Славянские предания о потопах
Сказания о Потопе известны по всему миру. И каждая из традиций заслуживает самого пристального внимания.
Но наибольшего, разумеется, заслуживает самая древняя, ведическая. Истоком же этой традиции является традиция праве‑дическая, то есть славянская.
В сущности, славянский мир настолько велик, имеет столько корней, что в наших преданиях мы находим много общего с преданиями иных народов — и с индоиранскими, и со скандинавскими, и с эллинскими, и с библейскими. Но поскольку записаны славянские предания относительно недавно, не всегда легко определить, оказывали ли влияние и в какой степени на эти легенды книжные источники.
С другой стороны, большинство легенд о Потопе, включая библейские, зафиксированы были уже в нашу эру, а ведь речь в этих преданиях идет о временах, отдаленных от нас на несколько тысяч лет. А это значит, что, по сути, они равноправны.
Единый свод славянских преданий (в переложении) был впервые издан мною в «Звездной Книге Коляды». Эти предания приведены и в конце настоящей работы. Разумеется, это реставрация утраченного источника по дошедшим до нас его осколкам. Подобным образом работал с финским эпосом профессор Э. Лен‑нрот, издавший «Калевалу», я только продолжил эту традицию.
В «Книге Коляды» можно найти и предания об Изначальном Потопе, после которого был вновь рожден мир, и о потопе времен Атлантиды, и сходное с ним предание о более позднем бедствии, которое затронуло наследницу древней Атлантиды, землю близ побережья Черного моря.
Потоп, согласно ведическому радению мира, всегда грозит существованию человечества и жизни на Земле. Угроза потопа постоянна — разливы рек, наводнения, вызванные различного рода стихийными бедствиями, всегда напоминают человечеству об этом.
Изначальное предание о потопе, сходное с мировым преданием о рождении мира из вод (есть оно и, например, в Ведах Индии), а также с эллинским преданием о потопе Девкалионо‑вом, здесь воссоздавалось на основе белорусских легенд, согласно которым первые послепотопные люди были также сотворены из камней.
Св. Николай в образе Атланта. Русский Север
Песнь о потопе, погубившем первую Атлантиду (Поморское царство), воссоздавалась на основе былин о Святогоре и Пленке. А предание о следующем потопе — на основе былин о Златогорке. Сказание о Всемирном Потопе воссоздавалось также на основе сказок о Кощее Бессмертном (сюжет «смерть Кощея в яйце»), так как именно из Мирового Яйца являются воды, согласно ведической традиции. Об этом Яйце, которое «создал Дажьбог» напоминает и «Книга Веле‑са» (Бус, Пров: 2).
А картина эсхатологической битвы, сопровождающей это бедствие, восстанавливалась по различным вариантам южнославянской песни о битве святых, которые делят мир после Потопа, а также по различным записям былины о Камском побоище, в которой несомненны следы мифа о последней битве богов Ирия и чудовищ из Пекельного царства.
В былине о Камском побоище нашествие врагов сравнивается с разливом рек — и это не случайно. Подобно тому как в древнем сказании повествовалось об последней битве богов и о том, как люди погибали и окаменевали в водах Всемирного Потопа, так и в былине о Камском побоище есть рассказ о том, как богатыри погибали от наступающих, подобно весеннему половодью, полчищ врагов и окаменевали.
Также при воссоздании песни мною использовались духовные стихи о Потопе, у которых, без сомнения, была ведическая основа. Известно, что многие песни «калик перехожих» повторяют чуть не дословно гимны древнеиндийской «Ригведы». Это относится и к преданию о Сотворении Мира, и о Конце Света.
Лучшим, классическим сборником каличьих песен является двухтомник Петра Безсонова «Калики перехояае» (М., 1861 —1863). Именно оттуда взяты великие по своей мощи слова:
… и поднялись воды великие!..
Наполнялись водою дебри,
разливались реки широкие,
поднимались звери к вершинам.
Лютость в кротость тут превратилась,
страхом сильным она укротилась…
и далее вплоть до слов:
все тонули, всех скрыли волны… та вода!
