Выдающиеся деятели науки и культуры о детской литературе и детском чтении
Герасимович М. Подчиненное строгому выбору: М. Салтыков-Щедрин о книгах для детского чтения // Библиотека. — I996. — № 12. — С. 24–26.
Глухов А. Г. М. Монтень о книгах // Библиография. — 1999. — № 1. — С. 62–66.
Дудова Л. В. Герман Гессе о книге и чтении // Мировая словесность для детей и о детях. Вып. 3. — М., 1998. — С. 128–134.
Оден Уистен Хью. Есть книги несправедливо забытые, но нет ни одной, которую бы мы вспоминали напрасно: [Об искусстве чтения в т.ч. детей] // Первое сентября. — 1999. — 19 янв. — С. 3.
Тихомирова И. Жизнь сердца и разума: [Писатели о детском восприятии художественного произведения] // Библиотека. — 1997. — № 1. — С. 50–53.
[Что вы читали в детстве?]: Ответы Р. Казаковой, И. Кона, Т. Бек, В. Берестова // Новое книжное обозрение. — 1995. — № 8. — С. 14–15.
Что я думаю о детстве: Б. Заходер, М. Захаров, А. Приставкин, Э. Климов // Педология / Новый век. — 2000.— № 1. — С. 4, 15, 32, 56.
Приложение
Е. Голубева
О разработке рубрикатора в предметной области
«ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ»
Коротко о предметной области
Рассматривая чтение ребенка не только как важный фактор личностного развития, но и как шанс развития человеческой цивилизации, разработчики разделяют мнение о том, что проблемы вхождения подрастающего поколения в книжную культуру имеют стратегическое значение планетарного масштаба.
Нам представляется, что именно сейчас, на рубеже второго и третьего тысячелетий, назрела необходимость интеграции знаний о детском чтении в разных аспектах, накопленных в различных сферах, для перехода на качественно новый уровень рассмотрения и решения проблем в этой области. Параллельное развитие дисциплин и наук, имеющих то или иное отношение к чтению детей, в разной степени плодотворное, достигло этапа, когда нужен и может быть сделан шаг к формированию междисциплинарного знания. Значение его для точной и полной оценки ситуации, для выработки адекватных условиям и задачам методов решения исследовательских, педагогических, административно-организационных, даже финансовых проблем очевидно.
Один из путей формирования междисциплинарного знания — это взаимоинформация, взаимообогащение и взаимокоррекция исследователей и практиков, составление совместных проектов и программ деятельности представителями различных направлений и школ.
О целях и задачах
Группа библиографов и исследователей детского чтения Российской государственной детской библиотеки начала заниматься совершенно конкретной работой — созданием указателя литературы для специалистов «Чтение детей и подростков». И мы сразу утонули в море вопросов. Какого характера публикации должен отражать указатель? Какие аспекты предметной области должны быть представлены? Какие из них более значимы: те, что богаче разработаны или те, что, на взгляд составителей, менее традиционны, более перспективны? Как материал нужно сгруппировать и систематизировать?
Еще одна группа вопросов касалась такой особенности рассматриваемой предметной области, как её междисциплинарность. То есть с будущим указателем, точнее с его структурой связывались ожидания получить инструмент интеграции подходов к рассматриваемым проблемам, которые приняты и разработаны в педагогике, психологии чтения, социологии чтения, в библиотековедении, в практике реализации социальных программ и т.п. Очень большую трудность представляла необходимость преодоления библиотекоцентристской позиции.
Было решено сначала разработать рубрикатор предметной области «детское чтения» и, взяв его за основу отбора и группировки материалов, использовать в качестве модельной структуры указателя. Такой ход давал возможность попытаться решить многие из тех проблем, которые названы выше.
Одна из основных целей, которая преследовалась разработчиками рубрикатора, была возможно более полно и широко представить знание о детском чтении, накопленное на сегодняшний день усилиями исследователей из разных областей науки и практики (культурологии, психологии, социологии, педагогики, филологии, библиотековедения).
Краткая характеристика созданного варианта рубрикатора
В рубрикаторе предусмотрены методологический, теоретический и информационно-практический уровень представления различных аспектов феномена детского чтения.
Принципиальная структура состоит из семи разделов. Глубина не больше 4-х подрубрик. Возможно её увеличение и изменения в формулировках и последовательности рубрик нижних уровней.
Хотелось создать логически убедительную схему представления материалов об анализе социокультурного контекста и распространенности чтения в среде подрастающего поколения, особенностях детской и подростковой читательских аудиторий; субкультуре детства и влиянии на нее «массовой культуры»; взаимосвязи читательской деятельности и развития личности ребенка; ценностях и образцах поведения, моделях семьи и мира, репрезентируемых детской литературой; о средствах и методах стимулирования чтения подрастающего поколения, об угрозе функциональной неграмотности, неоднозначном влиянии средств массовой информации и новых информационных технологий на детское чтение, о традиционных и инновационных концепциях в педагогике детского чтения (семейной, школьной, библиотечной), распространенных явлениях и тенденциях в книгоиздании для детей, в формировании фондов детских библиотек.
Выявленные и убедительно систематизированные (например, в библиографическом указателе) материалы о ситуации, проблемах и прогнозах в области чтения детей, созданные профессионалами различных специальностей, школ и направлений, могут, мы уверены, стать импульсом к координации исследований, повысить уровень взаимоинформированности о новейших научных разработках. Последнее особенно важно в условиях трудностей с изданием в России научной литературы. И в итоге рубрикатор явится вкладом в развитие науки о детском чтении.
Еще о перспективах применения
Представляемый вариант рубрикатора может, на наш взгляд, явиться добротной основой для создания предметного классификатора как иерархической системы понятий и тезауруса в рассматриваемой области, необходимость в которых ощущается всеми специалистами. Эти инструменты обеспечат удобный поиск и в печатных изданиях и в электронных базах данных. Перспектива же создания совместными усилиями сайта «детское чтение», как нам видится, вполне реальна.