Оценка соответствия туристской индустрии региона потребностям гостей с деловыми целями
Ростов-на-Дону - наиболее динамично развивающийся центр деловой активности Юга России, выгодными и отличительными чертами которого являются благоприятный инвестиционный климат, развитая транспортная сеть, высокая активность частного бизнеса. Регион характеризуется стремительным ростом и популярностью международного делового и бизнес туризма. По статистике В Ростовской области ежегодно проводится более 500 деловых мероприятий международного и федерального уровней и свыше 100 специализированных выставок: по данным Департамента инвестиций и предпринимательства Ростовской области, в этом регионе бизнес-туризм ежегодно растет в объемах на 25-30%. Причем в отдельных городах округа деловой туризм вообще стал ведущим направлением. Обладая необходимыми ресурсами для развития внутреннего и въездного туризма, регион является перспективным для развития данного сектора туриндустрии.
Бизнес-туризм способствует развитию региона в целом. Чем больше внимание деловых кругов, тем шире возможности расширения спектра туристических услуг. Не говоря уже про то, что проведение форумов и конференций в межсезонье помогает решить вопрос заполнения номеров.
Деловые поездки в течение последних трех лет показывают ежегодный прирост от 20 до 50%. Этот рынок активно развивается, и особых сдерживающих факторов здесь нет. Если говорить об инсентиве и организации конференций, то эти направления MICE демонстрируют стабильные показатели: есть и постоянные клиенты, и традиционные мероприятия.
Ростовская область будет привлекать туристов в новой экономической ситуации. По оценке Ростуризма, в регионе ожидается увеличение турпотока по внутрироссийским направлениям на 30-40%. Ростовская область является тем регионом, который имеет туристическую привлекательность и все возможности для того, чтобы справиться с возросшим потоком туристов внутри страны и занять новую нишу в сфере туризма. Сейчас регион принимает более миллиона туристов в год, и их число постоянно растет. Как уже было сказано, среди видов преобладает деловой туризм. Причем на Дон едут не только россияне, но и зарубежные гости. Стремительно растет турпоток из стран Ближнего и Дальнего Востока.
Серьезное развитие туристского бизнеса, как правило, требует серьезных вложений в инфраструктуру. Наш регион делает все, чтобы людям было комфортно и удобно здесь отдыхать. На эти цели, в частности, направлена государственная программа Ростовской области «Развитие культуры и туризма». Общий объем финансирования программы на весь период реализации с 2014 по 2020 гг. составит около 14 млрд руб.
Чем более развита инфраструктура, тем удобнее туристу добираться до тех или иных мест пребывания. В этом вопросе первая задача – это развитие транспортной инфраструктуры. В Ростовской области этому уделяется серьезное внимание. Одним из основных реализуемых проектов в этой сфере является строительство нового аэропорта, рассчитанного на пассажиропоток в 8 млн человек в год. Благодаря ему появятся новые направления, как внутри страны, так и в другие страны, чьих туристов мы сможем принимать у нас на Дону. Не стоит забывать и о транспортной логистике – новые дороги, развязки, мосты, которые сегодня активно строятся в Ростовской области, позволят быстро добираться до тех или иных мест пребывания туриста. Ярким примером, на мой взгляд, является новая трасса Ростов-Азов.
Сравнительный анализ туристских продуктов регионов Южного федерального округа, проведенный для разработки Стратегии социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года, показал, что в настоящее время преобладающим туристским продуктом региона является проведение большого количества событийных, конгрессных и выставочных мероприятий. Конгрессно-выставочный профиль области подтверждается также инвестиционной активностью в этой сфере: сегодня реализуются проекты развития перспективных территорий, инвестиционные проекты строительства бизнес-центров, офисно-гостиничных комплексов и конгресс-отелей. Таким образом, именно предоставление услуг в сфере делового туризма определяет специализацию крупных деловых центров Ростовской области на туристском рынке.[12]
В Ростовской области 450 коллективных средств размещения, в том числе 278 гостиниц. Это позволяет предоставить порядка 20 тыс. номеров. Это большая цифра. Другой вопрос, что есть ряд требований, которые необходимо соблюсти в части звездности и качестве этих гостиниц. В Ростове сегодня активно строятся и реконструируются различные гостиницы и отели. В скором времени будут введены в эксплуатацию крупные гостиничные комплексы Hyatt Regency Don Plaza Rostov и Sheraton, Radisson, "Доломан", "Парус удачи". Поэтому как таковых проблем с размещением сейчас нет.