Полностью этот духовный стих можно прочесть в приложении. Он дословно дан в «Книге Коляды», которая, в сущности, и состоит из таких цитат, — мною были только соединены древние тексты, я переводил их с различных славянских языков и диалектов, возвращал древние имена там, где они были изменены.
Конец Света в преданиях народов мира описывался удивительно сходным образом. Главные составляющие мирового бедствия — всепоглощающий огонь и воды Потопа. Также в этих сказаниях обычно описывается, как последовательно уничтожается мир — словно Бог одну за другой убирает декорации, установленные при сотворении: свертывает небо, стряхивает на землю звезды и т. п.
Последний спектакль, разыгрываемый на Земле, включает в себя битву богов и чудовищ, добрых и злых сил, Яви и Нави.
Так же видели Конец Света и древние славяне. Все подробности восстанавливаются с большой точностью. Например, былинный Святогор часто грозит повалить столб, подпирающий небо. Его угрозы в былинах остаются лишь похвальбой. Но во время Конца Света он исполняет свою угрозу. И это напоминает о том, что именно в земле Святогора‑Атланта — в малоазийской Атлантиде — произошло землетрясение, открывшее Дарданеллы и вызвавшее потоп.
В дальнейшем при возрождении мира упавшее небо поднимают Сварог и Лада. Почему именно они? Не только потому, что Сварог — бог неба, а Лада — его супруга. Отголоски этого мифа сохранились в греческой и индийской мифологиях.
В греческих легендах Атлант единственный раз оставляет небои идет за молодильными яблоками, когда его просит об этом Геракл. Небо в отсутствие Атланта держат Геракл и Афина.
Глиняные «писанки» из Киевской земли, найденные в Швеции
Ранее, видимо, небо держал Зевс. А в гимнах «Ригведы» сохранился рассказ о том, как Индра поднял небо при Сотворении Мира. У славян же, очевидно, поддерживал небо сам бог неба — Сварог и его супруга — Лада. Сварог — отец Перуна, то есть Перун (он же Индра, Зевс) должен был встать в поздних мифах на место своего отца Сварога. Причина такой взаимозаменяемости в понимании условности этих имен, в понимании Единства различных ипостасей Бога.
Исполнялись песни о Великом Потопе в марте, во времяпразднования Масленицы. Разливы рек, происходящие в этовремя, служили как бы напоминанием верховного небесного бога Рода‑Сварога‑Перуна отом Великом Потопе. А «пасхальные» яйца напоминали оЯйце, в котором была заключена смерть Кощея.
И над землей русской раздавались голоса волхвов, убеждающих верующих, что если люди будут уклоняться от исполненияобрядов, от святых волхвований, то разливы рек не прекратятсяи вновь наступит Всемирный Потоп.
Важнейший философский смысл этого мифа заключается втом, что опасно побеждать Навь, поскольку за победой последует катастрофа. Эта мысль многократно повторяется в славянских мифах, это — стержень ведической философии. Гармония — вравновесии, а в победе Яви или Нави — нарушение главного закона Прави.
И потому не следует разбивать Кощеево Яйцо, не следует бороться с Навью до победы, так как победа непременно обернется жесточайшим поражением. И потому окончательная победаодной религии, одной идеологии — это нарушение важнейшегозакона Прави.
БИБЛЕЙСКИЙ ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП
Ной выпускает голубя из ковчега. Венеция, собор Сан‑Марко, XII в.
«В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великойбездны, и окна небесные отворились; И лился на Землю дождьсорок дней и сорок ночей. И продолжалось на земле наводнение сорок дней, и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землею. Вода же усиливалась и весьма умножалась на земле; и ковчег плавал по поверхности вод. И усиливалась вода на Земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом. На пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись горы. И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди» (Быт. 7; 11 — 12, 17 — 21).
Так описывает Библия началоВсемирного Потопа. ВетхозаветныйБог, которого древние евреи именовали Яхве, разгневался на людей, так как «все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время».
