Наведите порядок в детской. Научите ребенка находить свои вещи с закрытыми глазами
Мышлению дошкольников присущ антропоморфизм: находящиеся вокруг предметы дети наделяют свойствами живого мира . Дети верят, что стол, игрушки, карандаши могут проявить свою волю и характер, влиять на жизнь людей. Поскольку ребенку самому трудно жить по распорядку, вещам они предоставляют свободу. Мы уже говорили о том, что хаос стимулирует детское воображение и, кажется, он наиболее органичен малышу. Но все-таки хаос в детской может быть упорядочен. Главное – учитывать особенности психологии ребенка.
Верный способ навести порядок в детской – это вместе с ребенком расселить вещи так, как если бы они были живыми .
«Ну-ка, а где живет коробочка с пластилином? Она живет на второй полочке, подальше от теплой батареи. А почему? Правильно, потому что пластилин боится расплавиться. Он любит прохладу!»
«А где поселятся новые тапочки? Наверное, им будет приятно возле кроватки. Поближе к ножкам. Они ждут – не дождутся, когда их наденут утром и пойдут гулять. Это так весело – топать по квартире, попадать в новые места и находить что-то интересное. Тапочки любят путешествовать, но без тебя они не умеют ходить, бегать и прыгать. Поэтому они терпеливо будут ждать своего хозяина!»
«А вот наши игрушки любят поговорить друг с другом, покрасоваться. Поэтому им лучше поселиться в одном уголке. Иначе они заскучают и начнут болеть, ломаться. Если игрушка останется одна, ей будет немного страшно. Ей хорошо только с малышом, когда он играет, или со своими товарищами!»
«Давай развернем мишку к нам, ему же интересно, что происходит в комнате. А то он у нас упал носиком вниз и ничего не видит…»
Самое простое – навести порядок в детской по всем законам взрослой логики, выстроить все вещи по ранжиру и заставить ребенка выучить, что где стоит. Без всяких объяснений, при беспрекословном подчинении ребенка. Но тогда он будет жить в окружении вынужденного порядка, в условиях подчинения чужой воле, насилия. С ощущением, что и он сам, и его вещи только мешают и путаются под ногами у занятых взрослых людей. Не очень-то захочется играть, если потом неизбежно последует наказание «за разбросанные игрушки».
Можно не только рассказать о характере и привычках вещей, но и поиграть в прятки . В комнате много предметов. Попробуйте завязать малышу глаза и попросите его показать пальчиком направление, в котором находится искомая вещь. «А сколько шагов нужно к ней пройти? Три? Десять? Давай попробуем?» Сопровождайте малыша и хвалите за верные ответы. А потом ваша очередь. Если вы разделили с ребенком его мир, расселили с ним вещи, игрушки и даже найденную красивую пуговицу, то вы обязательно угадаете, где они находятся. Если только ребенок не догадается перепрятать что-то в более надежное место. Тогда спросите его, почему он переселил пуговицу под подушку. Может, он просто уложил ее спать? А может, боится, что ночью ее кто-то украдет, она ведь такая ценная? Думаю, по той же причине взрослые люди всего мира прячут ценности и деньги под матрас – так проще достичь детского умиротворения, перестать тревожиться из-за возможной потери. А дети прибегают к этому приему, потому что не могут отнести свои ценности в банк.
Если вы заметили, что ребенок тащит под подушку разные мелочи с улицы, заведите коробочку для «ценностей» и запирайте ее в шкафчик. «Это надежное место. Мы его заколдуем. Ну-ка, дуй три раза. Вот, а теперь можно и поспать спокойно…» Не волнуйтесь, ребенок не вырастет мнительным. Заговоры в детстве – это способ снизить тревогу, успокоить малыша, научить его управлять своими страхами. Со временем ребенок будет с улыбкой вспоминать о детском «язычестве». И благодарить вас за понимание!