К тому же, нет сомнений, что такие отели как Sheraton и Hyatt будут заполняться. Простой пример – гостиница Mercure, которая сегодня крайне востребована среди деловых туристов, которые предпочитают выбирать известные бренды, управляемые сетевыми компаниями. Такой премиум-класс у нас пока не заполнен, есть только Mercure, Аmax, Marins. Поэтому востребованность пятизвездочных отелей с узнаваемыми названиями не вызывает никаких сомнений. Большинство возводящихся в региональных центрах отелей относятся к бизнес-классу, соответственно высокой ценовой категории.
Что касается ориентированной на деловых гостей инфраструктуры, в Ростовской области в общей сложности насчитывают лишь около 40 площадок, отвечающих требованиям индустрии встреч. Главной из них признают конгрессно-выставочный центр (КВЦ) "ВертолЭкспо", который располагает целым комплексом услуг для разноформатных деловых мероприятий (выставочные площади, несколько конференц-залов вместимостью до 900 человек, отель, беизнес-центр и т.д.) и проводит около 30 выставок в год, собирая более 3 тыс. экспонентов и около 100 тыс. посетителей ежегодно. К слову сказать, именно этот объект, а также входящая в состав комплекса гостиница были признаны победителями в конкурсе Russian Business Travel&MICE Award в качестве лучшего конгрессного центра России и региональной конгрессной гостиницы за 2012 год. И именно здесь в марте 2013-го состоялось заседание Общероссийского народного фронта, в котором приняли участие более чем 500 делегатов, в том числе и Президент РФ Владимир Путин. Кроме этого комплекса, Ростов-на-Дону может предложить выставочный комплекс "Мегацентр "Горизонт" (5 тыс. кв. м закрытых и 10 тыс. кв. м открытых выставочных площадей, объединенных в комплекс с торговыми и развлекательными площадями), а также выставочный центр ДК "Ростсельмаш" (2,5 тыс. кв. м площадей, конференц-зал на 800 мест и хорошая логистика).
В отельной части площадок лидер - конгресс-центр отеля Don-Plaza, в активе которого уже имеется множество проведенных мероприятий самого разного формата. Отель, кроме более чем 250 номеров и трех ресторанов, располагает конференц-залом (свыше 10 вариантов трансформации с максимальной вместимостью до 350 мест), пресс-залом на 100 человек и комнатой переговоров. Проведение деловых событий "под ключ" предлагает и гостиница "АМАКС Конгресс-отель": в распоряжении участников могут быть четыре конференц-зала, оснащенных современным презентационным оборудованием (максимальная вместимость самого большого зала "Академический" - 250 человек). Кроме них, в лидерах среди отельных деловых площадок Ростова-на-Дону значатся гостиницы "Ростов" (два конференц-зала на 130 мест), "Центральная" (зал на 50 персон) и "Европа" (зал на 25 человек). А еще в регионе деловых путешественников принимают отель "Новочеркасск" (конференц-зал на 120 человек, комната для переговоров, бизнес-центр), конгресс-отель "Таганрог" (трансформируемые залы вместимостью до 250 гостей) и "Азов" (площади до 120 человек). Причем, как считают многие местные эксперты, деловой туризм, который генерирует львиную долю потока гостей в город, пока является единственным видимым стимулом для развития гостиничного бизнеса в Ростове-на-Дону. [13]
Бизнес-туристы заинтересованы в визитах в экономически активный район, имеющий перспективы роста. При этом откомандировавшие их компании готовы платить за услуги больше, если есть возможности для успешного делового сотрудничества, способного привести к открытию филиала или совместного предприятия. В Министерстве экономического развития области уверены, что у делового туризма в регионе есть большой потенциал, но дальнейшее развитие этого сектора во многом зависит и от самого бизнеса, и от уровня профессионализма специалистов отрасли.