В чем заключалось это зло? Библия говорит, что зло пришло послепоявления на Земле исполинов отбраков ангелов, «сынов Божиих»,и «дочерей человеческих».
Именно в славянских землях сохранилась и сама «Книга Еноха», приписываемая патриарху, прадеду Ноя, которая считалась утраченной в водах Потопа. Однако она была найдена и издана в России в XIX веке. Разумеется, это был лишь поздний славянский список, перевод, у которого был и оригинал, написанный, вероятно, на греческом языке. Эта книга неясного происхождения была известна еще отцам церкви в первые века нашей эры, но попала в разряд апокрифов и, как полагали, была утрачена. Но, как выяснилось, не окончательно. Следует заметить, что до планомерного уничтожения славянских библиотек, начатого в XIX веке, в русских землях хранилось немало древних книг. И, скажем, находка «Книги Белеса», памятника IX века, ничуть не более удивительна, чем нахождение «Книги Еноха» — памятника, утраченного чуть не на тысячелетие раньше.
Так вот, в упомянутой книге патриарх Енох более подробно останавливается на причинах, побудивших Яхве погубить род людской. Яхве, судя по этой‑книге, гневается из‑за того, что исполины овладели с помощью отцов‑ангелов тайным знанием — магией и астрологией, научились предсказывать будущее, стали творить чудеса и посчитали себя равными Богу.
Остановим на этом внимание особо. В дальнейшем мы еще напомним о том, что исполинов (а значит, и атлантов) признавали творцами тайного знания, и прежде всего — астрологии. Об этом говорят не только библейские сказания, но и славянские предания о Святогоре, и греческие об Атланте, которых традиция признает создателями древнейшей астрологической науки. Традиция утвергаает, что и сама Атлантида погибла из‑за овладения атлантами запретным знанием. Не думаю, что дело тут в астрологии, но не идет ли речь здесь о том, что Атлантида погибла из‑за чего‑то, подобного техногенной катастрофе? Есть все основания полагать, что та цивилизация обладала высочайшим уровнем развития, не уступающим и современному.
Овладение тайными силами природы, как утверждает библейская традиция, крайне не понравилось Яхве. И тогда Господь решил уничтожить людей, оставив в живых лишь праведного Ноя и его семейство. Он повелел Ною сделать ковчег, собрать в нем представителей всех видов животных и птиц, а потом наслал на Землю потоп, истребивший «всякую плоть, в которой есть дух жизни». Всемирный потоп продолжался около года. Далее книга Бытие» рассказывает о том, как Ной после долгого плавания по одам образовавшегося Всемирного океана остановился на горах Араратских. Он выпустил птиц‑гонцов — сначала ворона, потом голубей. Наконец голубь принес ему масличный лист — так Ной узнал о том, что Потоп окончился.
Существует также бесчисленное множество славянских пересказов этого предания, быличек, сказок, даже анекдотов. Суть их обычно состоит в том, что Ной, спасаясь от вод Потопа, взял с собой на борт или какую‑либо тайную книгу, или болезнь, или даже самого черта (тот спрятался под юбкой его жены).
В некоторых таких сказах объясняется, почему люди находят кости неизвестных животных, например кости мамонта, — мол, Ной не взял их на свое судно, вот они и потонули.
Но особый интерес представляют сказы и песни, в которых приводится другое имя Ноя, именно славянское. Согласно этим преданиям, на Севере Руси Ноя именовали Ваном, а на юге — Яношем. Это разновидности одного имени славянского патриарха, основателя рода венедов.
«До Потопа люди были уже умные, хитрые и все имели, что мы имеем. Только они забыли Бога и возгордились, и Бог их наказал огнем, вырвавшимся из гор, а поел — потопом. Один Янош спасся, и то потому, что был добрым…» Такую легенду о Всемирном Потопе записал на Украине собиратель Л.Т. Махнушка в 1914 году.
Кто же такой был славянский Ной по имени Янош? Имя Янош иначе произносится как Ян, Янка, а в других славянских землях —Иванка, Иван. Очевидно, что он же праотец Ван, или Венед.
