж. Бедье . - М.: Азбука Аттикус, 2011. - с. 121.
[50] О мире растений[Электронный ресурс]//режим доступа http://www.botanichka.ru/blog/2011/08/14/blackthorn-2// дата обращения 03.05.2017
[51] Андреев М. Л. Рыцарский роман в эпоху Возрождения / М. Л. Андреев. //От мифа к литературе: Сборник в честь 75-летия Е. М. Мелетинского. - М., 1993. - С.314.
[52] Цимбалова Л. Тайна имени / Л. Цимбалова . - М., Рипол Классик, 2004.- С. 158
[53] Бедье Ж. Тристан и Изольда/Ж. Бедье . - М.: Азбука Аттикус, 2011. - с. 131.
[54] Бедье Ж. Тристан и Изольда/Ж. Бедье . - М.: Азбука Аттикус, 2011. - с. 114.
[55] Гуревич А. Я. Категории Средневековой культуры классов /А. Я. Гуревич. - М.: Исскуство, 1984. - с.202
[56] Бедье Ж. Тристан и Изольда/Ж. Бедье . - М.: Азбука Аттикус, 2011.- с.107
[57] Гуревич А. Я. Категории Средневековой культуры классов /А. Я. Гуревич. - М.: Исскуство, 1984. – с. 120
[58] Бедье Ж. Тристан и Изольда/Ж. Бедье . - М.: Азбука Аттикус, 2011. - с. 79.
[59] Гуревич А. Я. Категории Средневековой культуры классов /А. Я. Гуревич. - М.: Исскуство, 1984. – с. 196
[60] Бедье Ж. Тристан и Изольда/Ж. Бедье . - М.: Азбука Аттикус, 2011. - с. 21.
[61] Зюмтор П. Опыт построения средневековой поэтики: пер. с фр. / П. Зюмтор. - СПб., 2002. - с. 383.