Относитесь к ребенку с вниманием, но не пытайтесь контролировать все его эмоции
Поощряя самостоятельность, мы «теряем» детей, психологически удаляемся от них. И как следствие, можем почувствовать себя потерянными. Чувство созависимости от детей в большей мере характерно для мам. В отношениях с детьми женщины получают больше эмоциональных откликов, чем в отношениях с мужьями. У мам больше выражена потребность контролировать эмоции детей, у пап – намерения, действия. Поэтому в зону интересов отцов дети попадают уже в подростковом возрасте, когда их интересы выходят за пределы семьи, подвергают условному риску границы и статус семьи, за которые отцы чувствуют ответственность.
Мамы контролируют эмоции, когда внимательно следят за мимикой, интонацией, темпом речи и живостью реакций детей. Важно, чтобы малыш был в хорошем настроении, радовался жизни. Но гиперконтроль сам по себе может подавлять хорошее настроение. Мамы, нуждающиеся во внимании или с детства привыкшие быть в центре семьи, стараются стать основным источником настроения для своих детей. Так нарушается автономность и спонтанность эмоциональных проявлений ребенка.
Активно мешая ребенку переживать и выражать чувства, мы разрушаем его еще слабую интуицию. Эмоции и реакции даже самого близкого человека могут порождать «шумы», искажения, блокировать интуицию ребенка по той причине, что они более интенсивны и иные по модальности. Например, ребенок с интересом и восторгом тянется к новой для него игрушке, а мама с ужасом кричит: «Ужас! Какая гадость! Брось немедленно!», будто это ядовитая змея или мина. Не понимая причин такого страха, ребенок впредь будет бояться всего нового и необычного, а главное, расти с чувством нарастающего разрыва между ним и миром, в котором за яркими оболочками скрываются опасные, грязные, вредные вещи.
Прежде чем гасить порывы детей, спросите их, что они чувствуют и почему. Принцип дальнейшего реагирования тут старый как мир: положительные эмоции нужно усиливать, негативные – ослаблять. Если ребенок показывает свой рисунок с радостным ожиданием, мы догадаемся воскликнуть: «О, неужели это ты сам?! Какой красивый! Молодец!» А что мы говорим, когда рисунок у него не получается и слезы текут по щекам? «Чего ты плачешь из-за такой ерунды?» (ребенок слышит: «Рисунок твой ерунда, твои слезы чепуха, а ты сам мелочь, из-за которой я, такой большой и важный, вынужден отрываться от дел!») Или мы все-таки отвлекаемся от дел, отдавая должное переживаниям ребенка, и пытаемся расставить более позитивные акценты? «Давай-ка посмотрим, что тут интересного? Ты рисуешь, это здорово! Немного не так? Расстроен? Понимаю. Бывает. А что бы ты хотел? А, понял! Спасибо, что показал. Я уверен, что вместе мы что-нибудь придумаем. А так? Ну, мы можем взять другой листок и потренироваться…» Ребенок не заплачет, если он чем-то по-настоящему увлечен. А по-настоящему увлеченными мы бываем, когда видим перспективу и уверены в том, что сможем получить интересный результат.
Берите примеры удачного или неудачного решения проблемы из своего опыта. Главное, чтобы история заканчивалась хэппи-эндом
Дети до шести лет готовы считать своих родителей самыми красивыми, сильными, удачливыми, крутыми. Так и есть, именно родители чаще других оказываются рядом, только на них можно положиться, они умудряются все успевать и дома, и на работе… Мы все время делаем на глазах у детей что-то невообразимое, невозможное, сверхъестественное! Мы для них настоящие волшебники, гиганты, феи…
Как ни парадоксально, такое положение вещей может удручающе действовать на детей, если они не включены в водоворот событий и наблюдают за нами со стороны. Всем нам известны клише, обозначающие границу между миром взрослых и миром детей: «Ты еще маленький!», «Вырастешь – узнаешь!», «Не путайся под ногами!», «Если ты будешь мешать, я не успею ничего сделать!», «Много будешь знать – скоро состаришься» и т. д. Но щелкнуть по носу ребенка, который психологически и физически слабее вас, нетрудно. Самое большое искусство – поделиться своим опытом. Такие истории начинаются словами: «Когда я был маленьким…» – и далее вы выкладываете начистоту, как был разобран будильник, порезано мамино платье, отдан мамин шампунь в обмен на красивую пуговицу, сломан замок от шкатулки, в которой оказались нужные бумаги. Когда дети узнают, что их сильные родители когда-то были такими же слабыми, беспомощными и нелепыми, они умиротворяются. Их сердце наполняется уверенностью в том, что неудачи и приключения всегда заканчиваются хорошо. И они смеются вместе с нами. Это смех облегчения.
Оберегая свой безусловный авторитет, мы порой напускаем на себя важный вид, создаем себе ореол недосягаемости, всемогущества. Это не просто поза, непроницаемая маска родительского величия. Это хороший способ запугать ребенка, подавить в нем всякое желание пробовать что-то рисковое в вашем присутствии и с вашей помощью.
Не бойтесь потерять авторитет. Бойтесь потерять контакт с ребенком!
Учите ребенка переживать триумф. День рождения ребенка – лучший повод!
Некоторые люди не любят свой день рождения. Они никогда не приглашают гостей или стараются уехать подальше, болезненно и скептически относятся к дежурным поздравлениям, могут вернуть подарок… Внешнее объяснение состоит в том, что они не любят искусственных церемоний, деланного внимания, формальных пожеланий «здоровья, счастья и хорошего настроения». Вся эти аргументы – глубокая психологическая защита выросших детей, чьи надежды были обмануты, а чувства отвергнуты. Смогут ли они по-настоящему пережить свой триумф? Или точно также их сердце сожмется в неверии в свое счастье? Если человек психологически избегает триумфа, признания, ему не стать триумфатором. Даже если на голову свалится миллион долларов, причем заслуженно, как в случае Перельмана, желание укрыться, удалиться от всех потрясений будет только нарастать. На пике славы вместо триумфа он будет переживать панику, вместо принятия и признательности – дикий страх отвержения. Самые гениальные дети, если они чувствуют себя брошенными, нелюбимыми, могут вырасти несчастными.
Психологический смысл дня рождения – формирование положительной идентичности ребенка, самоощущения избранности . Если родители сомневаются, праздновать день рождения или нет, жалуются, что на него уходит слишком много денег и что для них это дополнительная нагрузка, ребенок начинает беспокоиться: «А рады ли родители, что он родился?» Если вместо долгожданной машинки мальчишке подарить рейтузы (совместить приятное с полезным!), ему будет нанесен роковой удар по «идеальному Я».
Или мы признаем все самое лучшее в своих детях, авансируем ему свои надежды, вселяем уверенность в неизбежность победы – или уничтожаем в них все самое светлое: амбиции, идеалы, детские мечты. В таком случае лучше действительно не праздновать.
Или мы усиливаем, укрепляем «идеальное Я» ребенка, или мы ослабляем его. Третьего не дано.
Наша практика строгого воспитания приучает относиться к сильным положительным эмоциям как к чему-то избыточному и даже неприличному. Скромные дети никогда не вырастут лидерами, даже если природа наградила их невероятными способностями. Скорее, они станут покорными сотрудниками, добросовестными работниками.
Если кто-то еще не решил для себя, баловать ребенка или нет, уверяю, что в день рождения нужно не пожалеть средств, а главное – самых превосходных слов в адрес именинника. День рождения – это подготовка к грядущему триумфу.
Но это не значит, что отмечать другие события запрещается!