Так, значит, Ван — это и есть славянский Ной? И венеды, есспорные праславяне, оказываются одним из древнейших родов, чуть ли не прародителями человечества? Кто же такой был Ван?
Немало славянских легенд сохранилось об этом родовиче. И во всех преданиях повторяется, что он со своими родами пришел из Малой Азии или с Кавказа. То есть оттуда же, откуда и Ной. Замечу, в тех землях известно было древнее Ванское царство, и оно располагалось на Кавказе у озера Ван.
Прародину венедов, или энетов, в античные времена Геродот, Сграбон и многие историки помещали в Малой Азии. И представление это восходит еще к Гомеру, который в Илиаде (II, 851) упомянул о некоем пафлагонском, то есть малоазийском, вожде Пилемене, который вывел своих родичей из Энетии от месков‑скотоводов (в месках, или москах, можно узнать скифское племя, положившее начало рода месхетинцев на Кавказе, а затем, после переселений, и роду волынян, а спустя века и московитов).
В «Книге Коляды» были соединены все предания о Ване‑Яно‑ше, сохраненные многими народами. Они были сопоставлены со славянскими былинами и сказками, в которых сохранился не только сюжет древних сказаний, но и сам текст (в былинах о Ваньке Удовкине, Святогоре, Садко).
Согласно этой традиции, Ван был женат на дочери Святого‑ра Мере и у них родился сын Садко. Всемирный Потоп случился после того, как Святогор попытался поднять сумочку с тягой земной. После этого Святогор превратился в Святую гору (Арарат), Меря стала рекой Мерид, а Ван — озером.
В сходных греческих легендах Святогора и Мерю заменили Атлант и его дочь Меропа, а Вана и Садко заменили хитроумный Сизиф и мореплаватель Одиссей. Согласно античной традиции, из‑за Всемирного Потопа тогда погибло царство Атланта‑Святогора, то есть Атлантида.
Замечу также, что в более поздние времена Садко, сын Вана, у шумеров стал Зиу‑Судрой, пережившим Всемирный Потоп. Потом он же превратился в Синдбада‑морехода арабских сказок.
И в связи с этим следует обратить внимание на то, что и привычное нам имя библейского патриарха — Ной, является очень поздней огласовкой еврейского текста Библии, как известно не имевшего букв, означавших гласные. Даже канонический текст, состоящий из одних согласных, позволяет дать огласовку имени патриарха: Ян. И кто знает, не является ли она более истинной?
Итак, мы разобрали библейскую легенду. И сегодня есть люди, верящие каждому слову Библии, принимающие ее чуть не за документальный отчет о прошедших событиях. И это предание в самом деле создает то ощущение подлинности, которое может дать лишь древнее, отдающееся эхом в веках слово. Это слово заставляет одних испытывать религиозные чувства, а других —яростно сопротивляться внушению.
Однако я убежден, что воспринимать любой религиозный текст следует не упрощенно, как «репортаж с места действия», и не как выдуманную историю, только претендующую на реальность отображения прошлого, а прежде всего как историю души, сознания человека и человечества.
Подлинные религиозные сказания чем‑то подобны сну, в них есть и отзвуки действительных событий прошедшего, но это не главное. Основное то, что в них есть та особая внутренняя реальность, внутренний мир, который мы создаем и носим в себе.
Но все же здесь нас более интересует реальная подоплека событий названных сказаний, то есть то, что не является грезой. Такое препарирование мифа, очищение его от легендарных наслоений не должно ему повредить. Хотя бы потому, что внешний мир (если говорить философски — макрокосм) не менее интересен, чем микрокосм, чем внутренний мир человека. Красота древнего предания не убавится от того, что трудный для понимания рассказ прояснится. Наоборот, он приобретет особую весомость.
Итак, записан был этот библейский миф предположительно в XII веке до н. э. И он входил в первую редакцию священных книг Ветхого Завета, в так называемое Пятикнижие Моисея, то есть в Тору.