«Рифмуйте» вместе с ребенком впечатления, события, людей
Все рифмуется, если быть внимательным и не разбрасываться, не отмахиваться от жизни. Рифма – это удивительное созвучие, сходство событий, людей, вещей. Не буквальное, один в один, а по существенным признакам, важным деталям. Вам же знаком эффект дежавю, когда кажется, что ты уже был в этом месте. А иногда осознаешь, что только что приснившийся сон уже когда-то снился. Или вдруг обознаешься – примешь прохожего на улице за знакомого…
Радостное узнавание сродни чувству облегчения: со старыми знакомыми легче договориться.
Сходство событий содержит в себе ключ к поведению. Пришли в зоопарк – значит, решает малыш, будет тигр, потому что в прошлый раз он был. Нужно искать тигра! «А где тигр?» – вдруг разочарованно спрашивает ребенок, пройдя весь зоопарк. «Какой тигр? А, так это другой зоопарк!» Придется объяснить, что в некоторых зоопарках нет тигров. И все? Нет, похвалите ребенка за наблюдательность и поговорите о тигре. Почему он запомнил тигра? Потому что он страшный? Потому что он красивый? «Потому что он спал!» Все не спали, бродили по клеткам, а тигра никто не разбудил, вот ребенок его и запомнил. Тигр выпал из общего ряда.
Когда мы помогаем ребенку прояснять образы, объяснять свои впечатления, обосновывать свою точку зрения, мы развиваем его воображение и мышление. Воображение – потому что ребенку приходится сравнивать в уме. Мышление – потому что он учится выстраивать логические зависимости. У детей до трех-шести лет логика не формальная – от простого к сложному, от общего к частному, – а ассоциативная. События, люди, предметы сочетаются друг с другом на основании того, какую роль они играют в жизни ребенка. Дети – эгоцентрики. Весь мир крутится вокруг них, а все, что вне круга досягаемости, пока не соотносится друг с другом. Это нормальная фаза развития. И очень важная. Потому что именно на этом этапе закладывается ядро будущей личности, ее предпочтения, пристрастия, формируются очень индивидуальные ассоциации, прообразы, которые будут влиять на последующие выборы. Поэтому прояснить ассоциации, усилить их или, наоборот, ослабить несущественные, усложнить или упростить ассоциативные ряды – значит, помочь ребенку структурировать его первый яркий опыт.
Умение находить сходное и различное в лицах людей – важный навык . Обратите внимание на портреты, которые рисует ваш ребенок. Насколько подробны рисунки? Есть ли на лицах брови, обозначены ли цветом щеки, пририсованы уши? Заметил ли ребенок что-то особенное? Различает ли он цвет волос и глаз? В три года дети акцентированы на сходстве всех со всеми, но уже делят людей на «дядей» и «тетей», «мальчиков» и «девочек», «бабушек» и «дедушек», то есть воспринимают пол и (очень грубо) возраст. То же самое и с ростом. Все взрослые им кажутся или высокими, или нормальными, потому что в качестве точки отсчета дети выбирают себя, а смотрят они на нас снизу вверх. В четыре года они могут замечать у людей сходные черты – цвет глаз, родинки, характерную улыбку или выражение лица, – отличать злых людей от добрых. Для психологического выживания детей это очень важное умение – ориентироваться на чувства родителей и других взрослых, которые рядом . Если они чувствуют угрозу, исходящую от нас, то им становится страшно, они постараются поскорее удалиться, спрятаться, «лечь спать».
Эту восприимчивость, наблюдательность и способность различать чувства по лицам, сравнивать их по важным для благополучия самого ребенка признакам можно тренировать, развивать, поддерживать. Именно в этом возрасте ребенок становится интуитивным, эмпирическим психологом и следопытом.
Что касается рисунков-портретов, можно поступить наоборот: предложить ребенку составить устный «фоторобот» знакомого человека, описать его и с его слов нарисовать. Похож? Пусть теперь нарисует сам. Сравните ваши версии!