В настоящее время важную часть туристских проектов, реализуемых в регионе, составляют мероприятия, входящие в программу по подготовке к проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году, которая включает в себя строительство новых гостиничных комплексов, развитие транспортной инфраструктуры. Подготовка к ЧМ, как и до этого подготовка к Олимпиаде в 2014 году, помогла развить инфраструктуру ЮФО (построены новые гостиницы, стадионы, дороги, модернизированы аэропорты), а в связи с этим растет потребность и возможности для организации MICЕ-мероприятий –есть потенциал для развития.
В частности, в Ростове-на-Дону осуществляется работа по благоустройству левобережной зоны, на которой расположен строящийся стадион "Ростов-арена". Но помимо стадиона на Левом берегу также появится крупный выставочный комплекс, что позволит проводить серьезные культурные и деловые мероприятия. Несомненно, это обеспечит дополнительный приток делового туризма.
По мнению начальника отдела развития туризма областного Департамента инвестиций и предпринимательства Инны Шинкиной, в Ростове-на-Дону и других городах региона не хватает компаний, способных профессионально организовать бизнес-встречи разного уровня. Из восьми позиционирующих себя в качестве специализированных на организации MICE-мероприятий компаний Ростовской области половина действует при выставочных или конгрессных площадках. И главная их задача - максимально полно и регулярно "загрузить" площади, а не обеспечивать полный набор услуг, включающий и логистику, и культурную программу, и массу других сервисов. Например, в Don-Plaza в течение 2012 года прошло около тысячи разных мероприятий, но сама группа в последнее время организовала всего 18 из них с суммарным числом участников до 4000 человек.
Еще одна проблема – отсутствие единого координирующего центра, который предоставлял бы потенциальным заказчикам не только всю необходимую им информацию, но и был бы способен сформировать (а в идеале – и продать) полный пакет услуг. Ведь во многих городах Европы конгресс-центры, организованные в основном под контролем властей, успешно работают. ТО есть обязательное создание конвеншн-бюро для Юга России, которое стало бы частью разработанного бренда территории, является важным этапом на пути к увеличению бизнес-потока в регион.
Ещё один важный фактор – это появление так называемой информационной инфраструктуры – размещение указателей и средств навигации. Ряд районов области уже начали эту работу – это Аксайский и Азовский районы, Ростов-на-Дону. Указатели, которые помогают туристам на дороге, будут оформлены в едином стиле. Также ведутся работы над возможностью скачивания аудиогидов и электронных путеводителей по основным городам и достопримечательностям Ростовской области, которые можно будет использовать на мобильных устройствах.
Помимо развитой туристской инфраструктуры для приема деловых людей очень важно найти хорошего специалиста, владеющего на должном уровне иностранным языком. Что касается квалифицированных кадров, как показывает практика, в Ростовской области дела обстоят лучше, чем в других регионах. Кроме того, никто не отменял трудовую миграцию. Люди приедут точно также, как когда-то в олимпийский Сочи.[14]
Однако несмотря на существующие сдерживающие факторы лидеры делового туризма Юга, в частности Ростовская область, намерены это направление туризма всячески развивать. На реализацию областной долгосрочной целевой программы развития туризма в 2011-2016 гг. а нашем регионе намерены потратить 3,326 млрд рублей. Ожидается, что затраты позволят увеличить число прибывающих в Ростовскую область иностранных и российских туристов на 8%, а номерной фонд объектов размещения - на 6,5%. "Вкладываются" в развитие инфраструктуры делового туризма и частные инвесторы. Например, общая площадь выставочных территорий центра "ВертолЭкспо" должна увеличиться в 3 раза (до 60 тыс. кв. м). В рамках масштабного проекта планируется строительство двух крытых павильонов, еще одного ультрасовременного конгресс-центра и гостиницы. Планируется рост и выставочного комплекса "Мегацентр "Горизонт": в нем начато строительство нового специализированного павильона, спроектированного в соответствии с международными стандартами. Ожидается, что после его окончания общая выставочная площадь комплекса составит 12,5 тыс. кв. м, из которых 7,5 тыс. придется на крытую часть. В целом перспективы развития MICE в ЮФО в ближайшие пять лет в связи с проведением Олимпиады, ЧМ-2018 и других крупных событий очень благоприятны. А как этот бизнес будет развиваться в дальнейшем, зависит и от властей регионов, и от него самого.