До своей записи библейское сказание передавалось в течение тысячелетий из уст в уста, от одного народа к другому. И именно поэтому записи этого мифа или похожих на него можно найти в религиозных текстах, оставшихся от многих древних цивилизаций. Изучение сходных преданий и поможет нам решить нашу задачу.
ПОТОПЫ ДРЕВНЕЙ ЭЛЛАДЫ
Миф о Всемирном Потопе в Европе, и прежде всего в Греции, был известен задолго до начала христианской эры и, конечно, задолго до того, как европейцы узнали библейскую его версию.
Древние греки оставили нам несколько вариантов этого сказания: легенду о Девкалионе и Пирре, легенду о Дардановом потопе и легенду о потопе, совершившемся во времена Огигеса —легендарного царя Беотии.
Наиболее древний потоп связывали с именем Огигеса. К сожалению, рассказы античных авторов слишком отрывочны инедостоверны, поэтому сейчас невозможно определить, какие воспоминания, связанные с какими бедствиями, породили предание об Огигесовом потопе.
Было ли это воспоминание о наводнении, затопившем Копай‑скую долину в Беотии, как предполагал известный атлантологА.М. Кондратов? Эта долина сложена из известняковых пород, которые легко размываются грунтовыми водами, что и приводит к образованию под землей рек. Подземные реки легко замуровываются осыпями. После осыпей воды вырываются наружу, затопляютбольшие участки земли. Впрочем, согласно сообщению римскогописателя Варрона (116 — 27 гг. до н. э.), после Огигесова потопа всяАттика была необитаема 190 — 270 лет. В это время действовали всевулканы Эгейского моря. Так что это бедствие не было просто относительно небольшим и кратковременным наводнением.
Период повышенной сейсмической и вулканической активности геологи относят ко времени окончания ледникового периода. Тогда материковая кора, освобожденная от тяжести льда,распрямлялась, и это способствовало массовым извержениямвулканов и землетрясениям.
Землетрясения же приводили к резкому опусканию и затоплению больших участков суши, к цунами, накатывавшимся наприбрежные районы. Послеледниковая эпоха с ее частыми стихийными бедствиями, наводнениями, потопами должна былаоставить след в мифах о Всемирном Потопе.
Отступили ледники последнего оледенения 12 тысяч лет назад, как раз тогда, когда затонула Атлантида, если верить Платону.
Могли ли сохраниться мифы того времени? Разумеется. Ноони, безусловно, были переработаны в последующие эпохи, Может быть, именно тогда и произошло наслоение рассказа о потопе в Беотии на древний миф, и это породило сохранившуюся до наших дней легенду об Огигесовом потопе?
В мифе о Дардановом потопе, по трактовке знаменитого античного историка Диодора Сицилийского (Iв. до н. э.), повествовалось об образовании Дарданелл и о потопе, вызванном прорывом черноморских вод в Средиземное море через Боспор Фракийский и Геллеспонт (современные Босфор и Дарданеллы).
Эта катастрофа, действительность которой подтверждается данными геофизики, имела громадное значение для всей после дующей истории древних цивилизаций. Она нашла свой отклик в мифах и легендах разных народов. Правда, воды тогда хлынулине в Средиземное (как вроде бы утверждал Диодор), а, наоборот, — в Черное море. В результате уровень Черного моря поднялся более чем на сто метров. Произошел этот потоп недавно, вто время, когда начиналось создание первых мифов — греческих, хеттских, фракийских, скифских и т. д. — мифов народов,живших вблизи побережья Черного и Мраморного морей.
Эта катастрофа заслуживает основательного рассмотрения —и этим мы займемся позднее, в главах, посвященных гибели Черноморской Атлантиды. Сейчас же нас более всего интересует миф о Девкалионе и Пирре, так как именно этот миф удивительно напоминает библейскую легенду о Ное и славянское предание о Ване.
Причиной Девкалионова потопа, согласно мифу, также былгнев бога Зевса, вызванный «развращением человеков». В данномслучае людей «медного века». Особенный гнев у Зевса вызывали человеческие жертвоприношения.