Вслед за ребенком придумывайте новые слова, названия, имена. Это поможет ему овладеть речью и развить языковое чутье
Словотворчество детей можно рассматривать как частный случай экспериментирования с предметным миром, но через общение с другими людьми. Слово выступает символическим орудием, инструментом влияния на взрослого и «взламывания» сути объектов вокруг. Например, слово «котиха» в речи ребенка обозначает маму-кота, то есть кота женского пола. Словообразование идет по типу «врач – врачиха», «повар – повариха». А теперь спросите своего ребенка: что такое облепиха? Варианты: «горчичники», «вареники», «жвачка», то есть что-то такое, что лепят, прилепляют, слепляют. Уже другой принцип словообразования.
К. И. Чуковский, собиратель примеров детского творчества, считал, что невозможно освоить грамматику родного языка без творческого экспериментирования над словами.
– Не хочу топленое молоко!
– Почему?
– Зачем корову утопили?
Или:
– Купите мне пескаватор.
– Экскаватор?
– Нет, мне нужно песок грузить.
Мы смеемся над детскими речевыми поделками, потому что в речи взрослых ассоциации, вызванные созвучием слов, сходством их внешней формы, омонимами, являются одним из приемов создания юмористического эффекта, когда говорится одно, а подразумевается другое. Очевидно, в развитии языка был этап простого утилитарного использования слов, когда каждому понятию соответствовало одно слово. Но со временем язык стал избыточным, условным, слова удалились от ситуаций своего первоначального происхождения и стали рождаться от других слов, причем не по одному-двум правилам, а по целому своду правил и исключений. Ребенок пробует применять известные ему правила или придумывает свои.
Чем больше языковая практика, тем правильнее речь и богаче словарный запас.
Особенность современной ситуации развития ребенка заключается в том, что дети начинают понимать и знают больше, чем умеют произнести или объяснить. Они растут в информационно насыщенной среде: среди телевизоров, радио, компьютеров. Кто-то должен все это прокомментировать ребенку, чтобы снять напряженность, стресс неизвестности, кто-то должен научить грамотно произносить слова и строить предложения. Если такого взрослого нет, ребенок будет справляться сам, застревать на уровне простых манипуляций с предметами, образами. Четырехлетний малыш может виртуозно манипулировать курсором, управляться с джойстиком, но будет не в состоянии объяснить, чем он занимается. Логопеды бьют тревогу, потому что у детей все чаще не сформирована даже артикуляция, то есть они говорят нечленораздельно, непонятно, хотя умственное развитие у них в пределах нормы.
Период, когда значения – суть вещей, которую открывает ребенок в процессе экспериментирования, – облачаются в прекрасные словоформы, занимает несколько лет. Наверстать упущенное за десяток походов к логопеду не удастся. Чудес не бывает. Вот вам еще одна страшилка и повод всячески приветствовать речевые эксперименты детей, стимулируя развитие и речи, и мышления.
Делитесь с ребенком своими детскими мечтами: «А вышло еще лучше!»
Все люди мечтают о трех вещах: невозможном, запрещенном и опасном. Именно поэтому родителям трудно рассказывать о своих детских фантазиях. К тому же сбывшаяся мечта переходит из разряда фантазий в разряд законченных историй, которые по законам памяти забываются, так как теряют всякую актуальность.
Как ни парадоксально, родительские запреты и предупреждения стимулируют фантазию ребенка. «Никогда не думай о белой обезьяне!», «Забудь о том, чтобы гулять в такую погоду!», «Я запрещаю тебе дружить с этим мальчиком!», «Если не будешь меня слушаться, мы не пойдем в зоопарк!» Вы думаете, что после таких слов ребенок будет стараться и слушаться? Он будет мечтать о зоопарке, дружбе с плохим мальчиком, прогулке под дождем и встрече с белой обезьяной.
Дети мечтают о том, чтобы вырасти и делать все, что захочется. А хочется детям вот что:
• посмотреть, как живут в других странах, и, может, там поселиться, если уж «в этой стране сплошной бардак»;
• подружиться с необыкновенными людьми и заняться вместе с ними чем-то интересным, если уж родители уныло «пашут день и ночь»;
• заработать много денег, чтобы купить все, что захочется для себя и для родителей, чтобы не жаловались и не ныли, как маленькие;
• спать и есть, когда захочется, а не тогда, когда придумали взрослые;
• никогда не болеть и никогда не умирать – придумать, наконец, такую таблетку;
• приобрести компьютер и играть в самые интересные игры на свете;
• жениться на самой красивой актрисе; выйти замуж за очередного английского принца или хотя бы за милого соседа дядю Витю – он все равно разводится;
• стать самым умным, самым богатым и самым хитрым, чтобы получить премию и чтобы потом ее не отняли.
За этими стратегиями фантазирования – грезы об идеальном мире, таком, каким он должен быть. Методы достижения идеалов подсказывают сказки – это волшебство и редкая удача. А также помощь людей с необыкновенными способностями.
А что мы обычно говорим детям? «Я тоже мечтал, когда был маленький, ну и что? Потом жизнь научила, пообломала…», «Хватит фантазировать – тебе лишь бы ничего не делать!», «А кто будет платить за твои фантазии?»
Идеалы и мечты вдохновляют нас на подвиги. Они мобилизуют нас в период трудностей. Они ориентируют нас в событиях и людях. Они расширяют наши горизонты.
А если так, то наши дети готовы выслушать что-то совсем другое. «Когда я была маленькой, я хотела переехать в большой город. И вот я здесь!», «Когда я была маленькой, я мечтала выйти замуж за необыкновенного человека, чтобы родить необыкновенного ребенка. Вот такого, веселого, в крапинку. Пожалуй, вышло даже лучше! Я и мечтать о таком не могла!»
Взрослые, мечты которых сбываются, очаровывают и переходят в разряд волшебников – тех самых необыкновенных людей, с которыми хочется заняться чем-то по-настоящему интересным.